Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]

Эндрю Лесни

Andrew Lesnie
Эндрю Лесни
Профессии: Актёр, Оператор, Играл себя
Пол: Мужской
Родился: 00 1956 (67 лет назад)
Умер:: 27 апреля 2015 (59 лет)
Первый фильм: 1985
Последний фильм: 2003
Поделиться: Добавить в Facebook В Twitter МойМир@Mail.ru

Фильмы


Фото

Фото Эндрю Лесни Фото Эндрю Лесни Фото Эндрю Лесни

Новости

18.12.2022 16:10

Чудеса, да и только. «Двум крепостям» — 20!

В марте 2002 года команда «Властелина колец» смогла насладиться заслуженным успехом: титанический подготовительный труд, изнурительный 14-месячный основной съемочный период и сложнейший постпродакшен окупили себя и принесли создателям первого фильма трилогии не только впечатляющие $880 млн, но и четыре премии «Оскар». Отпраздновав грандиозный успех в Голливуде, они поспешили обратно в Новую Зеландию. Уже к декабрю того же года нужно было подготовить к релизу вторую часть киносаги.

«Вернувшись домой с "Оскарами", мы взялись за дело с удвоенной силой, — вспоминает глава студии Weta Ричард Тэйлор. — Весь мир понял, что мы не просто какие-то бедные родственники из Новой Зеландии». Как это часто бывает, у успеха нашлась обратная сторона: зрители начали требовать от Питера Джексона новых кинематографических чудес. А ведь именно «Две крепости» всегда казались режиссеру самой сложной в физическом и техническом плане частью трилогии. Сиквел поставил перед командой множество новых вызовов. Если в первом фильме было не так много компьютерной графики, то при создании продолжения сотрудникам отдела Weta Digital пришлось трудиться в две смены. Прикинув, что спецэффекты потребуются почти в 800 сценах картины, компания увеличила штат практически вдвое. В результате Weta всего за несколько лет стала одним из мировых лидеров в области CGI.
Читать полностью
Поделиться:

19.12.2021 18:00

Неожиданное кинопутешествие. «Братству Кольца» — 20!

На протяжении полувека считалось, что легендарная книжная серия «Властелин колец» относится к числу литературных шедевров, которые невозможно достойно адаптировать для экрана. Достаточно вспомнить спорный мультфильм Ральфа Бакши, несостоявшуюся экранизацию с участием The Beatles и ставший мемом советский телеспектакль «Хранители». К счастью, в далекой Новой Зеландии нашелся талантливый постановщик, который поверил в невозможное и подарил зрителям одну из величайших кинотрилогий в истории. Двадцать лет назад Питер Джексон и студия New Line Cinema выпустили в прокат первую часть «Властелина колец».

Хотя мультик Бакши не снискал успеха у критиков, нам стоит поблагодарить его автора: именно экранизация 1978 года познакомила Джексона со Средиземьем. До того момента Питер никогда не читал Дж.Р.Р. Толкина. «Мне понравилось начало мультфильма, — вспоминает новозеландец. — Там было несколько причудливых сцен в Хоббитоне, жуткая встреча с Черным всадником и парочка неплохих экшен-фрагментов. К сожалению, где-то на полпути повествование стало настолько разрозненным, что я перестал понимать суть происходящего. Главная заслуга мультика заключается в том, что мне захотелось купить книги Толкина». Ознакомившись с трилогией, Питер понял, что из нее можно сделать зрелищное кино. Он был уверен, что за эту историю вот-вот возьмутся Джордж Лукас или Стивен Спилберг. Шли годы, а Голливуд молчал. В конце концов Джексон решил, что пора взять судьбу Средиземья в собственные руки.
Читать полностью
Поделиться:

28.04.2015 12:15

Умер Эндрю Лесни

Сегодня на 60-м году жизни скончался знаменитый австралийский кинооператор Эндрю Лесни, сообщает The Hollywood Reporter.

Уроженец Сиднея дебютировал в большом кино в качестве ассистента оператора фильма «Патрик» еще в бытность студентом Австралийской школы кино, телевидения и радио. После окончания университета Эндрю начал работать оператором популярного телешоу Wonder World!, а уже через пару лет он не испытывал недостатка предложений от кино- и телевизионных продюсеров.
Читать полностью
Рубрика: Утрата
Теги: утрата, персона
Поделиться:

Средний рейтинг: 6.45

Все | Актёр

Фильмография

Сортировка по: Году :: Рейтингу :: Количеству голосов
Актёр [ скрыть ]


The Long and Short of It
The Long and Short of It (2003)
(6.60)
Grizzled Painter

Unfinished Business
Unfinished Business (1985)
(6.30)
Telegraph boy

Оператор [ скрыть ]


Хоббит: Битва пяти воинств
Хоббит: Битва пяти воинств (2014)

The Hobbit: The Battle of the Five Armies (7.50)

(2014)
(0.00)

Искатель воды
Искатель воды (2014)

The Water Diviner (7.10)

Хоббит: Пустошь Смауга
Хоббит: Пустошь Смауга (2013)

The Hobbit: The Desolation of Smaug (8.60)

Хоббит: Нежданное путешествие
Хоббит: Нежданное путешествие (2012)

The Hobbit: An Unexpected Journey (8.00)

Восстание планеты обезьян
Восстание планеты обезьян (2011)

Rise of the Planet of the Apes (7.50)


Охотник
Охотник (2011)

The Hunter (6.70)

Повелитель стихий
Повелитель стихий (2010)

The Last Airbender (4.50)

Милые кости
Милые кости (2009)

The Lovely Bones (6.60)

Прикрасний новы ден
Прикрасний новы ден (2009)

Bran Nue Dae (6.20)

Waiting Shed
Waiting Shed (2009)
(0.00)

Я — легенда
Я — легенда (2007)

I Am Legend (7.20)


Кинг Конг
Кинг Конг (2005)

King Kong (7.30)

Братья соперники
Братья соперники (2004)

Love's Brother (6.10)

Властелин колец: Возвращение Короля
Властелин колец: Возвращение Короля (2003)

The Lord of the Rings: The Return of the King (8.90)

Властелин колец: Две крепости
Властелин колец: Две крепости (2002)

The Lord of the Rings: The Two Towers (8.70)

Властелин колец: Братство Кольца
Властелин колец: Братство Кольца (2001)

The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring (8.80)

Сахарный завод
Сахарный завод (1998)

The Sugar Factory (7.00)

Бэйб 2: Поросенок в городе
Бэйб 2: Поросенок в городе (1998)

Babe: Pig in the City (6.00)

Хороший день для Пэтси Клейн
Хороший день для Пэтси Клейн (1997)

Doing Time for Patsy Cline (6.10)

Двое у моря
Двое у моря (1996)

Two If by Sea (5.00)



Искушение монаха
Искушение монаха (1993)

You Seng (6.80)


Девушка, которая опоздала
Девушка, которая опоздала (1992)

The Girl Who Came Late (4.50)

Парни с острова
Парни с острова (1990)

Boys in the Island (4.90)

Преступники
Преступники (1989)

The Delinquents (5.10)

Век невежества
Век невежества (1987)

Dark Age (5.80)

Честная игра
Честная игра (1986)

Fair Game (5.90)

Stations
Stations (1983)
(0.00)

The Same Stream
The Same Stream (1981)
(0.00)

Возвращение
Возвращение (1980)

The Comeback (6.00)


Играл себя [ скрыть ]


Себя


74-я церемония вручения премии «Оскар»
74-я церемония вручения премии «Оскар» (2002)

The 74th Annual Academy Awards (5.60)
Себя - Winner: Best Cinematography

Himself


Топ 250
206
Клерки
Clerks. (7.90)
207
127 часов
127 Hours (7.90)
208
Переступить черту
Walk the Line (7.90)
209
Волшебная страна
Finding Neverland (7.90)
210
Железная хватка
True Grit (7.90)
211
Офисное пространство
Office Space (7.90)
212
Перекресток Миллера
Miller's Crossing (7.90)
213
Выходной день Ферриса Бьюллера
Ferris Bueller's Day Off (7.90)
214
21 грамм
21 Grams (7.90)
215
Рок-н-рольщики
Sing Street (7.90)
весь топ
18.12.2022
Чудеса, да и только. «Двум крепостям» — 20!

В марте 2002 года команда «Властелина колец» смогла насладиться заслуженным успехом: титанический подготовительный труд, изнурительный 14-месячный основной съемочный период и сложнейший постпродакшен окупили себя и принесли создателям первого фильма трилогии не только впечатляющие $880 млн, но и четыре премии «Оскар». Отпраздновав грандиозный успех в Голливуде, они поспешили обратно в Новую Зеландию. Уже к декабрю того же года нужно было подготовить к релизу вторую часть киносаги. «Вернувшись домой с "Оскарами", мы взялись за дело с удвоенной силой, — вспоминает глава студии Weta Ричард Тэйлор. — Весь мир понял, что мы не просто какие-то бедные родственники из Новой Зеландии». Как это часто бывает, у успеха нашлась обратная сторона: зрители начали требовать от Питера Джексона новых кинематографических чудес. А ведь именно «Две крепости» всегда казались режиссеру самой сложной в физическом и техническом плане частью трилогии. Сиквел поставил перед командой множество новых вызовов. Если в первом фильме было не так много компьютерной графики, то при создании продолжения сотрудникам отдела Weta Digital пришлось трудиться в две смены. Прикинув, что спецэффекты потребуются почти в 800 сценах картины, компания увеличила штат практически вдвое. В результате Weta всего за несколько лет стала одним из мировых лидеров в области CGI. Как построить идеальную крепость В статье о создании «Братства кольца» мы писали, что огромный вклад в создание кинотрилогии внесли художники Алан Ли и Джон Хоу, иллюстрации которых сопровождают многие произведения Дж.Р.Р. Толкина. Одним из первых заданий Ли стал дизайн Хельмовой Пади и крепости Хорнбург. Алан сделал несколько великолепных карандашных рисунков, на основе которых создали 3D-модель цитадели. Затем в дело вступили эксперты мастерской Weta, построившие удивительно детализированный макет в соотношении 1 к 35. Это была одна из первых миниатюр, созданных для трилогии. Модель выглядела настолько эффектно, что Джексон снял ее на камеру и включил в презентационное видео для голливудских боссов, которое помогло собрать средства на съемки трилогии. Чтобы спланировать главную битву «Двух крепостей», Джексон разместил вокруг модели 40 тысяч игрушечных солдатиков. Вскоре Питер понял, что для нескольких сцен ему потребуется еще один макет, на сей раз в масштабе 1 к 4. Он использовался в первую очередь в кадрах с принудительной перспективой, когда постановщик создавал необходимые в тот или иной момент оптические иллюзии. Когда макет исполнил главное предназначение, его задействовали для съемок уничтожения оборонительной стены. Команда фильма также построила несколько полномасштабных декораций отдельных частей крепости. Авторы трилогии продемонстрировали фантастическое внимание к деталям и мелочам. Несмотря на серьезную разницу в размерах, все модели оказались полностью идентичны. Даже факелы на стенах выглядели не просто одинаково, а давали схожее пламя. Экспертам Weta пришлось потрудиться, чтобы добиться такого эффекта с разными по масштабу светильниками. Когда дело дошло до штурма ворот крепости, режиссер столкнулся с непредвиденной сложностью. Декораторы построили настолько прочные створки, что их не смогла пробить целая армия урук-хаев. «Если мне когда-нибудь придется защищать замок, я позову в строители парней из Weta», — пошутил Джексон. Неожиданный враг Во время съемок Питеру приходилось разыгрывать битвы не только с орками, но и с американскими кинопродюсерами. Последние начали лезть к режиссеру с вредными советами еще во время подготовительного этапа работы. Казалось, с началом съемок и получением первых кадров из Новой Зеландии они успокоятся, но продюсеры продолжили наседать на Джексона то с жалобами на растущие расходы, то с призывами ускорить работу. Студия надеялась, что вся трилогия обойдется в $180 млн. В ходе съемок стало понятно, что проект такого размаха потребует дополнительных денежных вливаний. Производство всех трех частей проходило одновременно, поэтому в тот момент компания New Line могла только мечтать об успехах в прокате и значительных сборах. Неудивительно, что со временем у голливудских скряг начали сдавать нервы. «Однажды руководители студии особенно рассердились из-за бюджета картины, — вспоминает Джексон. — В тот момент мы как раз снимали битву за Хельмову Падь. Кажется, я был с Вигго Мортенсеном на одной из самых высоких стен, когда увидел внизу съемочного карьера продюсера Барри М. Осборна. У него ушло с полчаса, чтобы забраться наверх. Все это время мы продолжали работу. Когда Барри наконец-то поднялся, он сказал: "Мне звонили со студии. Ты должен поговорить с президентом New Line Майклом Линном". Я спросил, в чем дело. Барри ответил, что Линн грозится судом и обещает пустить меня по миру, если трилогия выбьется из бюджета. Осборн был всего лишь посыльным, но я не сдержался и выпалил: "Передай Майклу, что в настоящий момент мы снимаем эти чертовы фильмы на пределе человеческих возможностей. Я не буду прерывать съемочный день разговорами со студийными боссами"». Сложно сказать, передал ли Барри тираду дословно или придумал чуть более аккуратный способ утихомирить руководителей New Line, но вскоре те наконец-то оставили режиссера в покое. Драка длиной в четыре месяца Благодаря вскрывшемуся конфликту Джексон смог потратить на битву такое количество времени, за которое снимаются целые фильмы. Чтобы добиться максимальной аутентичности, работа над батальными сценами шла в основном по ночам. В итоге съемки сражения в темное время суток растянулись почти на сто дней. Еще месяц ушел на работу при солнце. «Я всегда хотел снять грандиозные батальные сцены, — сказал постановщик. — "Властелин колец" позволил не просто реализовать эту мечту, а показать на экранах какое-то умопомрачительное количество воинов». Создатели фильма бросили клич по Новой Зеландии и нашли немало высоких мужчин, которые могли сыграть урук-хаев. Джексону хотелось собрать как можно большую массовку, поэтому вскоре эксперты по кастингу снизили требования к антропометрическим показателям статистов и каскадеров. Знатоки английского языка оценят шутку авторов кинотрилогии: на съемках за подручными Сарумана из второй волны кастинга закрепилось прозвище урук-лоу. Бой за Хельмову Падь проходил под дождем, поэтому над армией зла практически непрерывно работали системы разбрызгивания воды. Съемки проходили на натуре в весьма морозные новозеландские ночи. Если в разгар съемок статисты могли двигаться и согреваться, то во время пауз в работе они буквально дрожали от холода. Чтобы согреться, актеры приседали, подпрыгивали и даже пританцовывали под песни народа маори. Перед командой «Мотор» они показывали готовность к работе ударами копий о землю. Джексону так понравился этот ход, что он сделал стук орудий средством запугивания и фирменным боевым жестом урук-хаев. Режиссер пошел еще дальше и съездил на важный матч по крикету. Под его руководством 25-тысячная толпа проскандировала несколько фраз, угроз и проклятий на языке орков, которые сделали аудиосопровождение битвы еще более впечатляющим. В жилах монстров течет темная кровь, поэтому Джексон решил, что их гортань тоже должна выглядеть черной. Чтобы добиться нужного эффекта, исполнители роли орков полоскали рот жидкостью из лакрицы. Вигго Мортенсен не щадил себя и просил партнеров по сцене сражаться реалистично, обходясь без постановочных ударов, когда мечи пролетают достаточно далеко от головы и туловища актеров. Дело закончилось тем, что один из соперников угодил Вигго в лицо и сломал тому передний зуб. У Мортенсена был такой всплеск адреналина, что он предложил принести суперклей, прилепить обломок обратно и завершить съемочный день. Джексон оценил героизм актера, но все-таки остановил работу и отправил Вигго к дантисту. Чтобы сохранить преемственность кадров и не заставлять гримеров воссоздавать вид окровавленного Арагорна, актер отправился на прием прямо в костюме и гриме. Уже через полтора часа после завершения стоматологических процедур Мортенсен вернулся на съемки и как ни в чем не бывало продолжил работу. «Это были тяжелейшие съемки, — вспоминает актер. — Когда я смотрел на промокших до нитки парней в костюмах орков, то понимал, что не могу работать вполсилы. В результате мы отдали битве все, что имели. В некоторые дни я ненавидел эту работу. В другие — наслаждался ею. Но главное, что я ее никогда не забуду». Когда съемки батальной сцены закончились, актеры и каскадеры заказали футболки с надписью «Я выжил в Хельмовой Пади». После завершения работы над кинотрилогией статисты и участники съемочной группы из разных углов Новой Зеландии могли узнавать друг друга именно по таким футболкам. Для создания битвы также использовалась компьютерная программа Massive, которая уже показала себя в первой части трилогии. Если тогда с ее помощью создавалось сражение Последнего союза людей и эльфов с армией Саурона, то теперь CG-модели пригодились для увеличения войска Сарумана. Если бы Джексон использовал весь удачный материал со съемок, осада крепости могла растянуться на 20 часов. Режиссеру и его помощникам пришлось проделать огромнейшую работу, чтобы выбрать лучшее из лучшего и идеально смонтировать битву. Прошло 20 лет, а «Две крепости» до сих пор служат непревзойденным примером того, как нужно снимать ночные баталии. Добро пожаловать в мир людей «Мы снимали все три фильма одновременно, — напомнил Джексон. — Хотя трилогия создавалась одной командой, тон "Двух крепостей" отличается от "Братства кольца". История переносится в мир людей, поэтому мы хотели снять фильм в духе "Храброго сердца" и других исторических саг». Эксперты Weta потрудились на славу: воины из разных народов Средиземья выглядят совершенно по-разному. Если роханцы ездят налегке и вооружены копьями и круглыми щитами, то защитники Гондора облачены в тяжелые доспехи и полагаются в первую очередь на мечи. Зрители должны были увидеть триумф гондорцев, отбивших Осгилиат. На досъемки «Двух крепостей» приезжал Шон Бин. Теплую встречу Боромира и Фарамира прервало появление их отца Денетора, который отправил старшего сына на Совет Элронда и вселил в его голову идею присвоить Кольцо всевластия. Скрепя сердце, Джексон вырезал сцену из прокатной версии фильма. К счастью, интересный фрагмент доступен в режиссерской версии эпика. Если кинотеатральный дебют Денетора отложили до третьего фильма, то исполнители ведущих ролей в сюжетной линии о Рохане наконец-то дождались звездного часа. Бернард Хилл, Миранда Отто, Карл Урбан, Брэд Дуриф и другие актеры оказались в уникальной позиции: основные сцены с участием их персонажей сняли еще в 1999 и 2000 годах, а вторая часть трилогии выходила лишь в конце 2002-го. По словам Урбана, во время показа первого фильма «роханцы» испытали странные чувства. «Мы были рады за "Братство кольца", но нам казалось, что мы ощутим себя частью общего успеха только после выхода сиквела», — рассказал Карл. После премьеры стартовой части трилогии актеры провели целый год в ожидании того, как публика отреагирует на дебют их персонажей. Для работы над сиквелом потребовалось гораздо больше брони и доспехов. Мастера Weta и приглашенные со стороны кузнецы трудились не покладая рук. При этом они не забывали, чтобы каждый меч гондорцев и роханцев должен быть индивидуален: на изготовление одного клинка уходило от трех до шести дней. На просторах Рохана Строительство столицы Рохана заняло несколько месяцев. Съемочная локация находилась в полутора часах езды от ближайшего города. Основная часть стройки пришлась на зиму. И без того непростую работу осложнял шквальный ветер. Несмотря на спартанские условия, через восемь месяцев на голой горе появился настоящий роханский город. К сожалению, власти Новой Зеландии не захотели сделать невероятный туристический аттракцион: после съемок необходимых сцен все здания разобрали и вернули гору Сандей к первородному виду. Столица Рохана строилась восемь месяцев и просуществовала всего восемь дней: именно столько потребовалось Джексону для завершения всех работ в данной локации. Сцены внутри зданий Эдораса снимались в павильонах студии Stone Street. На старте второго фильма Арагорн, Леголас и Гимли бросились по следам похитителей Мэрри и Пиппина. В съемки погони вмешались тяжелые травмы. Орландо Блум упал с лошади и сломал ребро, а дублер Гимли вывихнул колено. Джону Рис-Дэвису и его сменщикам приходилось особенно тяжело: оружие и доспехи гнома доставлялись на съемочную площадку в четырех разных ящиках. В среднем исполнители роли Гимли носили на себе по 30 килограмм лишнего веса. Пострадал и Вигго Мортенсен. Поклонники трилогии помнят, что после обнаружения горы мертвых орков Арагорн со всей силы пинает шлем. Джексон оказался в полнейшем восторге от того, как Вигго удалось передать всю боль и отчаяние персонажа. Режиссер еще не знал, что муки были вполне настоящими. Актер так вжился в роль, что ударил шлем со всей силы и сломал два пальца на ноге. Именно этот дубль попал в финальную версию фильма. Несмотря на серьезную травму, актер продолжил работу. Впереди были два съемочных дня, когда эльфу, человеку и гному нужно было бежать по равнинам и горам Рохана. Актеры показали себя суперпрофессионалами и совершили впечатляющие забеги, несмотря на тяжелые повреждения. Если бы роханцы существовали на самом деле, они бы обязательно поблагодарили создателей кинотрилогии. Команда «Властелина колец» обеспечила превосходный уход за лошадьми. Для съемок потребовалось несколько сотен четвероногих актеров. Чтобы обезопасить животных, эксперты Weta делали копья урук-хаев из картонных труб. Самые интенсивные батальные сцены, во время которых кони могли напугаться или пораниться, снимались в студии с зеленым экраном под руководством специально обученных тренеров. Это свело риск травматизма к минимуму, но сохранило иллюзию битвы не на жизнь, а на смерть. «Мы здесь не одни» Судьба фильма зависела от того, смогут ли эксперты Weta создать правдоподобный образ Голлума. Изначально компания хотела сделать персонажа полностью компьютерным. Черновую версию CG-модели создали в конце 1998 года для презентации студии New Line. Тестовое видео оказалось достаточно убедительным, чтобы студия дала деньги на съемки и согласилась, что Голлума стоит делать с помощью компьютерных технологий, а не куда более привычной для того времени аниматроники. Пока Weta прорабатывала образ Голлума, Джексон начал искать актера, способного озвучить этого персонажа. Наибольшее впечатление произвели пробы Энди Серкиса. Британец не просто придумал для персонажа удивительный голос, а полностью погрузился в образ и начал скакать по офису кастинг-агентства. Питеру тут же пришла в голову блестящая идея — не рисовать персонажа с нуля, а воспользоваться технологией Motion Capture. Энди думал, что слетает в Новую Зеландию на пару недель исключительно для работы в студии звукозаписи. В итоге он получил куда более выгодный контракт и по-настоящему сыграл Голлума. Технология Motion Capture только набирала обороты, поэтому многие сцены с участием Голлума снимались три раза. Сначала Элайджа Вуд и Шон Эстин работали с Серкисом, облаченным в специальный белый костюм. Затем исполнители ролей Фродо и Сэма старались повторить ту же самую сцену, но уже без участия Энди. Еще один рабочий этап проходил в студии захвата движений. Серкис надевал костюм с датчиками и мог еще раз проиграть сцены Голлума. Мастера по визуальным эффектам видели черновую модель персонажа и могли совмещать картинку с отснятым ранее материалом. Серкис нашел идеальный голос для своего персонажа. По словам актера, больше всего манера речи Голлума напоминает попытки кота избавиться от комка шерсти. Чтобы не сорвать голос, Энди лечился целебной микстурой на основе меда, лимона и имбиря. Иногда на съемки натурных сцен выделялось ограниченное время, поэтому создатели эпика проявляли фантастическую находчивость, когда в дело вступала природа. В одной из сцен Голлум пытается выловить из реки рыбу. В ночь перед съемками сильно похолодало. Когда рабочая группа прибыла на нужное место, выяснилось, что берег реки покрыт льдом и снегом. Режиссер и актеры должны были подъехать к обеду. У команды трилогии было всего несколько часов, чтобы исправить ситуацию. Они привезли к реке вентиляторы, нагреватели и брандспойты с водой, чтобы растопить сугробы и сбить лед с камней. К приезду Джексона река выглядела так, будто на дворе было лето. Если зрители не заметили подвоха, то актеры сразу же убедились в том, что вода была ледяной. Особенно досталось Серкису, который должен был нырять в реку и изображать попытки выхватить рыбу. Джексону потребовалось четыре дубля, после каждого из которых актера укутывали в плед и отпаивали чаем. Возможно, в один из таких перерывов Энди придумал сопроводить попытки оглушить рыбу небольшой песенкой: этот ход не был прописан в сценарии и стал чистой импровизацией Серкиса. «Это было удивительное чувство, — вспоминает Энди. — В конце рабочего дня я мог сказать себе, что отработал на пределе возможностей и вложил в роль всю душу. В этот момент я вспоминал, что картинку обработают на компьютере и зрители не увидят мое лицо». К счастью, Джексон придумал, как отблагодарить актера и подарить тому заслуженную минуту славы в заключительной части трилогии. На обработку одного кадра с Голлумом уходило несколько часов, но итоговый результат превзошел все ожидания и доказал, что CG-модель может использоваться не только в массовке и мимолетных сценах, но и на первых ролях. Пока Фродо и Сэм шли к Мордору в сопровождении Голлума, два других хоббита познакомились с не менее удивительным существом. Путешествие в сказочный лес Фангорн привело к дружбе с Древнем. Голос энту подарил исполнитель роли Гимли Джон Рис-Дэвис, а его образ создали с помощью компьютерной графики и старой доброй аниматроники. Высокодетализированная четырехметровая модель Древня могла двигать руками и даже глазами. Для удобства Доминика Монахэна и Билли Бойда в кулаках энта спрятали велосипедные сиденья. Создатели модели не предусмотрели, что съемки путешествия по Фангорну растянутся на долгое время. Руки энта постоянно тряслись, поэтому вместо удобства сиденья приносили Билли и Доминику лишь боль и страдания. Чтобы не заработать дополнительные мозоли, актеры не покидали места без лишней нужды и даже обедали на весу. Промежуточный успех Фильм вышел в широкий прокат 18 декабря 2002 года. Общемировые сборы за первый уикенд составили рекордные на тот момент $189,9 млн. Расходы на производство картины оцениваются в $94 млн. Как известно, для выхода в ноль фильму нужно собрать в два раза больше бюджета. Таким образом, «Две крепости» решили вопрос окупаемости всего за несколько дней в международном бокс-офисе. К концу проката зрители оставили в кинотеатрах почти $937 млн. Благодаря этому результату фильм занял первое место в списке самых кассовых кинопроектов 2002 года. Не подкачали и отзывы критиков: в настоящий момент вторая часть трилогии удерживает роскошные 95% «свежести» на Rotten Tomatoes. Тем удивительнее, что «Две крепости» не получили должной поддержки от американских киноакадемиков. Если «Братство кольца» номинировалось на 13 «Оскаров», то сиквел преодолел сито отбора лишь в восьми категориях. Академия не выдвинула на соискание индивидуальных наград ни Джексона, ни оператора Эндрю Лесни, ни композитора Говарда Шора, ни кого-либо из актеров. В результате «Две крепости» ограничились всего двумя статуэтками. Первая была завоевана в категории «Лучшие визуальные эффекты», где Голлум, Древень и эпичная битва за Хельмову Падь расправились с Человеком-пауком и армией клонов. Второй «Оскар» принесли мастера по сведению звука. Как и в случае с первым фильмом, команда трилогии не стала использовать готовые аудиотеки, а записывала практически все звуки с нуля. Если в прошлый раз звукачи слонялись по новозеландским катакомбам в поисках звуков Мории, то в этот раз им потребовалось записывать аудио в основном на природе. Проблема заключалась в том, что Уэллингтон — весьма шумный город. Более того, в те времена новозеландская киноиндустрия не могла позволить здания с шумоподавлением, поэтому работу в офисах и съемочных павильонах то и дело прерывал рев взлетающих самолетов. Эксперты по аудио блеснули нетривиальным мышлением и решили записывать звуки в самом тихом месте Уэллингтона — местном кладбище. Работа шла в основном по ночам, поэтому авторы «Двух крепостей» заранее предупреждали полицию, что в тот или иной день с кладбища могут доноситься истошные вопли и лязг доспехов. Огромные сборы и два новых «Оскара» закрепили величие «Властелина колец», однако Джексон даже не думал почивать на лаврах: в конце 2003 года он должен был выпустить на экраны заключительную и самую масштабную главу фэнтезийного эпика. Режиссер еще не догадывался, что «Возвращение Короля» обеспечит миллиардные сборы, растопит сердца академиков и повторит легендарный кинорекорд. Но эту волшебную историю вы узнаете уже в следующий раз...... подробнее
19.12.2021
Неожиданное кинопутешествие. «Братству Кольца» — 20!

На протяжении полувека считалось, что легендарная книжная серия «Властелин колец» относится к числу литературных шедевров, которые невозможно достойно адаптировать для экрана. Достаточно вспомнить спорный мультфильм Ральфа Бакши, несостоявшуюся экранизацию с участием The Beatles и ставший мемом советский телеспектакль «Хранители». К счастью, в далекой Новой Зеландии нашелся талантливый постановщик, который поверил в невозможное и подарил зрителям одну из величайших кинотрилогий в истории. Двадцать лет назад Питер Джексон и студия New Line Cinema выпустили в прокат первую часть «Властелина колец». Хотя мультик Бакши не снискал успеха у критиков, нам стоит поблагодарить его автора: именно экранизация 1978 года познакомила Джексона со Средиземьем. До того момента Питер никогда не читал Дж.Р.Р. Толкина. «Мне понравилось начало мультфильма, — вспоминает новозеландец. — Там было несколько причудливых сцен в Хоббитоне, жуткая встреча с Черным всадником и парочка неплохих экшен-фрагментов. К сожалению, где-то на полпути повествование стало настолько разрозненным, что я перестал понимать суть происходящего. Главная заслуга мультика заключается в том, что мне захотелось купить книги Толкина». Ознакомившись с трилогией, Питер понял, что из нее можно сделать зрелищное кино. Он был уверен, что за эту историю вот-вот возьмутся Джордж Лукас или Стивен Спилберг. Шли годы, а Голливуд молчал. В конце концов Джексон решил, что пора взять судьбу Средиземья в собственные руки. Жил-был Питер Джексон В 1995 году Питер заканчивал работу над «Страшилами». Созданием спецэффектов к комедийному хоррору занималась основанная за два года до этого студия Weta. Чтобы компания могла расти и развиваться, Джексону требовалась какая-нибудь новая зрелищная картина. Режиссер и его супруга Фрэн Уолш перебирали идеи для фильма в духе «Властелина колец». Обсудив несколько вариантов, Питер пришел к выводу, что им будет проще экранизировать самого Толкина, чем придумывать столь же масштабную и проработанную историю. Джексон потянул за несколько ниточек и узнал, что права на адаптацию книг принадлежат американскому продюсеру Солу Заенцу. Начиная с ленты «Небесные создания» Джексон сотрудничал с голливудской компанией Miramax. Питер выяснил, что глава студии Харви Вайнштейн помог Заенцу при создании «Английского пациента». Джексон смекнул, что этот факт поспособствует переговорам с Солом. Изначально Питер хотел экранизировать «Хоббита». Если бы фильм собрал хорошую кассу, затем мы бы увидели двухсерийную адаптацию «Властелина колец». Вайнштейн заинтересовался проектом, однако переговоры с Заенцом неожиданно затянулись. Сол согласился отдать права на сагу о Кольце Всевластия, но хотел оставить «Хоббита» у себя. Это сломало планы Джексона. Вайнштейн сказал, чтобы Питер придумал концепцию «Властелина колец» и пообещал: если впоследствии ему удастся выкупить «Хоббита», тот ляжет в основу приквела. Задержка в переговорах закончилась тем, что Джексон едва не ушел в другой громкий проект. К постановщику обратилась студия Universal, мечтавшая о ремейке «Кинг Конга». Вайнштейн был в ярости, но Питер заверил продюсера, что вернется в Средиземье сразу после работы над историей гигантской обезьяны. Более того, режиссер предложил, чтобы Miramax и Universal поделили права на картины. Неизвестно, как бы сложились дела, если бы Universal не заморозила съемки «Кинг Конга». Джексон и Уолш тут же переключились на сценарную заявку «Властелина колец». Они по-прежнему хотели разбить историю на две части, но Харви едва не пошел на попятную... Война с Вайнштейном Сегодня мы живем в мире франшиз, но два десятилетия назад дела в Голливуде выглядели немного иначе. Хотя трилогия Толкина входит в число самых продаваемых книг в мировой истории, создание двухсерийной экранизации выглядело сомнительным мероприятием. В 90-х многие студии отказывались от сказочных историй, говоря, что фэнтезийные блокбастеры никогда не окупятся в прокате. Вот и Miramax решила, что съемки сразу двух фильмов окажутся разорительными. Вайнштейн сказал Питеру, чтобы тот переработал проект и уместил все события в одну ленту. Требование дало противоположный эффект: чем больше Джексон и Уолш трудились над текстом, тем отчетливей понимали, что им потребуется даже не два, а три фильма. Джексон не стал гнать лошадей и показал Miramax наработки для кинодилогии. Первая часть называлась «Братство Кольца» и объединяла две первые книги цикла. Второй фильм мог получить подзаголовок «Война Кольца» и рассказать о событиях «Возвращения короля». Питер пошел с козырей: история начиналась с грандиозного флэшбэка о войне Саурона и Последнего союза людей и эльфов. Вайнштейну понравилась масштабная презентация. Он дал добро на создание двух картин и сказал, что выпишет чек на $75 млн. Харви вошел в раж и выдвинул несколько странных кастинговых решений. Если идея пригласить Дэниэла Дэй-Льюиса на роль Арагорна выглядела достаточно интересной, то мысль взять Моргана Фримана на роль Гэндальфа кажется совершенно безумной. К счастью, последнее слово при подборе актеров осталось за Джексоном. Пока Вайнштейн витал в безумных фантазиях, студия Weta готовилась к съемкам. Первым делом она разработала новые компьютерные программы, которые могли управлять целыми армиями. Чтобы облегчить работу декораторов, реквизиторов и костюмеров, Джексон связался с Аланом Ли и Джоном Хоу, которые иллюстрировали многие произведения Толкина. Первого разыскали в небольшой деревушке в Дартмуте. Джексон послал художнику видео с «Небесными созданиями» и письмо с объяснением концепции «Властелина колец». Режиссер отслеживал посылку на сайте FedEx. Он получил сообщение о доставке, а уже через пару часов ему позвонил Ли, который сказал, что с удовольствием поможет в создании фильма. Что касается Хоу, он жил в Швейцарии. Питер не рассчитал разницу во времени и разбудил иллюстратора в два часа ночи. Джона расстроило вовсе не это, а то, что Джексон слишком долго презентовал свою идею: художник был готов согласиться уже на первых секундах разговора. Питер и Фрэн пригласили в проект новозеландского драматурга Стивена Синклера, который уже сотрудничал с ними при создании сценариев «Познакомьтесь с Фиблами» и «Живой мертвечины». Спустя некоторое время Стивен переключился на новый театральный проект. Напоследок он свел Джексона и Уолш со своей подругой Филиппой Бойенс, которая оказалась огромной поклонницей Толкина. Филиппа перечитывала «Властелина колец» раз в несколько лет и внесла огромный вклад в успех кинотрилогии. Работа над текстами заняла больше года. Сценарий первого фильма насчитывал 147 страниц, а второго — 144. Джексон составил 110-дневное расписание съемок. Производство должно было стартовать в апреле 1999 года. Первая часть планировалась к релизу на католическое Рождество 2000 года, а вторая — к майскому Дню поминовения 2001 года. В этот момент у Вайнштейна разыгрались нервишки. Он начал переживать, что Питер не впишется в $75-миллионный бюджет. Харви пристал к троице сценаристов с новой порцией вредных советов. На сей раз он требовал, чтобы они убили одного хоббита. «Харви сказал: "Не может быть, чтобы все они дожили до финала"... — вспоминает Джексон. — Ему было все равно, кто станет жертвой. Сказал, чтобы я выбирал сам. "Главное, чтобы мы прикончили одного хоббита", — повторял Харви. В таких ситуациях оставалось только кивать, изображать кривую улыбку и приговаривать: "Мы рассмотрим такой вариант"». «Хорошо, что Питер не поддался на это безумие, — сказал Доминик Монахэн, сыгравший Мериадока Брендибака. — В противном случае они бы точно угробили моего персонажа. Судите сами, авторы не могли тронуть Фродо и Сэма. Остаются Мерри и Пиппин. У последнего важная сюжетная линия с участием Гэндальфа. Так что они бы наверняка выбрали Мерри». Вскоре несносный продюсер прислал в Новую Зеландию собственного шпиона. Проведя несколько недель на студии Weta, Марти Кац пришел к выводу, что реализация всех идей Джексона потребует минимум $150 млн. Вайнштейн не был готов к таким тратам и предложил выкинуть из картин несколько ключевых сцен. «Он хотел убрать визит в Морию, — сказал Джексон. — Представьте, как бы смотрелся наш фильм. Герои говорят, что собираются пройти через копи. Монтажная склейка, а потом кто-то произносит: "У нас было опасное путешествие через Морию. Ах да, и еще мы потеряли там Гэндальфа"». Питер не хотел жертвовать важными сценами, поэтому Вайнштейн начал искать другие источники финансирования. Miramax входила в состав корпорации Disney. Харви обратился за помощью к богатым партнерам, но диснеевцы отказались выделять дополнительные средства. В те времена Голливуд знал Джексона в качестве постановщика хорроров. Более того, он снял в Америке только одну картину — «Страшилы», которая получила неплохие отзывы в прессе, но не окупила $26-миллионный бюджет. Понятно, почему диснеевцы сомневались в профпригодности Питера. Вайнштейн искал разные варианты, но остальные голливудские компании придерживались такого же мнения. Казалось, единственный путь — вернуться к идее одного фильма. Харви привел в проект сценариста Джека Лечнера, который принялся резать по живому. Он хотел убрать из истории Хельмову Падь и Сарумана, объединить Рохан и Гондор в один народ, сделать Эовин сестрой Боромира и сократить визит в Морию. Рискованное предприятие Задумки Лечнера расстроили Джексона, который не хотел издеваться над наследием Толкина. Режиссер настаивал на создании дилогии. Чтобы решить денежный вопрос, он предложил Вайнштейну снять один фильм и посмотреть на результаты в бокс-офисе. Если бы картина окупилась, студия могла использовать полученные средства на создание второй части. Идея казалась логичной, но Харви уперся и требовал один двухчасовой фильм. Джексон сказал, что в таком случае он покинет проект. Вайнтшейн не привык проигрывать и начал угрожать, что использует наработки студии Weta. Затем он перешел к банальному шантажу и заявил, что передаст проект Джону Мэддену. Продюсер надеялся, что Питер отступит и согласится на съемки одного фильма. Новозеландец раскусил блеф, когда в следующем разговоре Вайнштейн забыл про Мэддена и назвал в качестве его сменщика Квентина Тарантино. Джексон сказал, что подаст в суд, если продюсер украдет его наработки. Вайнштейн понял, что обман не работает. Было очевидно, что Питер не согласится на один фильм, а Харви вряд ли найдет столь же заряженного на работу постановщика. Взвесив все «за» и «против», продюсер выставил проект на торги. Джексон в срочном порядке снял 35-минутную видеопрезентацию, которая раскрывала амбициозные планы Weta. Он разослал сценарий дилогии всем крупным голливудским компаниям. Удивительно, но предложение заинтересовало только одну студию — New Line Cinema. Исполнительный директор компании Роберт Шей был давним поклонником Толкина и искал идеи для фэнтезийной франшизы. Его смущали условия сделки, по которым Вайнштейн отстранялся от фильма, но получал 5% от кассовых сборов. Тем не менее Роберт устроил встречу с Джексоном. Судьба проекта висела на волоске: голливудскому воротиле не понравились «Страшилы» и он был на 99% уверен, что его не впечатлит презентация Питера. О быстротечности времени напоминает тот факт, что Джексон привез видео на кассете: мир только входил в эру DVD. Несмотря на качество VHS, Шей остался доволен увиденным. Тем не менее его первая фраза повергла Питера в замешательство. «Кто в здравом уме станет снимать два фильма?», — сказал Роберт. Джексон подумал, что глава New Line возьмет пример с Харви и попросит утрамбовать книги Толкина в одну ленту. К счастью для поклонников литературного цикла, Шей произнес сакраментальную фразу: «Кто станет брать со зрителей $18, если те готовы платить $27?». В то время средняя цена билета в Америке составляла $9. Джексон понял, что студия не прочь снять трилогию. Режиссер сразу же заявил, что думает о том же. Получив добро на создание сразу трех фильмов, Питер, Фрэн и Филиппа занялись переработкой сценария. Увеличение хронометража позволило вернуть несколько сюжетных линий. Путешествие в Средиземье Первым делом Джексон заказал подробную раскадровку первого фильма. Режиссер совместил иллюстрации с музыкой и предварительными записями диалогов, чтобы создать некое подобие мультика. Он использовал это видео, чтобы знакомить актеров с визуальным стилем картины, а заодно планировать движение камер при основной съемке. Подготовиться к работе над масштабными сценами помогли и детализированные миниатюры, созданные главой Weta Ричардом Тэйлором. Однажды на новозеландскую студию заглянули эксперты американской компании Industrial Light & Magic. Они пригласили коллег на ранчо Джорджа Лукаса и пообещали поделиться парочкой киношных секретов. Джексон и компания слетали в США и встретились с мастерами ILM. Те посоветовали использовать при работе с миниатюрами крохотные шпионские камеры. С их помощью Питер мог прогнозировать движение и расположение настоящего видеооборудования. Понимая размах проекта, режиссер купил в магазинах игрушек 40 тысяч солдатиков. Он расставлял их в маленьких декорациях и мог заранее планировать все батальные сцены. «Мы сразу решили, что трилогия должна напоминать скорее исторический эпик в духе "Храброго сердца", чем фэнтезийные ленты вроде "Темного кристалла", "Лабиринта" и "Виллоу"», — сказал Джексон. Американцы и новозеландцы также обсудили систему превизуализации. Во второй половине 90-х технологии достигли таких высот, что режиссеры смогли планировать съемки не только с помощью раскадровок, но и благодаря компьютерной графике. Weta разработала программу, которая могла создавать сцены с помощью черновых CG-моделей. В некоторых случаях Питер носил шлем виртуальной реальности и заранее прорабатывал операторскую хореографию. Для съемок простейших сцен использовались старые добрые карандашные раскадровки, а практически весь экшен планировался с помощью подобных программ. Для работы над фильмом Weta разделилась на несколько подразделений, которые отвечали за производство оружия, грима и масок, компьютерной графики и миниатюр. Компания изготовила 48 тысяч предметов реквизита, 10 тысяч стрел и тысячу различных доспехов. Несколько человек специализировались исключительно на кольчугах. К концу съемок трилогии они могли бы податься в медвежатники: ежедневная кропотливая работами привела к тому, что у них практически стерлись отпечатки пальцев. Чтобы получить кольца нужного диаметра, эксперты Weta резали небольшие пластиковые трубы. К концу съемок они использовали в кольчугах несколько миллионов колец. Джексон отблагодарил работников студии: реквизиторы и создатели оружия получили заслуженную минуту славы, сыграв орков в кузнице Изенгарда. Всего авторы трилогии изготовили десять тысяч масок и почти две тысячи резиновых костюмов для актеров, игравших слуг Саурона. Костюмеры во главе с Найлой Диксон создали 19 тысяч нарядов из ткани. Джексон распорядился, чтобы к съемкам были готовы по сорок версий каждого костюма. Десять использовались основными актерами, а тридцать — их дублерами и каскадерами. Пришлось потрудиться и над гримом хоббитов. У мастеров Weta ушел целый год, чтобы разработать ступни беззаботного народца. Актеры поднимались в пять утра и в течение пары часов стояли в трейлере гримеров, пока последние приклеивали резиновые формочки и подкрашивали их под цвет ног. Актеры не могли присесть, поскольку ступня могла деформироваться или оставить воздушную полость внутри. Понятно, что в конце рабочего дня подобную «обувь» нельзя было снять без повреждений. В результате четверка хоббитов сносила за время съемок 1800 таких чудо-калош. Шон Эстин насчитал, что в пятидесяти съемочных днях актеры заглядывали к гримерам напрасно, поскольку их ноги не попали в финальные кадры трилогии. Использованные ступни уничтожались, чтобы избежать ажиотажа на интернет-аукционах, но Доминик Монахэн все-таки умудрился стянуть один экземпляр для личной коллекции. Создатели трилогии учли даже те мелочи, о которых никогда бы не подумали авторы стандартных голливудских блокбастеров. Так, строительство Хоббитона началось задолго до съемок. Для «Властелина колец» нашли потрясающее местечко неподалеку от Матаматы. Местный фермер согласился отдать для съемок огромный участок земли. Джексон привез осмотреть его Алана Ли и Джона Хоу, которые уселись на землю и начали рисовать, как бы в этом живописном ландшафте смотрелись домики хоббитов. Вскоре эти иллюстрации стали оживать. Новозеландские власти бросили на подмогу киношникам несколько армейских подразделений. Солдаты и декораторы превратили фермерские угодья в настоящий городок хоббитов. От строительства до съемок прошло более года, чтобы у зрителей не было впечатления, что Хоббитон только что выстроен и свежеокрашен. За 12 месяцев в «Шире» взошли сады, а краска на фасадах домов приобрела чуть потертый вид. Столь же продуманной оказалась работа в парке Кайтоке, который превратили в Ривенделл. Алан Ли и эксперты по декорациями побывали в лесу задолго до съемок и попытались представить, как выглядели бы строения эльфов, если бы существовали здесь тысячи лет. В результате они построили здания так, чтобы не затронуть ни одного дерева. Эльфы живут в единстве с природой и не вмешиваются в ее планы, поэтому они не стали бы вырубать деревья, а воздвигли город вокруг них. Понимание эльфийских традиций дало потрясающий результат: финальные декорации Ривенделла выглядели просто феноменально. Множество интерьеров соорудили в павильонах. Джексон использовал черновые декорации для планирования дальнейшей работы. Однажды Питер прибыл с инспекцией в нору Бильбо и решил прикинуть, как будут сниматься сцены с участием хозяина дома и Гэндальфа. Архивное видео не оставляет сомнений, что из Джексона вышел бы замечательный хоббит. Братство Кольца Пока декораторы и строители превращали Новую Зеландию в Средиземье, эксперты по кастингу вели поиск главных звезд фильма. Первым участником каста стал Элайджа Вуд. Джексон просмотрел полторы сотни молодых актеров, включая Джейка Джилленхола. «Мне позвонили сразу 14 агентов, — признался Джейк. — Все были на взводе: "Питер Джексон снимает «Властелина колец»! Будет три фильма, съемки продлятся несколько лет. Говорят, им нужен хоббит. Мы сразу же подумали про тебя". Я отвечаю: "Ну спасибо, наверное". Я сходил на пробы. Все актеры изображали британский акцент, а я читал диалоги обычным голосом. В итоге мне досталось от Питера: "Ты худший из тех, кого мы просмотрели. Неужели тебя не предупредили об акценте?". Я говорю: "Нет". Тогда Джексон добавил: "Уволь своих агентов"». Вуду помогла любовь к творчеству Толкина. Чтобы повысить свои шансы, он отправил создателям фильма не только портфолио, но и небольшое видео, в котором выехал в какую-то глухомань, нарядился Фродо и зачитал пару страниц из книги. «Мы просмотрели множество сильных актеров, но стоило повстречать Элайджу, как я понял, что он подходит лучше всех остальных, — сказал Питер Джексон. — У него удивительная способность вовлекать зрителей в историю и огромная драматическая глубина, чтобы удерживать их у экранов». Во время кастинга на роль Арагорна студия вспомнила предложение Вайнштейна и начала рассматривать кандидатуру Дэй-Льюиса, но тот отказался. Эксперты по подбору актеров переключились на Николаса Кейджа и Рассела Кроу. Первый выбыл из борьбы по семейным обстоятельствам, а второму показалось, что образ Арагорна похож на его предыдущую роль в «Гладиаторе». На пробы также ходил фанат книжной трилогии Вин Дизель, но Джексон остановил выбор на Стюарте Таунсенде. Не менее напряженная схватка развернулась за роль Гэндальфа. На участие в фильме претендовали Шон Коннери, Патрик Стюарт, Патрик МакГуэн, Кристофер Пламмер и Сэм Нил. Первый не интересовался фэнтези и не очень понял свою роль. При этом студия предлагала Шону поистине фантастические условия: финансовые аналитики полагают, что после выплаты всех процентов от сборов он мог заработать $450 млн. Стюарту не понравился сценарий, МакГуэн отказался от фильма из-за проблем со здоровьем, а Пламмеру и Нилу помешали съемки в других картинах. В конце концов эксперты по кастингу остановились на Иэне МакКеллене. Сделка едва не сорвалась из-за участия актера в экранизации «Людей Икс». На наше счастье, Джексон договорился со студией 20th Century Fox, которая согласилась скорректировать съемочный график и отпустить МакКеллена в нужные сроки. Еще одним голливудским фанатом Толкина оказался Брюс Уиллис, интересовавшийся ролью Боромира. Создатели фильма склонялись к кандидатуре Лиама Нисона, однако тот отказался от участия в пробах. В результате роль отошла Шону Бину. Гимли мог сыграть Билли Коннолли, но на последних стадиях кинопроб его обошел Джон Рис-Дэвис. Тем не менее Джексон запомнил актера: когда дело дошло до кастинга «Хоббита», режиссер отдал Конноли роль Даина II Железностопа. Орландо Блум пробовался на роль Фарамира, но эксперты по кастингу быстро сообразили, что юный британец буквально рожден для образа эльфа. Орландо узнал, что сыграет Леголаса за два дня до окончания драматической школы. Главными соперницами Лив Тайлер и Кейт Бланшетт в борьбе за роли Арвен и Галадриэль считались Хелена Бонем Картер и Люси Лоулесс соответственно. Участие во «Властелине колец» стало воплощением давней мечты Кристофера Ли. Актер был лично знаком с Толкином и перечитывал трилогию раз в год. Он хотел сыграть Гэндальфа, но его сочли староватым для роли. Джексон не хотел терять культового актера и предложил вариант с Саруманом. Ли обладал энциклопедическими знаниями о Средиземье, поэтому к нему часто обращались за советами реквизиторы, художники-постановщики и гримеры. Ролью Элронда интересовался Дэвид Боуи. Согласно другой версии, он мог предстать в образе Гэндальфа. Как бы то ни было, музыкант остался за бортом проекта. Элронда сыграл Хьюго Уивинг, а Гэндальфа — уже упомянутый Иэн МакКеллен. В борьбе за роль доброго мага также участвовал Джон Эстин, который снимался у Джексона в «Страшилах». Актер проиграл пробы, но вернулся домой под впечатлением от идей постановщика и заразил проектом своего приемного сына Шона, который решил посоревноваться за роль Сэма. Первым претендентом на роль Бильбо считался Сильвестр МакКой. Спустя какое-то время Джексон вспомнил старую радиопостановку «Властелина колец», в которой Фродо озвучил Иэн Холм. Режиссер подумал, что будет забавно увидеть актера в образе Бильбо. Джексон не забыл впечатляющие пробы МакКоя и отдал шотландцу роль Радагаста в трилогии «Хоббит». Начало путешествия Съемки стартовали 11 октября 1999 года. За последующие 438 дней команда проекта посетила полторы сотни натурных локаций. Интерьерные съемки шли в киностудиях Веллингтона и Куинстауна. По самым скромным подсчетам, в создании фильма участвовали 2400 человек. Работа над многими сценами шла в удаленных районах Новой Зеландии, поэтому каждому актеру и члену съемочной группы выдавались сухие пайки и наборы для выживания на случай, если за ними не смогут вовремя прилететь вертолеты. В процессе работы стало понятно, что Шон Бин боится летать. Актер забирался в вертолет лишь в крайних случаях. Во время своего путешествия герои картины преодолели снежные горы. Бин выходил из лагеря в подножье горы за два часа до съемок и поднимался наверх прямо в костюме и гриме. «Остальные добирались до нужного места на вертолете, — вспоминает режиссер трилогии. — Однажды я посмотрел в окно и увидел, как Шон взбирается на гору. Там был практически вертикальный отрезок, но он продолжал движение, словно гигантская ловкая муха». Несколько участников Братства прибыли в Новую Зеландию за восемь недель до начала съемок. Четверка хоббитов училась управлять лодками, проводила тренировки с оружием и репетировала сцены со своими низкорослыми дублерами, чтобы добиться идеальной синхронизации движений. Тем временем Орландо Блум учился стрельбе из лука. Упражнения на командный дух привели к тому, что актеры сдружились до съемок и передали эти теплые отношения на экран. Первым снимался фрагмент на руинах Амон Сула, когда хоббиты столкнулись с Назгулами. Когда дело дошло до сцен с Арагорном, Джексон понял, что Стюарт Таунсенд слишком молод для роли. Продюсерам пришлось в срочном порядке искать нового актера. Они созвонились с Вигго Мортенсеном, который не был знаком с творчеством Толкина. К радости поклонников Профессора, разговор актера с продюсерами услышал его сын Генри. Мальчишка зачитывался «Властелином колец» и убедил отца согласиться на съемки. Мортенсен не разочаровывал отпрыска и полетел в Новую Зеландию. Вигго поразил окружающих преданностью системе Станиславского. Он настолько вжился в роль, что спал на природе, самостоятельно подшивал свой костюм и ходил на рыбалку в одежде и гриме Арагорна. Мортенсен прочел «Братство Кольца» в самолете. Прибыв в Новую Зеландию, он взял ускоренный курс обращения с оружием и практически сразу вышел на съемочную площадку. «Вигго — лучший фехтовальщик из всех актеров, которых я когда-либо тренировал», — заявил мастер клинка Боб Андерсон. Чтобы лучше войти в роль, Мортенсен попросил настоящий стальной меч, а не легкую алюминиевую или прорезиненную копию, которые обычно используются на съемках. Вигго бросили в самую гущу событий: в свой первый съемочный день ему пришлось сразиться с Призраками Кольца. «Судьба всего фильма зависела от этой сцены, — признался Джексон. — Мы должны были отправить видео со съемок студии New Line. Компания хотела понять, годится ли Мортенсен на роль Арагорна, а заодно и оценить визуальный стиль. Страшно представить, чем бы закончилось дело, если бы им не понравилось наше видео. К счастью, Вигго был великолепен и принес нам множество дополнительных баллов в глазах студийного руководства». Мортенсен был так хорош, что Джексон начал обращаться к нему по имени персонажа. В один из съемочных дней режиссер два часа называл актера Арагорном, пока наконец-то не понял свою ошибку. На руку авторам фильма сыграло то, что Мортенсен говорит на английском, испанском и датском языках. Неудивительно, что Вигго легко справился с фразами на эльфийском. Более того, актер-полиглот просил, чтобы создатели трилогии включили в его диалоги побольше реплик на языке эльфов. Тысяча и один способ обмануть зрителя Чтобы показать разницу в росте ключевых персонажей, Джексон прибегнул ко множеству кинотрюков. «"Властелин колец" — поистине уникальный проект, — сказал однажды оператор Эндрю Лесни. — Мы использовали все доступные трюки с ростом — начиная от замены лиц на компьютере и заканчивая старыми как мир оптическими иллюзиями». Во вселенной Толкина хоббиты вырастают до 107 сантиметров, а гномы — до 137. Режиссер учел этот момент: рост Элайджи Вуда составляет 168 см, а Джона Рис-Дэвиса — 185. Благодаря продуманному кастингу Питер смог обойтись двумя, а не тремя копиями декораций. Сцены с участием хоббитов и гномов снимались с увеличенными предметами и высокими дублерами остальных персонажей. Что же касается фрагментов с людьми и эльфами, то их создавали в интерьерах привычного нашему взгляду размера. Когда дело касалось Шира, использовался противоположный подход: Элайджа Вуд и Иэн Холм чувствовали себя вольготно в жилище Бильбо, а Иэн МакКеллен то и дело натыкался на стены и потолок в своей версии хижины. Один из таких моментов попал в фильм. Актер случайно ударился головой, но остался в образе и продолжил сцену. Джексону понравилась импровизация, и он включил данный фрагмент в финальную версию «Братства Кольца». Понятно, что в некоторых сценах Питер не мог обмануть зрителей с помощью дублеров. Чтобы показать поездку Гэндальфа и Фродо на повозке, построили специальное двойное сиденье. МакКеллен сидел впереди, а Вуд — на пару метров позади. Поставив камеру под нужным углом, Джексон создал иллюзию, что персонажи располагаются рядом. При этом Гэндальф выглядел намного крупнее, чем Фродо. Создатели фильма еще не раз прибегали к технике принудительной перспективы. Подобный метод прекрасно подходит для оптических иллюзий в статичных кадрах. Авторы «Властелина колец» хотели пойти дальше и поразить зрителей тем, что персонажи сохраняют разницу в росте даже при перемещении камеры. До начала съемок они провели множество тестов и разработали уникальную систему передвижения оборудования и предметов интерьера. В нескольких сценах в домике Бильбо использовались две линии кинорельсов. На одной размещалось операторское оборудование, а на другой — стул хоббита. Когда камера отъезжала в сторону, сиденье двигалось по запланированной траектории, чтобы сохранить необходимые пропорции между всеми участниками сцены. В фильме есть парочка элегантных трюков с кольцом. Иногда Джексону нужно было держать в достаточном фокусе драгоценность и персонажей на заднем плане. Для этого он заказал увеличенную копию кольца и цепочки Фродо. Они ложились прямо перед камерой, а актеры могли стоять на нужном удалении. Наиболее очевидно этот трюк проявляется в сцене перехода через горы, когда кольцо спадает с шеи Фродо и оказывается в руках Боромира. Еще один трюк провернули в сцене, когда Бильбо бросает кольцо на пол. Джексон хотел показать, что оружие Саурона обладает огромной важностью и солидным весом. Понятно, что кольцо не должно было отлететь в сторону. Чтобы добиться нужного эффекта, под декорациями спрятали мощный магнит, который буквально пригвоздил драгоценность к полу. Секреты съемок Многие режиссеры любят работать по строго спланированному сценарию. Джексон не относится к их числу и охотно поощряет импровизации. В сцене запуска Смауга можно услышать крик Билли Бойда. Мерри и Пиппин передавали зажженный фейерверк из рук в руки. Билли думал, что Питер скомандует «стоп, снято», а начало взрыва снимут в следующем дубле. Актер не был готов к тому, что реквизиторы потянут фейерверк вверх. Бойд не смог сдержать эмоции и пронзительно закричал. Джексону понравился этот дубль, и он оставил его в фильме. Актеры вжились в свои образы, поэтому Питер охотно выслушивал все предложения по поводу диалогов. Из-за этого многие сцены переписывались прямо во время работы. Ставшую легендарной речь Боромира написали в ночь перед съемками. «У Шона Бина не было времени выучить текст, — раскрыл секрет Джексон. — Он не придумал ничего лучше, чем примотать сценарий к бедру. Во время следующего просмотра трилогии вы увидите, что на совете Элронда его герой делает драматические паузы и опускает глаза вниз. На самом деле Шон всего лишь сверялся с текстом». В начале каждого съемочного дня Джон Рис-Дэвис проводил по три-четыре часа в кресле гримера. Спустя какое-то время у него началась аллергическая реакция вокруг глаз. Джексон переработал съемочный график так, чтобы Джон снимался через день и получал достаточный отдых от грима. Съемки финальной битвы прошли при страшной жаре. Столбик термометра достигал 38 градусов Цельсия. Меньше всего повезло актерам, игравшим урук-хаев. Из-за тяжелых и жарких костюмов некоторые из них пережили тепловые удары. Сложнее всего пришлось Лоуренсу Макору: в некоторые дни одно лишь перевоплощение в Лурца занимало полдня в кресле гримера. Одной из самых ярких сцен фильма стало столкновение Гэндальфа с Балрогом. На съемках Иэну МакКеллену противостоял шарик для пинг-понга, который нацепили на шест нужной длины и использовали для последующей обработки изображения с помощью компьютерной графики. В отличие от клинков в книгах, оружие Гэндальфа не светится в присутствии орков. Джексон и Бойенс пошутили, что из-за бюджетных ограничений они не смогли окрасить в синий цвет Гламдринг. На самом деле они отказались подсвечивать клинок мага из-за того, что тот начинал выглядеть как световой меч джедая. Кроме того, у Гэндальфа уже был прекрасный источник света. Посох волшебника зажигала увесистая батарея. К счастью, костюм Митрандира позволял спрятать провода и источник питания в недрах плаща. Лив Тайлер долго работала над голосом Арвен и научилась говорить ниже своего привычного диапазона. Результат оказался настолько впечатляющим, что ее собственный отец, легендарный рок-музыкант Стивен Тайлер, засомневался, не переозвучила ли ее другая актриса. Сцена, в которой Пиппин спрашивает о втором завтраке и получает яблоком по голове, потребовала 16 дублей. Фрукт прилетал в кадр со стороны, поэтому его мог бы бросить любой желающий, но Мортенсен остался в образе и не упустил шанса потренироваться в меткости. По словам Билли Бойда, Вигго сиял от удовольствия, когда совершал очередной точный бросок в его голову. «Властелин колец» стал блестящим примером того, как должна выглядеть творческая коллаборация. В оригинальном сценарии сцена между выходом Братства на мост Казад-дума и появлением Балрога описывалась одним-единственным предложением. Джексон попросил Алана Ли нарисовать эту локацию. Художник создал потрясающий карандашный набросок и добавил в основание моста несколько трещин. Питер ухватился за эту идею и начал обсуждать сцену с другими участниками проекта. А если мост начнет рушиться? И в этот момент героев атакуют лучники орков? В итоге фраза «братство бежит вниз по лестнице» превратилась в одну из самых эффектных сцен фильма. Фрагмент, в котором герои грустят о Гэндальфе, показал, что Джексон и эксперты по кастингу не ошиблись с выбором актеров. Участники Братства изобразили настоящую горечь утраты при том, что к тому времени никто из них не встречал Иэна МакКеллена, прибывшего на съемки позже остальных звезд трилогии. Экранные смерти Шона Бина стали источником множества интернет-мемов. Персонажи актера действительно редко добираются до финальных страниц сценария. Самому Шону больше всего нравится смерть Боромира. Специально для съемок трилогии разработали компьютерную программу MASSIVE, которая позволила показать в кадре огромные армии орков, людей и эльфов. Каждый участник баталии обладал собственным интеллектом и мог распознать друзей и врагов. Эксперты по CGI могли кликнуть на любого воина и посмотреть битву его глазами. Благодаря MASSIVE зрители увидели зрелищные баталии небывалых масштабов. Джексон признался, что больше всего проблем ему доставил пролог фильма. Режиссер хотел устроить экскурсию по Средиземью и познакомить зрителей с его культурой и богатой историей. Вскоре он понял, что пролог перегружен информацией и может разрушиться под собственным весом. Питер решил ограничиться рассказом о Кольце всевластия и его темном хозяине. Планировалось, что пролог озвучит Элайджа Вуд. Затем в дело вступил Иэн МакКеллен, однако его запись тоже не попала в картину. Джексон решил, что о Темном властелине должен рассказать кто-то из тех, кто мог быть свидетелем этих событий. Так выбор пал на Кейт Бланшетт и Галадриэль. Звуки Средиземья В августе 2000 года к работе над фильмом приступил композитор Говард Шор. Чтобы проникнуться духом Средиземья, он навестил съемочную площадку в Новой Зеландии. Джексон показал канадцу черновую версию «Братства Кольца», созданную из уже отснятого материала. Шор проделал феноменальную работу, придумав композиции для ключевых персонажей, фэнтезийных рас и даже отдельных районов сказочного мира. Музыкальные эксперты утверждают, что «Властелину колец» принадлежит рекорд по количеству использовавшихся лейтмотивов. В этом смысле Шор обогнал даже Джона Уильямса, который создал множество разных тем для «Звездных войн». Говард начал записывать мелодии прямо в Новой Зеландии. По словам некоторых актеров, они поверили в успех фильма, когда заглянули в концертный зал Веллингтона, где Шор и местный оркестр репетировали композиции к сценам в Мории. Говард кочевал между Новой Зеландией и Великобританией: большинство мелодий для официального саундтрека исполнил Лондонский филармонический оркестр. Записью занимались эксперты легендарной студии Abbey Road. Выдающийся труд вылился в огромный успех: музыка к «Братству Кольца» принесла Шору премию «Оскар» и вошла в число величайших саундтреков мирового кино. Погружение в Средиземье обеспечила не только волшебная музыка Шора. Мастера по записи и сведению звука не стали использовать стандартные библиотеки эффектов, а создали аудиосопровождение фильма практически с нуля. Особенно впечатляет работа над сценами в опустевшем царстве гномов: команда «Властелина колец» нашла в Веллингтоне старые катакомбы, которые позволили записать нужные звуки с эффектом эха. Заслуженная награда Картина должна была быть готова к декабрю 2001 года. Сроки сдачи блокбастера поджимали, поэтому Джексону пришлось включить в «Братство Кольца» ранний дизайн Голлума. Зрители, конечно же, обратили внимание, что в первой части трилогии он выглядит иначе, чем в «Двух крепостях» и «Возвращении Короля». Мастера по визуальным эффектам скрыли лицо в темноте, но разница все равно очевидна. В комментариях к расширенной версии фильма Питер пошутил, что когда-нибудь возьмет пример с Джорджа Лукаса, который заменил дизайн нескольких персонажей в специзданиях оригинальной трилогии «Звездные войны». Мировая премьера состоялась 10 декабря 2001 года в лондонском кинотеатре Odeon Leicester Square, а широкий международный прокат стартовал 19 числа. В США фильм заработал за первый уикенд $47,2 млн, установив новый голливудский рекорд для декабрьских кинорелизов. Джексон и боссы New Line наконец-то смогли выдохнуть: титанический труд и огромный риск обернулись невероятной победой. Общие сборы картины составили $897,7 млн. В феврале 2002 года она заработала 13 номинаций на «Оскар». Мартовская церемония стала самой долгой в истории и принесла авторам «Братства Кольца» четырех золотых истуканчиков за операторскую работу, грим, оригинальную музыку и визуальные эффекты. Казалось, Питер может взять передышку и насладиться триумфом, однако его ждал монтаж следующего фильма, создание незабываемой битвы за Хельмову Падь, работа по оживлению Голлума и тяжелейшие досъемки целого ряда ключевых сцен. Но это уже совсем другая история...... подробнее
28.04.2015
Умер Эндрю Лесни

Сегодня на 60-м году жизни скончался знаменитый австралийский кинооператор Эндрю Лесни, сообщает The Hollywood Reporter. Уроженец Сиднея дебютировал в большом кино в качестве ассистента оператора фильма «Патрик» еще в бытность студентом Австралийской школы кино, телевидения и радио. После окончания университета Эндрю начал работать оператором популярного телешоу Wonder World!, а уже через пару лет он не испытывал недостатка предложений от кино- и телевизионных продюсеров. В 1995 году Эндрю выиграл первую в карьере премию Австралийского общества кинооператоров за «Искушение монаха», и в тот же год мировую славу ему принесла работа над семейным фильмом «Бэйб: Четвероногий малыш». Уникальный стиль Лесни привлек интерес Питера Джексона, искавшего оператора для трилогии «Властелин колец». В 2002 году «Братство Кольца» принесло Эндрю Лесни премию «Оскар». Новозеландский режиссер и австралийский оператор продолжили свое сотрудничество в работе над «Кинг Конгом», «Милыми костями» и трилогией «Хоббит». В послужной список Эндрю вошли также такие блокбастеры, как «Я — легенда» и «Восстание планеты обезьян». Его последним фильмом стал режиссерский дебют Рассела Кроу — «Искатель воды». В 2002 году Эндрю Лесни был включен в Зал славы Австралийского общества кинооператоров.... подробнее