Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
17.02.2012 21:55

Кино народов мира. Ирландия: трудная дорога в Дублин

История ирландского кинематографа, как это ни удивительно, тесно связана с историей самой страны. А история Ирландии — это, помимо всего прочего, длительная и мучительная борьба за независимость: национальную, политическую и культурную самобытность.

Ирландия, тихая заводь Европы, долгое время прозябавшая на задворках могучей Британской империи, годами изо всех сил пыталась заявить о себе. Естественно, эти попытки нашли свое отражение в ее культуре в целом и кинематографе в частности, начиная с самого первого немого фильма под названием «Паренек из старой Ирландии» (1910).

Спродюсированная американцем, это была типичная эмигрантская история о молодом человеке, который из-за трудностей своего финансового положения вынужден искать работу за рубежом. При этом паренек не забывает о корнях и, заработав достаточно, возвращается назад, чтобы избавить свою возлюбленную и ее семью от угрозы выселения с их земель.

В Америке «Паренька» приняли очень хорошо, ведь на тот момент США считались буквально землей обетованной для всех приезжих из Старого Света. Поэтому и на протяжении следующего десятилетия в Ирландии снимали фильмы практически только об уезжающих; сложи эти ленты вместе — и получится настоящая эмигрантская сага. В Дублине, начиная с середины 1910-х, кинематографисты подступились к мелодрамам и комедиям о борьбе ирландского народа за независимость. Так, ответом на американский фильм «Рождение нации» стал ирландский «Нокнаго» (1918).

После того, как в 1921 году после двухлетней войны было образовано Ирландское свободное государство-доминион, цензура принялась контролировать содержание как отечественных, так и импортных фильмов, особенно тщательно следя за балансом взглядов режиссеров-католиков и режиссеров-республиканцев.

Во время Второй мировой войны измотанная внутренними проблемами Ирландия сохраняла нейтралитет. Ее главной задачей было восстановление своего национального «я», передача культурных ценностей молодым ирландцам. В том числе и для этого в 1943 году был основан Национальный институт кино, который финансировал в основном документальные ленты, чтобы пиарить страну на международной арене. Институт курировался католической церковью, поэтому и пиар был соответствующий: борьба за независимость Ирландии есть частное проявление борьбы за соблюдение законов католической церкви.

Оживление ирландского кинематографа началось в поздних '50-х, когда взгляды руководителей кинокомпании Ardmore Studios совпали с изменением политического курса и появлением новых прогрессивных движений. Это были первые попытки фильммейкеров уйти от ограниченного католико-республиканского дуализма.

Одной из первых ласточек обновления ирландского кино стал документальный фильм Питера Леннона «Трудная дорога в Дублин» (1968), который в жесткой форме заклеймил старых ирландских политиков и служителей культа, сложив на них всю ответственность за стагнацию и общее отсталое положение страны. Фильм был показан в Каннах и, при всем желании ирландских цензоров, запретить его на родине не вышло («секса нет, Питер, нам нечего Вам предъявить...»). Таким образом, «Трудная дорога» стала первой картиной, открыто заявившей всему миру, что Ирландия задыхается под гнетом католической церкви.

Новая волна ирландского кинематографа ознаменовалась выходом фильма Боба Куинна с труднопроизносимым названием, в основу которого легла национальная ирландская поэма. Именно этот режиссер дал толчок развитию ирландского инди-кинематографа. Следующую картину Куинн посвятил насилию в семье. В центре сюжета — самогонщик из Коннемары, который пытается избежать преследования со стороны полиции. «Потин» вызвал бурю негодования жителей западного побережья, так как изображал самую изнанку их быта. Вынес, так сказать, из избы весь сор.

Главной особенностью ирландского кино «новой волны» стало обсуждение тем, крайне неудобных для католиков — гомосексуализма, насилия, разных извращений. Так, «Рифер и модель» (1989) — это глубоко рефлексивная история о нескольких весьма колоритных персонажах (бывшие бойцы IRA, бывшая проститутка, действующий гей), которые в декорациях голодающей Ирландии пытаются устроить свое счастье.

Джим Шеридан, Нил Джордан и Пэт О’Коннор эти фильммейкеры в восьмидесятые-девяностые годы прославили ирландский кинематограф на весь мир. «Дневник террориста» О’Коннора, история любви, которая развивается на обломках ирландско-британских баррикад, был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, и уже в свой следующий фильм режиссер пригласил Колина Ферта и Кеннета Брану.

Однако самым известным в 1980-е годы ирландским режиссером был Нил Джордан, который, после нескольких успешных проектов на родине, как и многие другие ирландцы-киношники, переметнулся работать за границу. А за границей уже назревал бум. Бум ирландского кино, который был спровоцирован драмой Шеридана «Моя левая нога».

Байопик об инвалиде Кристи Брауне (Дэниэл Дэй-Льюис), рисующем пальцами левой ноги, удостоился двух «Оскаров», а сам Дэниэл быстро стал любимчиком режиссера. Тандем Дэй-ЛьюисДжордан доказал свою жизнеспособность еще как минимум дважды: в биографической драме «Во имя отца» Дэниэл сыграл молодого ирландца Джерри Конлона, отсидевшего ни за что 15 лет (см. историю Гилфордской четверки), а в спортивной драме «Боксер» — бывшего солдата IRA, который, уже после тюрьмы, пытается начать новую жизнь.

В '90-е годы ирландские кинематографы дарят миру несколько фильмов, ставших культовыми. Среди них — «Обязательства» Алана Паркера о рок-группе из пригорода Дублина, а также три наиболее значимых ленты конца XX века: «Жестокая игра», «Майкл Коллинз» и «Мясник» Нила Джордана.

По-новому взглянуть на историю страны решил британский режиссер Пол Гринграсс в своей драме «Кровавое воскресенье» (2002) о бойне во время беспорядков в Северной Ирландии в 1972 году. Ревизию прошлого также провел Кен Лоуч в военной драме «Ветер, что колышет ячмень» (2006), которая получила «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.

Самое интересное, что наиболее пронзительные и правдивые фильмы об истории Ирландии были сделаны британскими режиссерами. А ведь именно британцы на протяжении многих лет считались главной проблемой ирландцев и одновременно
Рубрика: Пост
Теги: пост, любопытно
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
196
Стартрек: Возмездие
Star Trek Into Darkness (7.90)
197
Девушка с татуировкой дракона
The Girl with the Dragon Tattoo (7.90)
198
Миссия "Серенити"
Serenity (7.90)
199
Луна 2112
Moon (7.90)
200
Трудности перевода
Lost in Translation (7.90)
201
История игрушек 4
Toy Story 4 (7.90)
202
Заложница
Taken (7.90)
203
Инопланетянин
E.T.: The Extra-Terrestrial (7.90)
204
Гангстер
American Gangster (7.90)
205
Поезд на Юму
3:10 to Yuma (7.90)
весь топ