Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
05.08.2014 18:10

Идет охота на людей

Скарлетт Йоханссон с черными волосами ездит в белом фургоне по улицам шотландского Глазго. Она крайне внимательно всматривается в прохожих, периодически останавливаясь, чтобы уточнить направление. Тех, кто не прочь проехаться немного, героиня подсаживает к себе. Между ней и ее гостями завязываются беседы, чаще всего заканчивающиеся соблазнением. Соблазняет, как не сложно понять, Скарлетт. Неожиданно мужчины, которым, казалось бы, неслыханно повезло, оказываются в самом что ни на есть незавидном положении. Героиня Йоханссон — охотница на мужчин без какого-либо имени, рода или племени. Заманивающая своим телом, вскоре она и сама станет жертвой совсем не тех вещей, которые можно побороть или от которых получится убежать.

У фильма «Побудь в моей шкуре» будет много недругов. Недовольными могут остаться, например, те, кто бережно относится к первоисточнику, — книге Мишеля Фабера «Под кожей» (так же звучит в оригинале и название картины). В этом романе конца XX века через фантастический сюжет рассказывается метафорическая история о том, что останется от нас, если отбросить положение на социальной лестнице, культуру, пол и даже вид. Иными словами, что там у нас под кожей, где все мы одинаковы и беззащитны.



Для достижения своих целей автор проникал в мысли главной героини — инопланетянки, охотящейся за человеческим мясом. Руками хирургов она была перекроена из своего обычного обличья в тело, близкое к человеческому. Фабер старался дать читателю почувствовать всю ее: от экзистенциальных переживаний в стиле «что я теперь есть такое?» до мельчайших физических ощущений. Он аккуратно впускал читателя в детали придуманного мира инопланетян и дотошно описывал каждую встречу главной героини с потенциальной жертвой.



Каковы же претензии тех, кто читал эту достойную внимания книгу? Конечно же, уход от оригинала. Причем весьма существенный, с отбросом всего того, что режиссеру «не пригодилось». На самом деле, после просмотра фильма становится очевидно, что роман — всего лишь «источник вдохновения». Не более того. В таком случае, какие вопросы к режиссеру? Проникнувшись этой историей, Джонатан Глейзер около пяти лет работал над сценарием для своего третьего фильма, придумывая самые разные варианты. Судя по конечному результату, основаны они на передаче настроения книги: не сказать даже, что общих идей, а скорее общего угла обзора.

Глейзеру пришлось по вкусу пристальное внимание к главной героине, но его не заинтересовал весь основной событийный сюжет, а также все, что касалось придуманного мира инопланетян. Режиссер упрощает сюжет и делает упор на внутренние монологи инопланетянки, выражая их долгим кинематографичным, бессловесным созерцанием. Стоит признать, что актриса проделала определенную работу. Подобранная пластика — очень неуклюжая, отчасти неестественная. Выражение лица — смесь типичной для Скарлетт сладости и показанной специально для фильма полной отстраненности. Что-то инопланетное в таком сочетании точно есть.

Однако нельзя сказать, что игра некогда самой известной старлетки Голливуда стала большим прорывом. Режиссер дает ей возможности естественно реагировать на происходящее вокруг. Скарлетт хорошо справляется с этим, находясь в образе. Вообще-то, это работа по системе Станиславского, вот только здесь персонаж не проходит видимой зрителю трансформации, не вызывает сочувствия, и в этом — вторая, гораздо более существенная претензия к фильму, нежели отклонения от первоисточника.



Дело в том, что смотреть «Побудь в моей шкуре» тяжело почти на физическом уровне. Отстраненность, холодность повествования, полное отсутствие объяснений чего бы то ни было. Фильм не снят плохо, он снят так, что его очень сложно воспринимать. Во многом, наверное, потому, что режиссер слишком самоуверен и точно знает, как должно выглядеть кино. Такое впечатление складывается об авторе нашумевших в определенных кругах лент «Сексуальная тварь» и «Рождение».



Глейзер — известный клипмейкер и создатель рекламных роликов. Как фильммейкер он снял три ленты за пятнадцать лет. Причем темп выбран осознанно, о чем говорит долгая и взвешенная работа над последним на данный момент проектом. Да, нельзя не признать, он — очень самоуверенный режиссер. Там, где любой другой (даже артхаусный) кинодел добавит деталь или объяснение, помогающие зрителю сориентироваться, Глейзер не добавит — посчитает это лишним.

Один за другим мужчины проносятся мимо — отработанный материал. Героиня — бесчувственный агрегат. В какой момент в ней рождается чувство? В какой момент это чувство подтолкнет к ее первой настоящей близости с человеком? Или это не близость вовсе? Как она ощущает себя? Что коробит ее: приобретенное тело или новые ощущения? И есть ли вообще все это в ней?

Кажется, у Джонатана есть точное видение кинематографа: кино должно гипнотизировать, вовлекать зрителя в процесс, рождать в голове и оставлять не отвеченными множество вопросов. «Рождение» соответствует такой схеме, «Побудь в моей шкуре» — тоже. Пышными визуальными образами новый фильм этого режиссера напоминает одновременно и современный видеоарт, и картину «2001 год: Космическая одиссея» с ее оперным размахом. Долгим повторением схожих сцен охоты автор затягивает и гипнотизирует, вот только, как упоминалось выше, многие рискуют остаться на обочине.

Фильм рождает немалое количество направлений для трактовок. Возможно, все они будут верными. Однако подобная вариативность зачастую признается отсутствием высказывания как такового. И такое тоже может быть. Что совершенно точно интересует режиссера, так это охота на людей. Это подтверждено им самим. Дело в том, что практически все мужчины, которых подсаживает или пытается подсадить к себе героиня Скарлетт Йоханссон, — обычные прохожие, узнававшие, что их снимают для фильма уже постфактум. А те из прохожих, которые были актерами, не понимали, про что их сцена и какой вклад она внесет в фильм.



Это сумасшедший, смелый, заслуживающий определенного уважения и внимательного изучения на экране факт. Но, чтобы зритель оценил его, предупреждать о нем нужно заранее, иначе он с легкостью останется незамеченным. Вы теперь знаете о нем и можете рискнуть лицезреть эту диковинную охоту на людей. Но не теряйте бдительности, ведь охотиться, на самом деле, будут на вас...
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
157
Эдвард руки-ножницы
Edward Scissorhands (8.00)
158
Миллионер из трущоб
Slumdog Millionaire (8.00)
159
Изгоняющий дьявола
The Exorcist (8.00)
160
Убить Билла 2
Kill Bill: Vol. 2 (8.00)
161
Казино Рояль
Casino Royale (8.00)
162
Прислуга
The Help (8.00)
163
Шрэк
Shrek (8.00)
164
Красавица и чудовище
Beauty and the Beast (8.00)
165
Далласский клуб покупателей
The Dallas Buyer's Club (8.00)
166
Хорошо быть тихоней
The Perks of Being a Wallflower (8.00)
весь топ