







Биографическая драма «Игра в имитацию» вышла в российский прокат, уже будучи отмеченной на высшем уровне. Главное достижение — восемь номинаций на предстоящий «Оскар». Байопик недооцененного мыслителя прошлого века и великого математика Алана Тьюринга уступил своим ближайшим конкурентам, «Бердмэну» и «Отелю “Гранд Будапешт”», лишь одну позицию. Однако измерение любого фильма количеством трофеев, как правило, не самый добрый знак.
Игра в компиляцию… В центре любого достойного внимания байопика должна находиться неординарная личность. Алан Тьюринг — гений, сумевший модернизировать дешифровальные машины поляков и разгадать код нацистской «Энигмы», что помогло закончить войну на несколько лет раньше и спасти миллионы жизней, — идеально подходит на эту роль. Более того, на родине, так несправедливо обошедшейся с математиком, совсем недавно официально признали своего соотечественника и посмертно принесли ему извинения. Все это сработало как нельзя более эффективно. В арсенале создателей имелись и харизматичный чудак со скверным характером, но выдающимися способностями, и сопротивление маленького человека беспощадной махине системы, и книксены в адрес различных меньшинств (речь идет не только о гомосексуализме). 
Кроме того, этот замкнутый, неуверенный в себе интроверт обладал совершенно неожиданным для своего типажа хобби. Он так любил бегать, что в итоге приходил на марафонах со вторым результатом после действующего чемпиона Олимпийских игр. И это лишь малая часть богатого материала, которому не нашлось места в сюжете.
Вот только все равно это выглядит как работа на привычном поле, а практика последних лет показывает, что академики более склонны оценить рисковую игру ва-банк, нежели доведенное до совершенства выступление в собственной зоне комфорта.
Недосказанность достигает апогея в финале, когда приходит пора поговорить о преследовании Тьюринга по закону «за нарушение общественной морали». Мортен Тильдум предпочитает огибать острые углы, опуская судебный процесс, приговор и долгий год «реабилитации», закончившейся фатально. Этот внезапный пас режиссера идет вразрез с лейтмотивом ленты. Избитый, в общем-то, посыл об уникальности человека и необходимости эту уникальность уважать и защищать так и не находит эмоционального и логического выхода. Необъяснимая застенчивость снижает градус драматического накала, а вопрос о противостоянии, ценой которого является честь, достоинство и самоуважение, остается открытым.
