Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
14.08.2014 17:18

Джон Майкл Макдонах: «Не признаю авторитетов»

«Голгофа» Джона Майкла Макдонаха — многогранная работа. Она куда мрачнее его более комедийного режиссерского дебюта «Однажды в Ирландии». Главную роль сыграл все тот же Брендан Глисон, на этот раз облаченный в рясу католического священника.

Его герой — порядочный человек, которому осталось жить ровно неделю: один из окружающих его грешников-прихожан пообещал убить его в воскресенье. Журналисты портала Playlist встретились с режиссером этого фильма на международном кинофестивале в Карловых Варах. Режиссер и сценарист с удовольствием поделился своими мыслями о снятой им неоднозначной картине и о своих дальнейших планах.



«Голгофа» по жанру — черная трагикомедия, то есть очень неожиданная смесь и мрачного, и смешного. Расскажите о том, как зрители к этому отнеслись.

Ну, многие говорят, что я сильно переборщил либо с одним, либо с другим, и этот «перебор» им не нравится. То есть фильм либо слишком комедийный для такой серьезной темы, либо, наоборот, слишком мрачный для комедии.

Это получилось из-за того что Ваш предыдущий фильм, «Однажды в Ирландии», уже заронил в зрителях какие-то ожидания, и вот они-то и не оправдались?

Совершенно верно. У нас в Ирландии фильм пользовался популярностью, но нельзя сказать, что народ валил на него толпой. Думаю, все ожидали увидеть «Однажды в Ирландии 2», а когда зрители получили нечто совершенно другое, им это не очень понравилось.



Вы говорите с британским акцентом и невероятно мастерски работаете с диалогом. В этом отражен свойственный ирландцам творческий подход к языку, в котором есть место всему: и откровенному невежеству, и настоящей образованности...

Да, у меня редко встречаются глупые персонажи, или те, которым нечего сказать. К тому же, герои «Голгофы» несколько гротескны: таких не встретишь в окрестностях Слайго. Ну, может найдется пара-тройка чудаков наподобие героя Киллиана Скотта. Он, конечно, очень странный со своим косноязычием и галстуком-бабочкой, но именно этот образ взят из реальной жизни. Что до акцента, помните дочь главного героя? У нее тоже британский акцент: мне хотелось показать, что между ней и отцом существует некое отчуждение, которое выражается, например, в том, что они по-разному говорят.



О черном юморе в Вашем фильме сказано немало. Но вот лично мне показалось, что в нем также есть нечто неконтролируемое, какая-то злость, агрессия.

А как же! Есть, и немало. Эта злость направлена против существующих авторитетов. Я на самом деле считаю себя анархистом и не признаю авторитетов. Таким же анархистским по сути был и фильм «Однажды в Ирландии», но зритель этого как-то не заметил. Мой третий фильм будет еще мрачнее, и беспорядка в нем будет еще больше: хочется испытать «границы дозволенного». А вообще, с комедиями всегда такая «засада»: поначалу люди просто смеются, и только потом начинают думать, что значили слова, произнесенные на экране. Но кино — это, в первую очередь, развлечение, и фильм «Однажды в Ирландии» получился более «развлекательным», только и всего. Просмотр «Голгофы» можно сравнить с прослушиванием песен Ника Кейва или Тома Уэйтса: они, действительно, «цепляют». Они очень грустные, но от этого не перестают быть развлекательными. Уж точно не менее развлекательными, чем, скажем, Disney.



Конечно, хорошая песня, даже самая тоскливая, может воодушевить, дать чувство сопричастности чужому настроению…

Точно. Однажды Брендан сказал такую замечательную фразу: «Цель настоящего искусства заключается в том, чтобы сделать нас менее одинокими». Я абсолютно, на сто процентов с ним согласен.

Ваш герой как раз очень одинок: пожалуй, единственный порядочный человек во всем городке.

И это-то и есть основная проблема: каким образом он оказывается в центре сюжета? Он должен реагировать на то, что происходит вокруг него, на толпу грешников, которая окружает его в городе. Но не все эти люди безнадежно испорчены. К примеру, героиня Орлы О’Рурк. По тому, что она говорит, видно, что она — очень неглупая женщина, и я был удивлен, увидев столько откровенно негативных и шовинистских отзывов. Когда Вероника говорит: «Вот это мне всегда в вас нравилось, Отец: Вы слишком умны для этой паствы», — она говорит это, в том числе, и про себя.



Когда создаешь гротескных героев и сознательно сгущаешь краски, очень трудно вовремя остановиться и не «переборщить»...

Наверное, единственный образ, с которым я переборщил, — это тот «гомик по вызову», говорящий как герой гангстерского фильма 30-х годов. Многие зрители просто не поняли, в чем дело. Я хотел сказать, что в прошлом этот человек получил серьезную психологическую травму, став жертвой насилия, и потому, чтобы это пережить, вообразил себя не тем, кем он является на самом деле. Но, похоже, я уж слишком запутал зрителя.

Вы планируете завершить трилогию с участием Брендана Глисона фильмом под названием The Lame Shall Enter FirstХромые внидут первыми»). Расскажите об этом подробнее.

Это название я позаимствовал у одного из моих любимых авторов, Фланнери О'Коннор. В этом фильме герой Брендана будет разъезжать по южному Лондону в инвалидной коляске, расследуя убийство и параллельно ведя бесконечные споры со здоровыми людьми, которых он презирает. Также перед начальными титрами будет сцена, в которой показано, как главный герой стал калекой: когда он работал полицейским и жил в Ирландии, его ранили в спину. Затем мы видим его в Лондоне пятнадцать лет спустя: бывший полицейский в стельку пьян, вечно под наркотой, все время лезет в драку…



И не жалует инвалидов?

Не жалует! И когда одного из его товарищей, человека с синдромом Дауна, убивают, он пытается вновь «встать на ноги», распутав дело. Это основная сюжетная линия. Есть еще второстепенная: человека, стрелявшего в главного героя, выпускают из тюрьмы, и калека задумывает месть. Не особенно привлекательный персонаж, будем откровенны.

На каком этапе работы Вы сейчас находитесь?

Я все время думаю над сюжетом, но сценарий пока еще далек от завершения. Пора бы уже его написать! Я также планирую включить в сценарий двух героев из предыдущих фильмов: инспектора из «Голгофы» (Гари Лайдон) и террориста из ИРА из «Однажды в Ирландии» (Пэт Шорт).



Расскажите про еще один Ваш проект — фильм про шайку Бонно.

Ах, да, видел интервью, в нем еще допущена опечатка: «Бонно» написано с одной «н», как Боно из U2… Но не важно! Это история из жизни, действие происходит в Париже в начале ХХ века. Ее герои — французские грабители-анархисты, вооруженные десятком пистолетов, спрятанных в глубоких карманах их длинных пальто. Эти ребята вступили в серьезную конфронтацию с полицией, что повлекло за собой две облавы. Думаю, это один из тех фильмов, которые, если снять их по-настоящему хорошо, могут стать шедеврами, но при этом понимаешь, что до настоящего шедевра тебе далеко, и потому нужно еще работать и работать. К тому же, по опыту фильма «Однажды в Ирландии» я уже знаю, что драки и перестрелки снимать очень и очень скучно. Ну вот очень-очень.

И, наконец, что Вы думаете про новую тенденцию в кино — показывать насилие в церкви?

Думаю, что это не очень-то и тенденция. Ну, «Филомена», «Крестный путь», «Сестры Магдалины» — и все. Наверное, все еще впереди. Но тут, как мне кажется, дело в другом. Если снимать фильм чисто об этом, то получится хоррор, а я не планирую снимать ужастики. К такой теме надо подходить издалека.



Источник: Playlist
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
232
Аэроплан
Airplane! (7.80)
233
Королевство полной луны
Moonrise Kingdom (7.80)
234
Идентификация Борна
The Bourne Identity (7.80)
235
Суд над чикагской семеркой
The Trial of the Chicago 7 (7.80)
236
Горбатая гора
Brokeback Mountain (7.80)
237
Эффект бабочки
The Butterfly Effect (7.80)
238
Счастливое число Слевина
Lucky Number Slevin (7.80)
239
Реальная любовь
Love Actually (7.80)
240
Беглец
The Fugitive (7.80)
241
О, где же ты, брат?
O Brother, Where Art Thou? (7.80)
весь топ