Любая реальная история, которая со временем становится легендой, обрастает вымыслами и противоречиями. Кто-то видит одно, кто-то упорно хочет видеть совершенно другое.
В истории человечества было много страшных времен. Слишком много для одного человечества. Какие-то факты до нас просто не дошли, потому что не осталось никого, кто бы мог про них рассказать. Но это страшное время было достаточно недавно, чтобы сведения о нем не только сохранились, но и были строго задокументированы. Это время называлось Холокост, что в переводе с древнегреческого означает «всесожжение». Но абсолютное зло всегда порождает ответное добро.
Много людей противостояли Холокосту — помогали спасать евреев от тотального уничтожения нацистами. Одним из них был уроженец Австро-Венгрии, предприниматель Оскар Шиндлер. Он спас примерно 1200 человек. Фильм «Список Шиндлера» рассказал его историю всему миру.
Мы не имеем права забывать такие вещи, и если для того, чтобы человечество о них помнило, необходимо снимать фильмы, значит, надо их снимать.
В 1939 году все евреи Кракова, как и все евреи в Европе, были отправлены в гетто. В город прибыл судетский предприниматель, член нацисткой партии Оскар Шиндлер. Прибыл в надежде увеличить свое состояние. Раздавая направо и налево взятки, он получил возможность купить завод по производству металлической посуды. Самая дешевая рабочая сила в оккупированном городе — евреи. Шиндлер поручает управление предприятием видному члену еврейской общины Ицхаку Штерну, который знает всех в городе.
Сам Шиндлер сближается с местными нацистскими боссами и особенно с прибывшим в город офицером СС Амоном Гетом. Гет прибывает в Краков, чтобы создать концентрационный лагерь Плашов и «зачистить» краковское гетто.
Проходят годы, и конец войны уже близко. Гет получает приказ отправить всех евреев в Освенцим для уничтожения и закрыть лагерь. За годы жизни в Кракове Шиндлер сблизился со многими своими рабочими и увидел другую сторону войны. Но теперь его новые друзья стояли на краю гибели. И тогда ему пришла в голову идея, как он может спасти своих рабочих. Вместе с Ицхаком Штерном они начинают составлять список сотрудников, необходимым Шиндлеру для работы в Чехии.
Книга Томас Кенилли«Ковчег Шиндлера» вышла в печать в 1982 и выиграла Пулитцеровскую премию. В своем исследовании Кенилли подробно описал историю Оскара Шиндлера и других участников тех событий.
Стивен Спилберг предложил студии Universal Pictures купить права на экранизацию. Но на первом этапе режиссер счел себя эмоционально не готовым снять такой трудный фильм. Он предложил студии кандидатуру Романа Полански, который фактически был участником событий — его мать погибла в Краковском гетто, а его самого спасли. Но Полански в тот момент тоже оказался морально не готов.
В списке режиссеров, которым студия предложила заняться постановкой картины, были Сидни Поллак и Мартин Скорсезе, но оба заявили, что фильм так или иначе должен снять сам Спилберг.
Стивен Спилберг на съемочной площадке
И в 1992 году Стивен Спилберг возглавил съемочный процесс. Книгу Кенилли для фильма адаптировал сценарист Стивен Зейллиан. Оператором выступил Януш Камински, с которым Стивен сотрудничает регулярно.
Кастинг проходил довольно сложно. Многие голливудские звезды выразили свое желание сыграть Оскара Шиндлера, но Спилберг решил не брать известных персон, и пригласил на главную роль малоизвестного тогда ирландского актера Лиама Нисона. На роль Амона Гета был приглашен британец ирландских кровей — Рэйф Файнс, который тоже пока не являлся звездой. Единственным известным актером оказался только обладатель «Оскара»Бен Кингсли, сыгравший Ицхака Штерна.
Натурные съемки фильма проходили в Кракове. «Список Шиндлера» вышел на экраны 15 декабря 1993 года и заработал в мировом прокате около 150 миллионов долларов.
Фильм собрал почти все профессиональные награды. «Список Шиндлера» получил 12 номинаций на «Оскар» и выиграл семь — «Лучший фильм года», «Лучший режиссер», «Лучший оператор», «Лучший адаптированный сценарий», «Лучший композитор» (Джон Уильямс), «Лучший художник-постановщик» и «Лучший монтаж». Лиам Нисон и Рэйф Файнс были номинированы на «Лучшую мужскую роль» и «Лучшую мужскую роль второго плана» соответственно. «Список Шиндлера» сделал обоих суперзвездами. Картина также получила четыре «Золотых глобуса» и семь номинаций Британской академии (BAFTA). Лиам Нисон выиграл «Золотой глобус», а Рэйф Файнс — BAFTA.
Позднее лента вошла в список «100 лучших американских фильмов» по версии Американского института киноискусства, где заняла восьмое место. Оскар Шиндлер в исполнении Лиама Нисона занимает 13-е место в «Списке величайших киногероев», Амон Гет расположился на 15-м месте в «Списке величайших кинозлодеев».
Спилберг вместе с оператором Янушом Камински приняли решение снять черно-белый фильм. Но, наверно, в этом и заключается, высший пилотаж операторского искусства, когда посмотрев черно-белую ленту, помнишь все происходящее на экране в цвете.
Спилберг и Камински передали поклон Сергею Эйзенштейну, оставив в фильме одно цветовое пятно — красное пальто маленькой еврейской девочки. Напомним, в 1925 году великий русский режиссер в своем черно-белом шедевре, фильме «Броненосец Потемкин», раскрасил красным лишь одну вещь — флаг.
Одной из составляющих поразительного воздействия «Списка Шиндлера» стала гениальная музыка Джона Уильямса. Один раз услышав главную тему фильма, уже невозможно ее забыть. Скрипичную партию сыграл известный музыкант Ицхак Перлман.
В какие бы жестокие времена ни жили люди, нужно всегда оставаться людьми. Оскар Шиндлер мог закрыть глаза на все и уехать после войны в Аргентину. Но он уехал в Аргентину с чистой совестью, потому что не захотел закрыть глаза.
Амон Гет, начальник концлагеря, в каком-то запредельном исполнении Рэйфа Файнса, казалось бы, воплощает абсолютное зло. Но если бы в этом мире все было таким простым — или черным, или белым. Амон Гет влюблен в Лену Хирш (Эмбет Дэвидц), еврейскую девушку, заключенную из его лагеря, которую он взял к себе горничной. Никаких отношений между ними не было. Гет был убежденный нацист, который не мог себе позволить просто дотронуться до «нечистой». Для Лены Хирш было немыслимо иметь что-то общее с нацистом, который часто терял человеческий облик. История Амона Гета и Лены Хирш ничем не напоминала один из самых спорных фильмов 70-х годов — «Ночной портье» режиссера Лилианы Кавани.
Но правда такова, что без подписи Амона Гета список Шиндлера, был бы недействительным. Скорее всего, видя близкое поражение, Гет пытался выторговать себе прощение. Список он подписал, но прощение вряд ли было возможным.
Смотреть «Список Шиндлера» мучительно тяжело. Еще тяжелее пересматривать. Спилберг снял свой лучший фильм, как бы забыв все, что он снимал до этого.
Поезд увозит спасенных узников концлагеря в Чехию, подальше от Освенцима. Они стоят у окна и смотрят, как концлагерь становится все дальше и дальше. И лицо Лены Хирш крупным планом — на нем нет облегчения, потому что нельзя стереть память, все это останется навсегда с нею.
Фильм не пытается ничему учить. Его делали люди, которые знали, что человечество не учится на своих ошибках. «Список Шиндлера» просто рассказывает нам эту историю для того, чтобы ее не забыли.
Если вы не видели этот фильм и не страдаете некоторыми «заболеваниями» человеческого разума, то обязательно посмотрите его. Вы увидите удивительную историю о том, как величайшее зло порождает величайшее добро. И вы поймете, что это мир не такой отстой, как иногда может показаться.
Предыдущие рецензии-аннотации на фильмы из Топа 250: