«Ничего нет хорошего, когда приходится кого-то ненавидеть» (Аттикус Финч, «Убить пересмешника»).
Иногда (очень редко) в истории кино случается такое чудо — экранизация прекрасного литературного произведения оказывается равноценна первоисточнику. Печатный оригинал и фильм становятся единым целым, и, перечитывая книгу, мы видим лица героев.
А может, такое чудо произошло лишь однажды... Порой кажется, что герои этого романа просто встали со страниц и сошли на экран, а когда фильм закончился, вернулись обратно.
Американский Юг начала 30-х годов, очень медленно приходящий в сознание после Великой депрессии. Маленький городок с деревянными особняками, в котором мало что изменилось со времен Гражданской войны. Ну, разве что девочка, дочка адвоката, носит комбинезон, как у фермеров. Адвокат Аттикус Финч после смерти жены в одиночку воспитывает двоих маленьких детей — сына Джима и его младшую сестренку Джин Луизу по прозвищу Глазастик. И воспитывает он их достаточно свободно, поэтому дети иногда ходят на голове. А когда к соседней даме приезжает погостить ее юный племянник Дилл, ребятишки и вовсе сходят с ума.
Рядом с Финчами живет странная семья Рэдли. Про их сына ходят ужасные слухи... Его мало кто видел, и дети называют его Страшилой. Они пытаются посмотреть на него, но у них ничего не получается. В это время в городке начинается судебный процесс над чернокожим рабочим Томом Робинсоном, обвиненном в изнасиловании белой девушки. Аттикус, увидев в деле массу противоречий, берется защищать Тома. Тем временем, дети находят в дупле одного дерева разные вещи — сначала сломанные часы, потом перочинный ножик, а потом две деревянные фигурки, поразительно похожие на них самих. В судебном процессе объявляется перерыв до следующего лета, Дилл уезжает к матери, сосед закрывает дупло, и только спустя год события начнут раскручиваться с новой силой...
Автор книги Харпер Ли и Глазастик (Мэри Бадем) на съемках
.
Один из лучших романов XX века, «Убить пересмешника» вышел в свет в 1961 году. Писательница Харпер Ли получила за него Пулитцеровскую премию, а Голливуд сразу же выкупил права на экранизацию.
А дальше все сложилось как-то само собой. Никто не собирался снимать шедевр, и Харпер Ли понятия не имела, что ее произведение всегда будет входить во все сотни лучших книг в истории человечества. Обычная голливудская практика: вышел бестселлер — надо экранизировать. Но иногда правила устанавливают не боссы студий, а добрые феи.
Студия Universal Pictures пригласила не очень известного режиссера Роберта Маллигана. Роль Аттикуса Финча актер Грегори Пек получил на конкурсной основе. Но продюсер проекта, будущий знаменитый режиссер Алан Дж. Пакула, видимо, хорошо знал, что творил.
Директору по кастингу надо было при жизни поставить памятник за подбор юных актеров. Джима сыграл Филлип Элфорд. Мэри Бадем (Глазастик) — это вообще отдельная история. В Дилла перевоплотился весьма своеобразный мальчик Джон Мегна, и, принимая во внимание одно обстоятельство, о котором чуть ниже, кастинг был проведен отменно.
Фильм вышел на экраны в 1962 году и лихо окупил бюджет в десять раз. Но это было только начало.
Картина удостоилась восьми номинаций на «Оскар». Грегори Пек получил свою первую премию Киноакадемии за «Лучшую мужскую роль», и по «Оскару» отошло сценаристу и художнику-постановщику. Мэри Бадем, к сожалению, «Оскара» не дали, а лучшим фильмом года оказался «Лоуренс Аравийский» с Питером О'Тулом. Такие были времена, что в год выходило по два фильма, делающих историю кино.
Грегори Пек лишил О'Тула«Оскара» и «Золотого глобуса», но отдал ему премию BAFTA.
«Убить пересмешника» вошел в десятку лучших американских фильмов в десяти классических жанрах по версии AFI, заняв первую строчку в жанре «Судебная драма», а Финч по праву занял первое место в объединенном списке «Величайших киногероев и кинозлодеев».
Лента, разумеется, была также внесена в Национальный реестр фильмов США как имеющая культурное, историческое или эстетическое значение.
Судебная драма занимала в картине примерно треть повествования. Но она была характерна для американского Юга, каким он был на протяжении большей части ХХ века: черный мужчина и белая женщина. Драма очень тонкая, на нюансах, которые могут быть понятны тем, кто интересуется историей американского Юга и «становления» так называемого «белого отребья», появившегося после Гражданской войны Севера и Юга. «Ты... посочувствовал... белой женщине???», — взывал прокурор к Тому Робинсону.
Но судебный процесс смотрится с необыкновенным интересом — Харпер Ли оказалась достойной наследницей Уильяма Фолкнера в описании межрасовых противоречий на Юге и сексуальной подоплеки дела.
Небольшая роль якобы изнасилованной девушки Майеллы была отыграна Коллин У. Пэкстон совершенно блистательно. Через 30 лет снимут фильм «Время убивать», и выяснится, что дела на Юге за полвека практически не сдвинулись с мертвой точки.
А дети... Дети всегда остаются детьми. Вы думаете, что про знаменитого писателя Трумена Капоте, автора «Завтрака у Тиффани», было снято два фильма — «Капоте» и «Дурная слава»? Нет. Про него еще был снят фильм «Убить пересмешника». Маленький нахальный летний приятель Глазастика и Джима, тот самый Дилл — это и есть юный Трумен Капоте собственной персоной.
«А я, когда вырасту, наверно, стану клоуном», — говорил он, не зная, что станет знаковым писателем второй половины ХХ века.
Мальчик с чемоданом — Дилл, будущий писатель Трумен Капоте
.
Они с Харпер Ли подружились еще в детстве, в таком вот маленьком городке в Алабаме, и общались всю жизнь. И Харпер, которая написала роман как раз по мотивам своего детства, конечно, не могла не обессмертить своего лучшего друга и первого читателя ее необыкновенной книги.
Аттикус Финч в исполнении Пека — это мечта о том, каким должен быть настоящий отец. Сильным, добрым, справедливым, заботливым, строгим ровно настолько, насколько нужно. Легендарная сцена с бешеной собакой в фильме выглядит сильно, как и была прописана в оригинале: дети не должны знать, что их отец умеет весьма метко стрелять... Но ему приходится выстрелить.
Так что же там с загадочным Страшилой, который жил по соседству? Ну, один раз Глазастик и Джим, конечно же, попали в большую переделку, и вот тогда...
Впрочем, вы должны посмотреть этот замечательный фильм сами. Или прочитать книгу. Но лучше сделать и то, и другое.
Предыдущие рецензии-аннотации на фильмы из Топа 250: