Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
18.11.2012 19:19

Пистолет, Париж, туман: смотрите на этой неделе

Наступающая неделя удивительна, прежде всего, тем, что две главных премьеры — наши, отечественные — очень разные и по духу, и по стилистике, но одинаково важные и своевременные. В остальном же — все довольно скромно: странная романтическая комедия «Мой парень — псих», еще более странная комедия положений «Невероятные приключения американца в Армении» (в оригинале — чуть попроще, «Lost and Found in Armenia»), и совсем уж загадочная история из жизни простых финских парней — «Лапландская одиссея». Кстати, выйдет на широкие экраны и «Пьета» Ким Ки Дука, который прямо не сходит с российских экранов, что очень радует. Хотя сама «Пьета» — не сказать чтобы великий фильм. Он — для «своих», для поклонников. Кроме того, зрителя ждут еще один американский фильм о выборах, блестящий документальный триллер о находчивом преступнике и французская любовная драма.

С нее и начнем.

Катрин Денев, Милош Форман, Кьяра Мастроянни, Людивин Санье и Пол Шнайдер — у «Возлюбленных» Кристофа Оноре такой актерский состав, что не понятно, как можно пропустить эту премьеру. Мало того: главная тема ленты — актуальный для всех и каждого вопрос о том, как именно пронести то настоящее чувство, которое однажды в тебе вспыхнуло, через годы? Мы меняемся, и те люди, что встретились однажды и прожили друг с другом столько лет, — мы ли это? Что делает время с нами и с нашими чувствами? Оноре очень умен, но любит своих героев, их слабости и неумение выдержать эту трудную и прекрасную жизнь. Картина одновременно и серьезна, и грустна, и трогательна: она задумывалась комедией, а получилась настоящей французской драмой, в лучших традициях. Париж, любовь, весна.

А вот «Самозванец» Барта Лэйтона получился именно таким, каким и задумывался. Главный герой документальной истории о знаменитом лжеце и мистификаторе Фредерике Бурдене — он сам. Он водил за нос всю Европу, притворяясь то одним, то другим сиротой, при этом не стремясь ни к славе, ни к выгоде, ни к мести. Искусство ради искусства, чистая хлестаковщина. Отчасти, речь идет еще и о том, что Бурден — сирота, и весь его многолетний обман, как сам он и признался, — всего лишь попытка быть кому-то нужным, почувствовать чье-то внимание и тепло. Триллер об одиноком человеке становится внезапно чем-то большим, чем просто хорошая документалистика. Это уже вообще обо всех нас, каждый — немного Бурден, ищущий любви и сострадания. Картина рекомендована всем, кому вдруг стало неуютно и холодно.

И, чтобы сыграть на контрасте, не лишним будет посмотреть ленту «Грязная кампания за честные выборы». Режиссер Джей Роуч не поскупился на яркие краски: если уж за кресло конгрессмена от одного из округов Северной Каролины бьется демократ Брэди (Уилл Феррелл) — то он уж такой развязный бабник, что хоть топор вешай; а если тихий экскурсовод, семьянин и республиканец Хаггинс (Зак Галифианакис) — то он за мопса и ценности маму родную продаст. Роуч, как справедливо отмечают критики, намеренно утрирует, издевается, но в этом гротеске многовато правды, и, главное, все исправляет (для них, американцев, мы-то, конечно, против) слащаво-приторный финал: два часа изощренного глумления — и все для того, чтобы за три минуты до окончания зазвенели трубы и звездно-полосатые флаги превратили сатиру в панегирик. Вот как надо Родину любить.

«Соловей-разбойник» Егора Баранова — тоже в каком-то роде о любви к Родине. Только дело происходит уже в России, поэтому любовь не ходит без нагана. Неудавшийся политик Иван Охлобыстин играет в фильме настоящего юродивого, который в XVII веке бросал бы в лицо царю «ты мясо человечье ешь!», а сегодня вынужден идти на большую дорогу. Все ведь с тех времен не изменилось: справедливости нет, бояре лютуют, народ не ропщет. Кто-то же должен сказать правду. Картина при первом приближении выглядит черной комедией, при втором — политической сатирой, а на самом деле оказывается русской драмой о человеке и власти. Охлобыстин смешит, и нам страшно, потому что если уж кого и слушать сегодня, так только шутов. Остальным давно веры нет. Как-то так само выходит, что «Соловей-разбойник» — главная в этом году российская премьера, посвященная не истории, а современности. Поход решительно обязателен всем.

И наконец, самое важное. На российских экранах — фильм Сергея Лозницы «В тумане», снятый по одноименной повести известнейшего советского прозаика Василя Быкова, который получил награду Международной ассоциации критиков (FIPRESCI) на 65-м Каннском кинофестивале. Что стоит знать зрителю перед тем, как идти в кинотеатр? Во-первых, литературный материал, который лег в основу фильма, великолепен. Во-вторых, Лозница очень бережно обращается с текстом Быкова. В-третьих, все заканчивается плохо. В-четвертых, лента ужасающе тяжелая и прекрасно сделана. Туман — не просто погода, это — метафора. Человек бродит в тумане, путается в трех соснах, ищет и не находит самого себя, срывается в предательство, ждет воздаяния — и все, чтобы выйти на свет. Посмотрите этот фильм обязательно, он строит того, чтобы остаться в коротком списке картин, к которым то и дело возвращаешься: и знаешь-то почти наизусть, а что-то все не дает покоя.

P.S. Как-то не принято заканчивать обзор так, но нарушим правила ради мультфильма «Хранители снов». В нынешнюю сырую, холодную и темную осень нет лучше лекарства от тоски. Рекомендуем.

Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
67
Гладиатор
Gladiator (8.40)
68
Храброе сердце
Braveheart (8.40)
69
Зеленая миля
The Green Mile (8.40)
70
Бешеные псы
Reservoir Dogs (8.40)
71
Озарк
Ozark (8.40)
72
Гравитация
Gravity (8.40)
73
Секреты Лос-Анджелеса
L.A. Confidential (8.40)
75
Монти Пайтон и Священный Грааль
Monty Python and the Holy Grail (8.40)
76
Лоуренс Аравийский
Lawrence of Arabia (8.40)
весь топ