Смешной, захватывающий и романтичный фильм «Назад в будущее» был и остается настоящим хитом из 1980-х. Энергичный Майкл Дж. Фокс, полусумасшедший Кристофер Ллойд, запоминающийся саундтрек, продуманный сценарий и выдающаяся режиссерская работа Роберта Земекиса сделали этот фильм незабываемым уже для нескольких поколений зрителей. Несмотря на двасиквела, именно первый фильм остается всеми любимой классикой. Это удивительно теплое, остроумное и вызывающее ностальгию кино отмечает сегодня 35-летний юбилей.
Как это часто случается, «Назад в будущее» мог никогда не случиться. Даже когда съемки уже начались, актерский состав был не тем, что зритель увидел в итоге. Сценарий фильма, совместное детище Земекиса и Боба Гейла, появился на свет после того, как Гейл наткнулся на выпускной альбом отца и задумался, смог бы он подружиться с молодым папой, если бы ходил в школу в то же время. Как только история о подростке, путешествующем в 50-е, обрела форму, авторы сразу осознали, что хотят видеть в главной роли звезду ситкомов Майкла Дж. Фокса. Однако продюсеры сериала «Семейные узы» не захотели отпускать своего ведущего актера на съемки фильма, так как тот был слишком ценным участником их проекта. При помощи присоединившегося к команде Стивена Спилберга Гейл и Земекис заново провели кастинг, и среди популярных тогда у подростков актеров, в числе которых были Си Томас Хауэлл, Джон Кьюсак и Джонни Депп, выбрали Эрика Столца.
Съемки начались в ноябре 1984-го, но уже спустя пару недель производства Земекис ощутил себя в худшем из возможных кошмаров Голливуда: и на съемочной площадке, и за ее пределами было понятно, что Столц, будучи великолепным актером, совершенно не подходил на роль Марти МакФлая. Учитывая два предыдущих провала режиссера, «Подержанные автомобили» и «Я хочу взять тебя за руку», Земекис не мог позволить себе еще одну ошибку, а бюджет в $14 миллионов не позволял все бросить и начать съемки заново. Тем не менее когда Роберт рассказал о проблеме Спилбергу, у «Назад в будущее» появился второй шанс.
Эрик Столц получил достойные отступные, Спилберг, как фокусник, достал еще $3 миллиона на пересъемки, а Земекис добился участия в фильме Майкла Дж. Фокса. Впрочем, актер так хотел получить роль, что был готов сниматься в «Семейных узах» днем, а в «Назад в будущее» — по вечерам и выходным. Несмотря на этот сумасбродный график, команде фильма удалось создать картину, полностью перевернувшую представление Голливуда о путешествиях во времени.
Что касается Кристофера Ллойда, харизматичный мужчина с подвижной мимикой всегда порхал между театром, ТВ и кино, каждый раз производя большое впечатление, но не застревая в одном образе. Эту историю стоит начать издалека. После дебюта в 1975-м в роли сумасшедшего в драме «Пролетая над гнездом кукушки» актер переоделся в рясу священника в сериале «Такси». Сбежав из автопарка, Ллойд перевоплотился в командира клингонов в фильме «Звездный путь 3: В поисках Спока», после которого оставался всего один год до безумного гения Дока Брауна. Далее актер был совершенно неузнаваем в мантии судьи в фильме «Кто подставил кролика Роджера», с бритой головой в «Семейке Аддамс» и с коварной улыбкой в «Трассе 60». Помимо съемки во множестве других малобюджетных картин, Ллойд посвятил полжизни озвучке персонажей мультфильмов, и Дока сейчас гораздо чаще можно услышать, а не увидеть.
Для Роберта Земекиса «Назад в будущее» стал фильмом, прочно закрепившим за ним репутацию разностороннего и удачливого режиссера (признание пришло к нему с картиной «Роман с камнем», вышедшей на экраны всего лишь за год до приключений Марти и Дока). Следующим успехом после трилогии о путешествиях во времени стал нуарный фильм «Кто подставил кролика Роджера», показавший миру возможность соединения в одной картине живых съемок и мультипликации. За детективом последовали черная комедия «Смерть ей к лицу», милый «Форрест Гамп», вдумчивая фантастика «Контакт», робинзонада «Изгой» и психологический триллер «Что скрывает ложь». Любовь Земекиса к анимации также подарила миру «Полярный экспресс» и «Рождественскую историю». Однако ни одна работа режиссера после «Назад в будущее» не смогла превзойти этот фильм по значимости оставленного в истории кино следа — такого же яркого, как полыхающий огнями путь DeLorean DMC-12.