Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
30.06.2011 18:00

ММКФ: «Однажды в Анатолии»: Загадки в темноте

29 июня на 33-м ММКФ российская публика впервые увидела фильм Нури Бильге Джейлана «Однажды в Анатолии», получивший Гран-при 64-го Каннского кинофестиваля.

Три автомобиля ночью едут по извилистой степной дороге: маленькая группа полицейских, пара военных, двое подозреваемых, доктор, прокурор с помощником и двое землекопов. В машине с полицейскими на заднем сидении находятся мрачновато-сдержанный доктор и подозреваемый со странным блеском черных глаз, взгляд которых за все время пути ни разу не останавливается на попутчиках. Он пытается не заснуть от разговоров о йогурте и молоке буйволиц. Периодически машины замедляют ход, и полицейские требуют от черноглазого показать некое место рядом с фонтаном и «круглым» деревом, а тот либо не помнит, либо не хочет показывать. С каждой остановкой люди ведут себя все более нервно, вдобавок приближается гроза. Редко, но кардинально ход следствия корректируют мистические силы.

Первый в жизни режиссера Нури Бильге Джейлана Гран-при одного из трех главных мировых кинофестивалей и, пожалуй, его первая картина со времен «Отчуждения», встреченная единодушными овациями всего кинематографического мира. Показ «Однажды в Анатолии» в какой угодно стране обречен быть событием исключительной важности (в России в прокат фильм выйдет только в декабре).

Любое произведение такого порядка должно быть непростым. После просмотра в голове неизбежно будут роиться мысли, по большей части, завершающиеся знаком вопроса. Главной судорогой сознания станет попытка идентифицировать увиденное. С точки зрения сухого событийного ряда мы получаем немного, поскольку общая картина происходящего раскрывается экономно, детали выискиваются в основном через реплики персонажей, особенно тех, кто говорит больше чем требуется. Разделенный на «ночную» и «дневную» половины, сюжет содержит в себе ловушки для зрителя: все мифологическое по большей части распределено в «ночном» сегменте — от увиденной доктором скульптуры до лампадки, с которой в кадр входит единственный женский персонаж этого сегмента. Как ни парадоксально, днем автор дает разглядеть гораздо меньше. В дневное время возникает обманчивое чувство, что ты наблюдаешь не более, чем красиво снятый детективный сюжет. Но Джейлан куда тоньше, и его настоящий зритель — это тот, кто усваивает сказанное с одного раза и показанную деталь сможет держать в голове все время.

Таким образом, «Однажды в Анатолии» позволяет себе претерпевать различные нарративные аномалии, к нему можно подбирать далеко не одну трактовку, разумеется, с учетом того, что вряд ли хоть какая-то окажется единственно верной и исчерпывающей. Можно интерпретировать происходящее как сюжет о людях, каждый из которых получает возможность появиться на переднем плане, загадать загадку о самом себе и исчезнуть. На самом деле Джейлану хватает тактичности, чтобы в истории с убийством не упрощать все до высказывания. Когда один человек бросает в голову другого камень, тут нет места гипотезам. Гипотезы (да и вообще что-либо другое) не останавливают летящий камень. Помимо иллюстративной функции, дело автора — преследовать тайну, первопричину того, почему герои собрались вместе. Но человек говорит и этим усложняет себя, размывает простоту. А если он еще и не знает себя — то разгадать его невозможно. Когда все герои говорят — то загадка становится больше, чем все они вместе взятые. В конце концов, именно доктор, говоривший меньше других и резюмировавший чужие слова с долей скепсиса, получает право довести историю до финала. И тут случайная, для кого-то незначительная деталь оказывается препятствием. Она заставляет заново переосмыслить пройденный путь, но доктор уже не хочет быть связанным с ним. Он устал и хочет спать (и в этот момент зритель с ним солидарен — сказываются два с половиной часа наблюдения). Он — последний из идущих к разгадке, после него никого не будет. И он отказывается идти дальше.

Сам же Джейлан, напротив, очень увлекает. За ним действительно хочется идти. Ему сейчас есть чем удивить даже ненавистников «Времен года» и «Трех обезьян». «Однажды в Анатолии» говорит о нем нечто важное. Это то, что осознается на уровне подкорки и вызывает в памяти Тарковского, Бергмана и Антониони. Джейлан уже неразрывно соединен с ними. Они все, в конечном итоге, доказали одно общее: человечество — часть загадки, которую вселенная в начале времен загадала самой себе и уже никогда не дождется ответа, зачем это было нужно.

Максим Афонин
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
112
Казино
Casino (8.20)
113
Унесенные ветром
Gone with the Wind (8.20)
114
Нечто
The Thing (8.20)
115
На игле
Trainspotting (8.20)
116
13 причин почему
13 Reasons Why (8.20)
117
День сурка
Groundhog Day (8.20)
118
Охотник на оленей
The Deer Hunter (8.20)
119
В порту
On the Waterfront (8.20)
121
В поисках Немо
Finding Nemo (8.10)
весь топ