Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]

Рихард Вагнер

Richard Wagner
Рихард Вагнер
Профессии: Сценарист, Композитор
Брак: Cosima Liszt (00.00.1870) (детей: 3)
Рост: 166
Родился: 22 мая 1813, Близнецы (209 лет назад)
Умер:: 13 февраля 1883 (69 лет)
Последний фильм: 2012
Поделиться: Добавить в Facebook В Twitter МойМир@Mail.ru

Фильмы


Новости

21.09.2022 10:30

«Песнь о Нибелунгах» получит новую экранизацию

Взглянув на противостояние сериалов «Дом дракона» и «Властелин колец: Кольца власти», компания Constantin Film решила запустить собственную фэнтезийную сагу: к путешествию на экраны готовятся персонажи средневековой поэмы «Песнь о Нибелунгах».

Героический эпос уже ложился в основу оперы Рихарда Вагнера, двухсерийного немого фильма Фрица Ланга и многих других кино- и телепроектов. Новая экранизация получит название «Хаген» (Hagen) и расскажет историю с точки зрения одноименного антагониста оригинала. В свежей интерпретации эпоса Хаген окажется оружейником из Бургундии, которому придется разрываться между верностью королю и любовью к принцессе Кримхильде, на руку которой претендует знаменитый драконоборец Зигфрид...
Читать полностью
Поделиться:

18.12.2013 18:33

Агент провокатор

В начале декабря в небольшом городке в штате Флорида детишкам, которые набились в местный кинотеатр в предвкушении просмотра мультика «Холодное сердце», случайно показали трейлер «Нимфоманки» — нового фильма Ларса фон Триера. Честно говоря, трудно представить другие два фильма, которые бы так же кардинально отличались друг от друга. Дети, разумеется, были шокированы. Родители и подавно захлебывались от праведного гнева, осаждая кабинет администрации.

Надо думать, самому Ларсу эта история доставила большое удовольствие. Как забавляет режиссера реакция общественности на его фильмы — шокирующие, противоречивые, эпатажные и во многих смыслах травмирующие зрителя, даже очень хорошо подготовленного и закаленного самым суровым артхаусом.
Читать полностью
Поделиться:

24.08.2013 23:31

20 хороших картин с нехорошим послевкусием

Кино, как и любой другой вид искусства, исполняет и сочетает разные функции. Хороший фильм (в нашем представлении) должен содержать эстетическую, познавательную, воспитательную или, на худой конец, развлекательную составляющую. Но что происходит, когда социальная значимость картины, при всей ее несомненной культурной ценности, оказывается довольно спорной?

Можно ли получать удовольствие от тех произведений искусства, которые противоречат общепринятым представлениям о морали? Или стоило бы внять Рихарду Вагнеру и его знаменитым словам: «Как человек до тех пор не освободится, пока не примет радостно узы, соединяющие его с Природой, так и искусство не станет свободным, пока у него не исчезнут причины стыдиться связи с жизнью»? К слову, творчество гениального композитора, автора оперного цикла «Кольцо нибелунга» и оперы «Тристан и Изольда», вдохновляло создателей доктрины национал-социализма в Германии начала XX века.
Читать полностью
Поделиться:

Средний рейтинг: 7.63

Все | Сценарист

Фильмография

Сортировка по: Году :: Рейтингу :: Количеству голосов
Сценарист [ скрыть ]



Валькирия
Валькирия (2009)

Die Walküre (0.00)

Тристан и Изольда
Тристан и Изольда (2007)

Tristan und Isolde (7.60)

Золото Рейна
Золото Рейна (2005)

Das Rheingold (0.00)

Götterdämmerung
Götterdämmerung (2004)
(0.00)

Валькирия
Валькирия (2004)

Die Walküre (0.00)

Зигфрид
Зигфрид (2003)

Siegfried (6.60)


Тангейзер
Тангейзер (2000)

Tannhäuser (0.00)

Нюрнбергские мейстерзингеры
Нюрнбергские мейстерзингеры (1999)

Die Meistersinger von Nürnberg (0.00)

Парсифаль
Парсифаль (1999)

Parsifal (6.80)

Тристан и Изольда
Тристан и Изольда (1996)

Tristan und Isolde (7.30)

Валькирия
Валькирия (1996)

Die Walküre (8.90)

Тристан и Изольда
Тристан и Изольда (1995)

Tristan und Isolde (7.60)

Тангейзер
Тангейзер (1994)

Tannhäuser (7.20)

Зигфрид
Зигфрид (1993)

Siegfried (8.40)

Валькирия
Валькирия (1993)

Die Walküre (8.60)

Парсифаль
Парсифаль (1993)

Parsifal (7.40)

Götterdämmerung
Götterdämmerung (1992)
(8.40)

Парсифаль
Парсифаль (1992)

Parsifal (7.60)

Золото Рейна
Золото Рейна (1992)

Das Rheingold (8.60)

Риенци
Риенци (1992)

Rienzi (0.00)

Лоэнгрин
Лоэнгрин (1991)

Lohengrin (7.70)

Валькирия
Валькирия (1990)

Die Walküre (7.60)

Лоэнгрин
Лоэнгрин (1990)

Lohengrin (7.90)

Золото Рейна
Золото Рейна (1990)

Das Rheingold (8.00)

Зигфрид
Зигфрид (1990)

Siegfried (7.80)

Летучий голландец
Летучий голландец (1989)

Der fliegende Holländer (7.70)

Тангейзер
Тангейзер (1989)

Tannhäuser (7.60)

Нюрнбергские мейстерзингеры
Нюрнбергские мейстерзингеры (1989)

Die Meistersinger von Nürnberg (0.00)

Нюрнбергские мейстерзингеры
Нюрнбергские мейстерзингеры (1988)

Die Meistersinger von Nürnberg (9.00)

Летучий голландец
Летучий голландец (1986)

Der fliegende Holländer (6.80)

Ночь
Ночь (1985)

Die Nacht (7.30)

Нюрнбергские мейстерзингеры
Нюрнбергские мейстерзингеры (1984)

Die Meistersinger von Nürnberg (0.00)

Нюрнбергские мейстерзингеры
Нюрнбергские мейстерзингеры (1984)

Die Meistersinger von Nürnberg (7.00)

Тристан и Изольда
Тристан и Изольда (1983)

Tristan und Isolde (7.70)

Parsifal
Parsifal (1983)
(7.20)

Парсифаль
Парсифаль (1982)

Parsifal (7.40)

Тангейзер
Тангейзер (1982)

Tannhäuser (8.10)

Валькирия
Валькирия (1980)

Die Walküre (6.80)

Золото Рейна
Золото Рейна (1980)

Das Rheingold (7.90)

Зигфрид
Зигфрид (1980)

Siegfried (8.60)

Das Rheingold
Das Rheingold (1978)
(0.00)

Тангейзер
Тангейзер (1978)

Tannhäuser (8.00)

Летучий голландец
Летучий голландец (1975)

Der fliegende Holländer (6.00)

Летучий голландец
Летучий голландец (1975)

The Flying Dutchman (0.00)

Нюрнбергские мейстерзингеры
Нюрнбергские мейстерзингеры (1971)

Die Meistersinger von Nürnberg (0.00)

Летучий голландец
Летучий голландец (1964)

Der fliegende Holländer (0.00)

Что за опера, док?
Что за опера, док? (1957)

What's Opera, Doc? (8.20)

Ama - Nangoku-hen
Ama - Nangoku-hen (1926)
(0.00)

Ama - Tokai-hen
Ama - Tokai-hen (1926)
(0.00)

Tannhäuser
Tannhäuser (0)
(0.00)

Die Walküre
Die Walküre (0)
(0.00)

Lohengrin
Lohengrin (0)
(0.00)



(0)
(0.00)


(0)
(0.00)

Композитор [ скрыть ]


(2013)
(0.00)




Золото Рейна
Золото Рейна (2005)

Das Rheingold (0.00)

Götterdämmerung
Götterdämmerung (2004)
(0.00)

Валькирия
Валькирия (2004)

Die Walküre (0.00)

Не судьба
Не судьба (2002)

Sin destino (5.60)

Парсифаль
Парсифаль (1999)

Parsifal (6.80)

Тристан и Изольда
Тристан и Изольда (1998)

Tristan und Isolde (7.60)

Тристан и Изольда
Тристан и Изольда (1995)

Tristan und Isolde (7.60)

Парсифаль
Парсифаль (1992)

Parsifal (7.60)

Лоэнгрин
Лоэнгрин (1986)

Lohengrin (7.40)

Parsifal
Parsifal (1983)
(7.20)

Тристан и Изольда
Тристан и Изольда (1983)

Tristan und Isolde (7.70)

Парсифаль
Парсифаль (1982)

Parsifal (7.40)

Корабль-призрак
Корабль-призрак (1981)

Le vaisseau fantôme (0.00)

Золото Рейна
Золото Рейна (1980)

Das Rheingold (7.90)

Адольф и Марлен
Адольф и Марлен (1977)

Adolf und Marlene (6.00)

Летучий голландец
Летучий голландец (1975)

The Flying Dutchman (0.00)

Тристан и Изольда
Тристан и Изольда (1974)

Tristan und Isolde (6.80)

Tristan und Isolde
Tristan und Isolde (1967)
(0.00)

Летучий голландец
Летучий голландец (1964)

Der fliegende Holländer (0.00)

Парсифаль
Парсифаль (1951)

Parsifal (0.00)



(0)
(0.00)

Tristan Und Isolde
Tristan Und Isolde (0)
(0.00)

Das Rheingold
Das Rheingold (0)
(0.00)

Die Walküre
Die Walküre (0)
(0.00)

Siegfried
Siegfried (0)
(0.00)

(0)
(0.00)

Götterdämmerung
Götterdämmerung (0)
(0.00)

(0)
(0.00)

Tristan Und Isolde
Tristan Und Isolde (0)
(0.00)

(0)
(0.00)

Das Rheingold
Das Rheingold (0)
(0.00)

(0)
(0.00)

Lohengrin
Lohengrin (0)
(0.00)

Das Rheingold
Das Rheingold (0)
(0.00)

(0)
(0.00)

Parsifal
Parsifal (0)
(0.00)

Siegfried
Siegfried (0)
(0.00)

(0)
(0.00)

Das Rheingold
Das Rheingold (0)
(0.00)

Gotterdammerung
Gotterdammerung (0)
(0.00)

(0)
(0.00)

Gotterdammerung
Gotterdammerung (0)
(0.00)

Die Walküre
Die Walküre (0)
(0.00)

(0)
(0.00)

Siegfried
Siegfried (0)
(0.00)

Tannhauser
Tannhauser (0)
(0.00)

(0)
(0.00)

Tristan Und Isolde
Tristan Und Isolde (0)
(0.00)


Топ 250
200
Заложница
Taken (7.90)
201
Инопланетянин
E.T.: The Extra-Terrestrial (7.90)
202
Гангстер
American Gangster (7.90)
203
Поезд на Юму
3:10 to Yuma (7.90)
204
Апокалипсис
Apocalypto (7.90)
205
Клерки
Clerks. (7.90)
206
127 часов
127 Hours (7.90)
207
Переступить черту
Walk the Line (7.90)
208
Волшебная страна
Finding Neverland (7.90)
209
Железная хватка
True Grit (7.90)
весь топ
21.09.2022
«Песнь о Нибелунгах» получит новую экранизацию

Взглянув на противостояние сериалов «Дом дракона» и «Властелин колец: Кольца власти», компания Constantin Film решила запустить собственную фэнтезийную сагу: к путешествию на экраны готовятся персонажи средневековой поэмы «Песнь о Нибелунгах». Героический эпос уже ложился в основу оперы Рихарда Вагнера, двухсерийного немого фильма Фрица Ланга и многих других кино- и телепроектов. Новая экранизация получит название «Хаген» (Hagen) и расскажет историю с точки зрения одноименного антагониста оригинала. В свежей интерпретации эпоса Хаген окажется оружейником из Бургундии, которому придется разрываться между верностью королю и любовью к принцессе Кримхильде, на руку которой претендует знаменитый драконоборец Зигфрид... Пробы в проект прошли Гийс Нейбр, Яннис Нивенер, Лиля Ван дер Звааг и другие европейские актеры. Constantin Film выпустит «Хагена» в полнометражном формате, после чего использует дополнительно снятые сцены и перемонтирует фильм в шестисерийный мини-сериал. Последний выйдет на немецкой стриминговой платформе RTL+. Источник: The Hollywood Reporter... подробнее
18.12.2013
Агент провокатор

В начале декабря в небольшом городке в штате Флорида детишкам, которые набились в местный кинотеатр в предвкушении просмотра мультика «Холодное сердце», случайно показали трейлер «Нимфоманки» — нового фильма Ларса фон Триера. Честно говоря, трудно представить другие два фильма, которые бы так же кардинально отличались друг от друга. Дети, разумеется, были шокированы. Родители и подавно захлебывались от праведного гнева, осаждая кабинет администрации. Надо думать, самому Ларсу эта история доставила большое удовольствие. Как забавляет режиссера реакция общественности на его фильмы — шокирующие, противоречивые, эпатажные и во многих смыслах травмирующие зрителя, даже очень хорошо подготовленного и закаленного самым суровым артхаусом. 57-летний «фашиствующий» датчанин, показавший всему миру лицо оргазма, обращается с кинематографом играючи и даже как-то панибратски. Возможно, дело в том, что со своим ремеслом он знаком с 11 лет, а его мама придерживалась правил свободного воспитания. Свободно воспитанный Ларс довольно быстро решил, что в школе ему делать нечего, а мать оказалась достаточно умна, чтобы направить энергию сына в нужное русло. Так обычный бунтующий подросток стал обладателем своей первой камеры. И день за днем, кадр за кадром лепил из себя великого кинематографиста-экспериментатора. Новатора, провокатора и реформатора. О появлении нового имени в кино заговорили в середине 80-х, но тогда фон Триер мелькал в киноведческих статьях и кулуарных разговорах лишь как один из сонма подающих надежды. Его полнометражный дебют, криминальную драму «Элемент преступления», сегодня смотреть весьма занятно. Фон Триера, каким мы его знаем сейчас, там нет, а есть отчаянные поиски стиля: богатый набор заимствований, концентрированный постмодернизм, будто бы имеющий своей целью одно — напрочь разъесть мозг зрителю. «Элемент преступления» стал первой частью трилогии «Е», в которую также вошли картины «Эпидемия» и «Европа». Это все еще были упражнения с «гребаной мифологией», как он это тогда называл, а сам Ларс по-прежнему оставался «подающим надежды», разве что к «Европе» заметно вырос уровень технического исполнения. Но гораздо интересней наблюдать, что стало происходить с фон Триером дальше. А дальше фон Триер выдает сериал RigetКоролевство»), и взамен получает всемирную славу и прозвище фон Триллер. Кто смотрел этот адский винегрет из полтергейста и фобий, наверно, сразу догадался, что почву для славы неуемному датчанину подготовил еще Дэвид Линч своим «Твин Пиксом». Как и Линч, фон Триер считает, что кино должно делать зрителю неудобно, «как камешек в ботинке». «Королевство» — это не камешек в ботинке, а полные сапоги гравия. Но в отличие от «Твин Пикса», это еще и по-воннегутовски остроумный сериал. Пересказывать сюжет, как и везде у Ларса, бесполезно. Тут важно понять, что именно в этом своем произведении творец настолько разрезвился, что дальше можно было говорить только о каких-то самоограничениях. Творец осознал свое всесилие, ему стало скучно, он решил сделать неудобно самому себе. Так родилась мазохистская «Догма-95» — красивая попытка профессионального аскетизма во имя того, чтобы «выжать правду из персонажей и обстоятельств». Текст этого подписанного несколькими фильммейкерами манифеста можно найти в интернете, а его суть такова — режиссер должен ограничить себя в средствах, чтобы таким образом стимулировать на истинное творчество. В рамках «Догмы» появились фильмы, которые можно не только смотреть, но и рассматривать, как экспонаты в Кунсткамере, испытывая при этом самые противоречивые эмоции. Но вернемся к трилогиям. Ленты «Рассекая волны», «Идиоты» и «Танцующая в темноте» режиссер объявил трилогией «Золотое сердце». В этих картинах по-разному обыгрывается тема обреченных на муки, блаженных женщин, женщин-юродивых. Так, для Карен участие в забавах «идиотов» стало возможностью выплеснуть боль от утраты, очиститься. По сути, она единственная, кто имеет моральное право выпускать своего идиота — матери, которая видела смерть собственного ребенка, позволено все. В отличие от группы придурков, демонстрирующих всем свои гениталии ради каких-то невнятных целей. «Идиоты» — очень любопытное кино, особенно оно рекомендуется к просмотру тем, кто любит поставить себя на место главных героев. Бесс из драмы «Рассекая волны» стала настоящей мученицей за веру, и смотреть на это поистине страшно. Оказывается, мученики — это не только те седовласые старцы и благочестивые девы из «Жития святых». Мученики среди нас. Этот фильм, который стоит посмотреть только ради ошарашивающей игры Эмили Уотсон, прошибет и самого законченного атеиста. «Рассекая волны», пожалуй, самая травмирующая из всех картин скандального датчанина. Ни один зритель не уйдет без камешка в ботинке. Сельма из «Танцующей в темноте» — ребенок, которого никто не научил выживать во взрослом мире. Этого ребенка взрослый мир перемолол у нас на глазах. А музыкальные композиции, которые в типичных мюзиклах призваны сглаживать, разбавлять, развлекать зрителя, здесь только усугубляют тяжелое, гнетущее впечатление от увиденного. К XXI веку фон Триер окончательно покинул поддающееся однозначному анализу пространство кинематографа. «Догвилль», который положил начало трилогии «США — страна возможностей», снят почти без декораций, актеры играют нарочито театрально, но драма-то на экране разворачивается всамделишная. Такое сочетание завораживает. С выхода картины прошло уже десять лет, а критики все не устанут ее трактовать. Большинство из них считает, что в «Догвилле» речь идет, так или иначе, об Америке — лживой, лицемерной, гнусно эксплуатирующей весь мир. Да и сам фон Триер не раз заявлял, что именно о ней, о стране возможностей, снял он 60% своих фильмов. Продолжением трилогии стал фильм «Мандерлей», в котором режиссер использовал те же приемы. Возможно, именно поэтому «Мандерлей» выглядел бледнее своего предшественника и получил множество недоуменных отзывов от критики, которая морально настроилась на очередной шедевр. На сей раз датский чародей решил провести ревизию расового вопроса, но даже это не спасло картину от преобладания формализма над повествованием. Все это было похоже скорее на урок истории, нежели на фильм, но даже если он и не получился шедевром, событием стал однозначно. Как теперь, в новом веке, становится событием любое творение фон Триера, повсеместно признанного великим реформатором киноязыка. Но фон Триера нельзя назвать лишь преобразователем формы, потому как он регулярно покушается и на содержание. Не завершив трилогию о США, Ларс выпускает в свет психодраму «Антихрист». И это была бомба. Безупречный по всем статьям пролог потрясает своим содержанием и сразу же дает понять — этому режиссеру еще было куда расти, и он не только профессионально вырос, но превзошел сам себя. Используя стерильную, асексуальную красоту своей любимицы Шарлотты Генсбур, фон Триер беспощадно препарирует саму женскую сущность. На его прозекторском столе женщина превращается в зверя, становится средоточием зла, но тем самым она оказывается ближе к природе и сильнее мужчины. Поэтому, конечно, ни о каком женоненавистничестве, в котором режиссера частенько обвиняют, тут речи не идет. Стоит отметить, что «Антихриста» фон Триер снимал уже не играючи. За некоторое время до съемок режиссер впал в тяжелую депрессию, разобравшись с которой, написал новую версию сценария, чтобы самому для себя решить — можно ли возвращаться к работе. Этот фильм фон Триер выстрадал, практически родил в муках, и это видно невооруженным взглядом. Сам Ларс называл «Антихриста» лучшей лентой в своей карьере. «Меланхолия» тоже навела немало шороху в стане киноманов. Анонсированный как «красивый фильм о конце света», он, разумеется, оказался значительней этого безликого определения. Но «Меланхолию» можно и просто смотреть — потрясающий визуальный ряд не столько подчеркивается гениальной музыкой Вагнера, сколько делает ее осязаемой. И опять фон Триер, сделав ставку на главную героиню, не прогадал. Кирстен Данст сыграла до того идеально, что даже в Каннах это заметили, наградив голливудскую блондинку Пальмовой ветвью. Неплохой карьерный рост для девушки Человека-паука! Для ее Жюстин конец света — избавление, в отличие от всех остальных, довольных своей жизнью сытых снобов. Наблюдать за тем, как она идет к этому избавлению, как принимает его, как обретает то, чего с такой силой вожделела, — ради этого «Меланхолию» можно смотреть снова и снова. Врубив звук на максимум, потому что — Вагнер. А прямо сейчас избранные счастливцы наслаждаются новым фильмом фон Триера. В первых англоязычных рецензиях на «Нимфоманку» уже мелькают мнения о том, что именно эта лента станет настоящим «опус магнум анфан террибля», коим всегда являлся датский фильммейкер на фоне более конформистских коллег по цеху. Он сам «приклеил» к своей фамилии приставку «фон», показал неприличный жест Роману Полански в Каннах, прислал на этот же фестиваль вместо себя свое фото в килте и «мартинсах», бросил беременную жену ради другой женщины, снимал порно под крылом собственной кинокомпании Zentropa, а после выхода «Антихриста» провозгласил себя лучшим в мире режиссером. Кроме того, от Ларса в ужасе бегут актрисы, а за симпатии к нацистам фон Триер был подвергнут остракизму и объявлен в Каннах персоной нон-грата. И тем не менее... «У меня в глазу осколок того зеркала, что смастерил тролль… Кажется, был такой мальчик, которому в глаз попал осколок зеркала тролля, и все стало казаться ему уродливым». ...Тем не менее, этому оскорбительно гениальному, возмутительно талантливому режиссеру посвящают целые выставки, о нем пишут книги, искусствоведы по косточкам разбирают его творчество, до хрипоты споря о значении того или иного кадра. Ларс фон Триер что-то сделал с кинематографом, и это «что-то» будет нас мучить, цеплять, волновать, убивать (воскрешать?) и обескураживать еще очень и очень долго.... подробнее
24.08.2013
20 хороших картин с нехорошим послевкусием

Кино, как и любой другой вид искусства, исполняет и сочетает разные функции. Хороший фильм (в нашем представлении) должен содержать эстетическую, познавательную, воспитательную или, на худой конец, развлекательную составляющую. Но что происходит, когда социальная значимость картины, при всей ее несомненной культурной ценности, оказывается довольно спорной? Можно ли получать удовольствие от тех произведений искусства, которые противоречат общепринятым представлениям о морали? Или стоило бы внять Рихарду Вагнеру и его знаменитым словам: «Как человек до тех пор не освободится, пока не примет радостно узы, соединяющие его с Природой, так и искусство не станет свободным, пока у него не исчезнут причины стыдиться связи с жизнью»? К слову, творчество гениального композитора, автора оперного цикла «Кольцо нибелунга» и оперы «Тристан и Изольда», вдохновляло создателей доктрины национал-социализма в Германии начала XX века. Предлагаем вашему вниманию список из двадцати хороших картин (а иногда и шедевров), при просмотре которых зритель испытывает смешанные чувства. Предупреждение: добрая половина фильмов не рекомендована к просмотру несовершеннолетним, беременным, людям с нестабильной психикой и просто слабонервным. В статье также могут быть спойлеры. 1. «Рождение нации» (1915) Большинство приемов современного кинематографа (операторской работы, монтажной склейки, музыкального сопровождения) ведут свою родословную именно из этой немой картины Дэвида Уорка Гриффита. Сомнительный момент: в этой ленте об альтернативной истории США в Гражданской войне 60-х годов XIX века южане и северяне объединяются против новой угрозы: замышляющих создание собственного государства негров. Бывшие рабы (роли которых исполняют белые актеры с вымазанными краской лицами) демонизируются, в то время, как фашистская организация Ку-Клукс-Клан выступает эдаким спасителем нации. 2. «Триумф воли» (1935) «Воля» тут отождествляется с Адольфом Гитлером. Документальная картина Лени Рифеншталь — шедевр кинематографа, практически безупречный образчик искусства, который выбирает предметом восхищения олицетворенное зло. Сомнительный момент: массовые шествия, пламенные речи, поклонение вождю… Кажется, где-то мы это уже проходили… 3. «Психо» (1960) Фильм о психопате с раздвоением личности стал культовым, породив множество подражаний, кучу сиквелов и даже сериал. Сомнительный момент: самой скандальной в свое время стала сцена, где героиня Джанет Ли смывает улику в унитаз. Это была первая демонстрация довольно тривиального предмета обихода в пуританском Голливуде того периода. 4. «Лолита» (1962) Адаптация культового романа Владимира Набокова от гения мистификации Стэнли Кубрика. Сюжет знаком каждому: европеец женится на среднестатистической американке, чтобы быть поближе к ее прелестной дочурке. «Лолита» давно стала именем нарицательным, в художественной ценности как романа, так и картины, никто не сомневается, однако открыто восхищаться собственно синопсисом фильма (а тем более брать за руководство в реальной жизни) все же не комильфо. Сомнительный момент: любовные отношения 14-летней (в оригинале — 12-летней) девочки и мужчины под сорок не влезают в рамки современной морали. 5. «Дьяволы» (1971) Драма Кена Расселла об охоте на ведьм во Франции XVII века за жесткую смесь хоррора и религиозной сатиры настроила против себя консервативную часть цензоров и подверглась серьезной переработке. Полная версия позднее все же была продемонстрирована в кинотеатрах, однако на DVD студия Warner Brothers выпустила именно цензурированный вариант картины. Сомнительный момент: сцена изнасилования, где агрессорами выступают экзальтированные монахини во главе с героиней Ванессы Редгрэйв, а жертвой — статуя Христа. 6. «Соломенные псы» (1971) Режиссер Сэм Пекинпа выплеснул в этой картине свой анархический подход к устоям общества. Он заставил Дастина Хоффмана вывернуться наизнанку, когда в дикого зверя превращается мягкий и интеллигентный человек. Сомнительный момент: героиня Сьюзан Джордж вынуждена «наслаждаться» обществом своего бывшего возлюбленного (Дел Хенни). 7. «Заводной апельсин» (1971) Еще одна картина Стэнли Кубрика в нашем списке — провокационная экранизация романа Энтони Берджесса. После премьеры на больших экранах фильм породил волну преступлений-подражаний в реальной жизни. Философский посыл ленты, где антиутопическое общество оказывается бессильно перед беспощадной аморальностью подрастающего поколения, иногда оказывается незаметен за разухабистым «рок-н-роллом», творимым главными героями. Сомнительный момент: вычурно снятая сцена изнасилования, где Алекс (Малкольм Макдауэлл) совершает преступление, напевая заглавную песенку из мюзикла «Поющие под дождем». 8. «Последнее танго в Париже» (1972) Тоскующий вдовец Пол (Марлон Брандо) и легкомысленная юная француженка Жанна (Мария Шнайдер) занимаются разнузданным сексом, который поверг зрителей семидесятых годов в глубокий шок. Сегодняшнего зрителя подобными сценами не удивить, поэтому главным остается сюжет, где герои подвергают друг друга всяческим унижениям, и через страдания приходит настоящий катарсис. Сомнительный момент: Пол использует сливочное масло в качестве лубриканта для анального секса, после которого Шнайдер (по слухам), решила завязать с гетеросексуальными отношениями. 9. «Изгоняющий дьявола» (1973) Эта картина до сих пор считается одним из самых страшных фильмов всех времен. В 12-летнюю девочку вселяется нечистая сила, вследствие чего на экране начинают твориться поистине ужасающие вещи. Цитаты из картины можно встретить в любом мало-мальски уважающем себя хорроре, а одержимые девочки в ужастиках так и вовсе — непреходящий тренд. Сомнительный момент: Риган (Линда Блэр) использует распятие жестко не по назначению. Как будто этого и так недостаточно для скандальности, в комнате с ней находятся люди. 10. «Сало, или 120 дней Содома» (1975) Режиссер картины, Пьер Паоло Пазолини экранизировал скандальный роман Маркиза де Сада, перенеся действие во времена фашистской Италии. Из-за сцен пыток фильм был запрещен во многих странах. Сомнительный момент: хотя фильм и задумывался как предостережение для всего человечества об опасности фашизма и вообще тоталитарного режима, все же чувствуется упоение, с которым режиссер описывает сцены жестокости. 11. «Империя чувств» (1976) Фильм японского провокатора Нагисы Осимы балансирует на границе артхаусного кинематографа и жесткой порнографии. Из-за излишней скандальности ленты для японского кинопрома тех времен, монтировали ее во Франции. Сомнительный момент: главная героиня Сада (Эйко Мацуда) в исступлении оскопляет своего любовника. 12. «День женщины» (1978) Молодая писательница решает уединиться в загородном доме, чтобы написать свой первый роман. Местные отморозки решают, что она — легкая добыча, жестоко ее насилуют, а после решают убить. Выжив, героиня расправляется со своими мучителями. Сомнительный момент: удивительная в своей парадоксальности сцена — вчерашний насильник наслаждается лаской бывшей жертвы и благословляет ее руки. 13. «Зловещие мертвецы» (1981) Хоррор Сэма Рэйми давно стал классикой, растащен на цитаты (сам при этом будучи компиляцией из многочисленных культовых лент) и положил начало уже новым подражаниям. Сомнительный момент: духи шумеров загоняют Шерил (Эллен Сэндвайсс) в лес и насилуют ее там при помощи… дерева. 14. «Последнее искушение Христа» (1988) Истовый католик Мартин Скорсезе посвятил свою картину внутренней силе Спасителя. В то же время французские католические фундаменталисты атаковали парижские кинотеатры, демонстрировавшие фильм. Сомнительный момент: собственно искушения, во время которых Иисус (Уиллем Дефо) живет обычной жизнью и занимается сексом с Марией Магдалиной (Барбара Херши). 15. «Прирожденные убийцы» (1994) Фильм обвинили в разжигании жестокости, породившей убийства-подражания. Изначально задуманная как сатира, эта чересчур реалистичная черная комедия вызывает противоречивые чувства, поскольку в обществе, завороженном насилием, мы неизбежно узнаем и себя. Сомнительный момент: вершиной кровавой вакханалии, учиненной главными героями и их экранными последователями, стало убийство Дуайта Маккласки (Томми Ли Джонс). В режиссерской версии его оторванную от туловища голову водружают на пику. 16. «Необратимость» (2002) Картина Гаспара Ноэ имеет одну цель — как можно сильнее шокировать зрителя. Длинные сцены, практически без склеек, низкочастотные звуки в качестве саундтрека, темная картинка — все это как будто нарочно вызывает чувство тревоги. Сюжет довольно прост и не оставляет места воображению. Он заставляет напряженно следить за действием, которое, перегружая восприятие и так уже загнанного зрителя, переставлено в обратном хронологическом порядке. Сомнительный момент: доскональное описание сцены изнасилования героини Моники Беллуччи. И это после того, как мы «насладились» реалистичной сценой убийства, где лицо человека превращено в мелкое крошево при помощи огнетушителя. 17. «Страсти Христовы» (2004) Ультранатуралистичная фантазия о последних часах жизни Христа от Мела Гибсона завоевала хвалебные отзывы религиозных консерваторов, однако многие зрители уличили фильм в антисемитизме. Сомнительный момент: римлянин Понтий Пилат практически склоняется к тому, чтобы отпустить Иисуса Христа (Джеймс Кэвизел) с миром, однако иудейские священники настаивают на его распятии. 18. «Леденец» (2005) Угловатая девочка-подросток (Эллен Пейдж) вот-вот попадет в сети подозрительного мужчины (Патрик Уилсон). Однако, через некоторое время оказывается, что героиня не так беззащитна, какой кажется на первый взгляд. Сомнительный момент: во время сцен пыток, учиненных «Красной шапочкой» над «Злым волком», зритель начинает сопереживать педофилу. Моральные ориентиры переворачиваются с ног на голову. 19. «Груз 200» (2007) Трудно решить: картина настолько плоха, что гениальна, или просто плоха? Чернушная донельзя, эта лента Балабанова считается одной из самых спорных в его фильмографии. Сюжет в духе фаулзовского «Коллекционера», да еще перенесенный в реалии предперестроечного СССР, вряд ли сможет кого-то настроить на оптимистичный лад. Сомнительный момент: собственно, весь фильм. 20. «Все умрут, а я останусь» (2008) Интересная тенденция среди критиков картины: более старшее поколение считает это живописание современных подростков отвратительным и лживым, а молодое — тоже отвратительным, но правдивым. Реализм, выведенный в абсолют — вот кредо молодой нигилистки Валерии Гай Германики. Картина была отмечена призами на многочисленных кинофестивалях, в том числе и на Каннском: «Золотой камерой» за отличную работу оператора и призом «Молодого жюри». Фильм злой, но правдивый. И не стоит говорить, что «раньше в школах такого не было» только потому, что кино об этом не снимали. Сомнительный момент: весь фильм, показывающий бездуховное, злое юношество. Хочется назвать его пародией и гротеском на реальную жизнь, но понятно, что это не так.... подробнее