«Это правдивая история. События, показанные в этом фильме, произошли в Миннесоте в 1987 году. По просьбе выживших имена изменены. Из уважения к погибшим все остальное передано в точностью так, как было» («Фарго»).
Она появится на экране на 33-й минуте фильма. Большие синие и очень чистые глаза на простом и милом лице. Глубоко беременная. Очаровательно-неуклюжая. Она будет почти все время что-то есть. Когда не будет стрелять. Она так завораживающе прекрасна и невероятно крута, что мы забудем о шикарных длинноногих подругах Бонда. Мы останемся навсегда пленены этой постоянно вздыхающей от удивления Мардж, следователем из черной комедии братьевКоэнов«Фарго».
В маленьком городке Фарго торговец автомобилями Джерри Лундегаард договаривается с двумя бандитами — ужасно болтливым Карлом Шоуолтерером и скандинавского типа молчаливым Гэиром Гримсрудом — об инсценировке похищения его жены. Джерри нужно выманить деньги из своего богатого тестя Уэйда Густафсона. Договорившись с бандитами о злодеянии, Лундегаард возвращается домой в Миннеаполис и неожиданно заключает удачную деловую сделку, благодаря которой он сможет заработать деньги. Джерри пытается дозвониться до бандитов, чтобы отменить «спецзаказ» на похищение жены, но телефоны наемников не отвечают.
Между тем, Карл и Гэир похищают жену Джерри. Но ситуация резко начинает выходить из-под контроля неудачливых похитителей. В результате проливается много невинной крови, включая особо драгоценную полицейскую кровь. И тут в дело вступает местный следователь, сильно беременная Мардж Гандерсон. И все великие сыщики в истории кино начинают нервно и завистливо курить, глядя на нее.
Джоэл и Итан Коэны всегда сильно путались в показаниях насчет того, откуда, собственно, взялась эта история. Иногда они ссылались на статью в газете, иногда на свою бабушку, иногда вообще делали большие и невинные глаза. В общем, просто сели и написали сценарий «Фарго». Джоэл занял продюсерское и режиссерское кресла, Итан ограничился сценарием.
Роль Мардж была написана специально для жены Джоэла, прекрасной актрисы Фрэнсис Макдорманд. Фрэнсис была несколько удивлена сим фактом, потому что муж и брат мужа давно не давали ей ролей в своих фильмах. Уильям Х. Мэйси буквально вырвал себе роль Джерри Лундегаарда. Стив Бушеми получил роль Карла Шоуолтерера как друг семьи Коэнов. Роль Гэира исполнил Питер Стормаре. Отца жертвы Уэйда Густафсона сыграл актер и певец Харви Преснелл. Образ молчаливого и добродушно-бесстрастного мужа Мардж воплотил театральный актер Джон Кэролл Линч.
Восхитительные виды заснеженной Северной Дакоты, которая исполнила роль штата Минессота в фильме, снял оператор Роджер Дикинс. Композитор Картер Беруэлл написал музыку почти ко всем фильмам братьев. Основой для главной темы его восхитительного душераздирающего саундтрека послужила норвежская песня «The Lost Sheep». Музыка в «Фарго» вообще занимает особое место.
Джоэл Коэн, оператор Роджер Диккинс и Итан Коэн
«Фарго» вышел на экраны в апреле 1996 года и при сравнительно небольшом бюджете в $7 миллионов в мировом прокате добавил к этой цифре еще один ноль. И здесь надо уточнить, что первый прокат на родине был ограниченным — всего 36 кинотеатров. Но «операция "Фарго"» братьев Коэнов прошла исключительно успешно. Фильм получил семь номинаций на «Оскар»: «Лучший фильм», «Лучший оригинальный сценарий», «Лучший режиссер», «Лучший оператор», «Лучшая роль второго плана» (Уильям Х. Мэйси), «Лучший монтаж» и, конечно, «Лучшая женская роль». Братья выиграли «Оскар» за сценарий, а Макдорманд стала лучшей актрисой. Джоэл выиграл в Британской академии (BAFTA) престижнейшую номинацию David Lean Award for Direction как «Лучший режиссер» и приз за «Лучшую режиссуру» на Каннском фестивале. Всего фильм собрал шесть десятков разных наград.
В 2006 году картину внесли в «Национальный реестр фильмов США» как имеющую культурное, историческое или эстетическое значение. Легендарный чикагский кинокритик Роджер Эберт поставил ее на четвертое место в своем списке лучших фильмов 90-х, сказав: «"Фарго" — один из лучших фильмов, которые я когда-либо видел».
«Фарго» по праву считается классическим образцом черной комедии. Но, строго говоря, там нет моментов, когда хочется весело хохотать. Юмор в «Фарго» какой-то тонкий и специфический, на нюансах. Моментами «Фарго» становится романтичным. Снег и лес — это всегда очень романтично. А когда на фоне красивых заснеженных веток торчит отрезанная нога в белом носке — романтика становится непереносимо прекрасной.
Все актеры играли в фильме сказочно, но Фрэнсис Макдорманд была волшебной. На все, что она делает, смотришь, затаив дыхание: набирает еду на поднос, ест, слушает мужа, ходит по снегу, стараясь не упасть, размышляет, сидит на свидании с одноклассником, арестовывает преступника... Ее Мардж — это какая-то поэма. Наверно, «Фарго» — единственный коэновский фильм, где все мужские персонажи оказались вторым планом для дамы.
В этой ленте нет какого-то потрясающего детективного сюжета, но история рассказана таким дивным языком, что даже когда смотришь фильм в десятый раз, охватывает благоговейный трепет перед Коэнами. Откуда бы они ни взяли эту историю, это уже неважно.
«У нас ведь все хорошо, правда?»
Предыдущие рецензии-аннотации на фильмы из Топа 250: