Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
21.06.2014 21:06

Топ 250. Страйк «Большого Лебовски»

Звезда лучшего в мире двуглавого режиссера зажглась в 1991 году. 44-й Каннский кинофестиваль: на фильм «В постели с Мадонной» Алека Кешишьяна продано билетов больше, чем может вместить в себя кинозал. Ларс фон Триер возлагает огромные надежды на свою интеллектуальную эстетскую «Европу». Но жюри во главе с Романом Полански делает свой выбор: датчанин получает лишь второстепенные награды (после чего на банкете обзывает Полански карликом), а главный приз достается ленте «Бартон Финк» — черной комедии о голливудских нравах 40-х.

Создатели фильма, братья Джоэл и Итан Коэны, — полная противоположность Триеру. Коэны — веселые американцы с добрыми улыбками, ловко эксплуатирующие формы массового кинематографа. «Бартон Финк» очаровал зрителя тем, что показал мир изнутри пишущей машинки.

Примерно в это же время Коэны развлекались написанием сценария для другой ленты — необязательной, на первый взгляд, вещицы под названием «Большой Лебовски». Картина вышла на экраны в 1998 году и подарила братскому дуэту окончательное признание широкой публики. «Большой Лебовски» очаровал зрителя тем, что показал мир изнутри шара для боулинга.



В начале 90-х в Лос-Анджелесе жил человек по прозвищу Чувак (Джефф Бриджес), — наверное, самый ленивый житель города. Об этом нам сообщает в начале фильма голос пожилого рассказчика. Чувак живет даосом: пьет коктейль «Белый русский», курит траву да играет в боулинг с друзьями — вспыльчивым ветераном Вьетнама Уолтером (Джон Гудман) и недотепой Донни (Стив Бушеми).

В один из таких безмятежных вечеров к Чуваку, который всю жизнь был холостяком, ворвались люди местного порнографа Джеки Трихорна (Бен Газзара) с требованием вернуть долги женушки-порноактрисы (Тара Рид). В качестве угрозы коллега Трихорна помочился на ковер Чувака. Оказалось, что бандиты перепутали однофамильцев: им был нужен пожилой миллионер Лебовски (Дэвид Хаддлстон), а они пришли к укурку средних лет, с которого и спросить нечего. Оскорбленный выходкой с ковром, который (важно!) «задавал стиль всей комнате», Чувак отправляется к большому Лебовски за возмещением ущерба.



Этот фильм относится к тем, про которые можно сказать словами Марка Твена: «Лица, которые попытаются найти в нем сюжет, будут расстреляны». «Лебовски» — это двухчасовой балаган и плавильный котел из всего, что человечество снимало до него: сюда затесались триллер, мюзикл, черная комедия, вестерн. Седьмая картина братьев Коэнов почти во всем оппозиционна их предыдущей работе, образцу коэновского минимализма «Фарго». «Лебовски» пресыщен красками, образами, звуками, разноголосицей эпох, второстепенными персонажами, отсылками к мировой культуре и словом "fuck" (281 раз за фильм). И это, в общем, большой праздник для любого киномана, а с другой стороны, хлеб для культуролога — со временем мегаломанская картина обросла таким количеством смыслов, что впору заводить отдельный каталог работ о «Лебовски».



Обдумывая детали будущего фильма, Джоэл и Итан вдохновлялись одним из своих любимых писателей — Рэймондом Чандлером. Собственно, его детектив «Глубокий сон» можно с большими допущениями считать сюжетной основой «Большого Лебовски». Коэны писали сценарий под Джона Гудмана и Стива Бушеми, не зная еще, кого возьмут на роль Чувака. Когда настала пора съемок, Бриджес и Гудман оказались заняты в других проектах, поэтому «Большого Лебовски» пришлось отложить и уступить очередь «Фарго».



Безупречно сыгранные герои Бриджеса и ГудманаЧувак и Уолтер Собчак — списаны с реальных прототипов и призваны показать то, к чему привели 60-е: и к ленивому дзэну бывших хиппи, и к комичному ультрамилитаризму бывших солдат. Стив Бушеми сыграл своего героя на контрасте: Донни не дают слова сказать, в то время как у сыгранного им героя Карла из «Фарго» рот не закрывался. Но лучшая роль в «Лебовски», безусловно, принадлежит гению Джона Туртурро. Он появляется в картине на несколько минут, зато его «испанский педераст» Хесус Кинтана, облизывающий перед броском шар для боулинга, — настоящие именины сердца. Братьям-режиссерам нет равных в создании героев второго плана.



Боулинг — это отдельная тема для разговора о картине. Коэны хотели добавить антуража былых времен: «Боулинг обеспечил ретро-составляющую фильма, своеобразный анахронизм, уносящий нас не в такую уж и далекую эпоху, но, тем не менее, безвозвратно ушедшую». Для героев эта игра — почти что смысл жизни. Соперничество с командой агрессивного перверта Кинтаны — вопрос чести.

«Большого Лебовски» называют первым культовым фильмом эпохи интернета. Культовый — это когда мы, зрители, думаем о картине куда больше, чем предполагали создатели; когда фильм мутирует и начинает жить своей жизнью за пределами экрана. С 2002 года в США проводится фестиваль Лебовски: поклонники ленты съезжаются, чтобы сыграть в боулинг, выпить «Белого русского», встретиться с себе подобными — чем не новый Вудсток? Ну и куда же без религии: дудеизм ("dude" — чувак) предполагает следование принципам Джеффри Лебовски, то есть неосознаваемому миксу из разных учений — от восточных медитаций до христианства.



«Большого Лебовски» критики сначала встретили довольно прохладно. Единственная крупная кинонаграда, которой он удостоился, — это российский «Золотой овен» (перестал существовать с 2006 года) в номинации «Лучший иностранный фильм», что само по себе кажется продолжением сценария братьев Коэнов. Но главное не критика, а незарастающая народная тропа: пожалуй, вместе с «Криминальным чтивом» «Большой Лебовски» составляет великолепный кинодиптих под условным названием «Девяностые». Так и войдет в историю.

Предыдущие рецензии-аннотации на фильмы из Топа 250:

1. Ода «Реквиему по мечте»
2. Листая «Дневник памяти»
3. В «Обществе мертвых поэтов»
4. Очарование «Касабланки»
5. Проживая «День сурка»
6. Попробуй «Поймай меня, если сможешь»
7. Слушая «Молчание ягнят»
8. Аромат «Магнолии»
9. Нельзя «Убить пересмешника»
10. Судьба «Списка Шиндлера»
11. Большие «Секреты Лос-Анджелеса»
12. Отчаянный «Выпускник»
13. Альфонсо Куарон и «Узник Азкабана»
14. Операция «Фарго»
15. Жизнь через «Окно во двор»
16. Выживание «В диких условиях»
17. Рита Хейворт и «Побег из Шоушенка»
18. Остановка «Зеленая миля»
19. Потерянные в «Трудностях перевода»
20. Вивьен Ли и «Унесенные ветром»
21. Крутые «Святые из Бундока»
22. Адский коктейль «Криминальное чтиво»
23. Волшебство «Принцессы-невесты»
24. Жестокая «Американская история Х»
25. Два сердца «Леона»
26. Победитель «Зомби по имени Шон»

Продолжение следует!
Рубрика: Рецензия
Теги: пост, рецензия
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
210
Волшебная страна
Finding Neverland (7.90)
211
Железная хватка
True Grit (7.90)
212
Офисное пространство
Office Space (7.90)
213
Перекресток Миллера
Miller's Crossing (7.90)
214
Выходной день Ферриса Бьюллера
Ferris Bueller's Day Off (7.90)
215
21 грамм
21 Grams (7.90)
216
Рок-н-рольщики
Sing Street (7.90)
217
300 спартанцев
300 (7.80)
218
Мальчишник в Вегасе
The Hangover (7.80)
весь топ