Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
02.09.2014 18:49

Под одним одеялом

Где-то в Турции, на фоне каменистых пейзажей Анатолии стоит маленькая гостиница. В ее стенах удивительно органично существуют герои чеховских рассказов. Рядом с гостиницей есть небольшое село, в котором обитает раздвоившийся, но узнаваемый штабс-капитан Снегирев из «Братьев Карамазовых». Как и почему они оказались так далеко от своей родины? Может, потому что их родина — весь мир.

Фильм турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана «Зимняя спячка» длится чуть больше трех часов. Исполинский хронометраж объясняется, прежде всего, удивительной сюжетной насыщенностью ленты. Джейлан бережно адаптировал и связал вместе два произведения Чехова. Кроме того, фильм наполнен аллюзиями на романы Достоевского.

Некогда знаменитый актер Айдин (Халук Бильгинер) владеет небольшой гостиницей. Он объединяет в себе образы богача Павла Асорина из новеллы «Жена» и литератора Владимира Лядовского из рассказа «Хорошие люди». Вместе с Айдином в пустующем отеле проводят зиму его молодая супруга Нихаль (Мелиса Сезен) и сестра Неджла (Демет Акбаг).



Айдин считает себя занятым одаренным литератором и филантропом. На деле же он часами готов распространяться об идеалах, принципах, гуманности, но не может простить сына-бедняка за разбитое стекло. А небольшие статьи, которые Айдин публикует в местной газете, представляют собой беспроигрышный способ поддержать собственное эго на должном уровне. Катарсис наступает в тот момент, когда мировоззрение главного героя сталкивается с картинами мира Нихаль и Неджлы.



Джейлан сохранил не только чеховские сюжеты — пространство фильма наполнено диалогами из рассказов, которые режиссер оставил без изменений. И слова о непротивлении злу звучат из уст турецкой женщины XXI века не менее органично, чем из уст молодой петербуржской докторши, живущей в конце XIX столетия.

Конфликт между Айдином и Нихаль — ключевой для понимания фильма. Линия «Айдин — сестра», несмотря на глубокую проработку и замечательную игру Демет Акбаг, все же является побочной и исчерпывает себя в середине картины. Сделано это намеренно. Казалось бы, убери второй конфликт, и хронометраж сократится, а смысл не пострадает. Но образ Неджлы намертво вплетен в ткань повествования. И его нельзя удалить, как нельзя удалить без потерь кусок настоящей жизни. В финале истории Айдин пробуждается от метафорической спячки и начинает что-то понимать о себе именно потому, что жена не противилась его злу.



Халук Бильгинер должен был сыграть человека, который весь фильм притворяется кем-то другим перед людьми и собой. При этом необходимо было показать малую толику его настоящей натуры. Любое переигрывание было недопустимо. Бильгинер мастерски справился с задачей благодаря своему таланту. Но образ главного героя передан также и через прием художественной детали. Когда Айдин примеряет маску, небрежно роняет бумаги жены или отпускает на волю дикую лошадь, мы узнаем о его характере и мыслях значительно больше, чем вслушиваясь в напыщенные монологи бывшего актера.



Турецкий режиссер смог перенести на экран ключевую для русской литературы вещь. Его фильм не дает готовых ответов, он, скорее, ставит вопросы. Искренняя доброта Нихаль, ее благие намерения также не являются панацеей от горя и зла. Деньги, которые она пыталась отдать семье обиженного мальчика, сгорают в камине в лучших традициях Достоевского.

Но Нури Бильге Джейлан не получил бы «Золотую пальмовую ветвь» исключительно за подробный пересказ русской классики. Благодаря кинематографическим средствам режиссер внес в знакомые нам со школы сюжеты толику чего-то очень личного. Его работу можно сравнить с фильмом «Идиот» Акиры Куросавы. Режиссер не просто разыграл перед камерой спектакль по мотивам, но дал произведениям новую жизнь, еще один способ существования.



«Зимняя спячка» напоминает об одной, в сущности, очень банальной вещи. Несмотря ни на что, люди похожи. Мир — удивительно необъятное и удивительно тесное место. В какой бы части земного шара мы не находились, нас мучают одни и те же вопросы. Именно поэтому в грезах Турции о Чехове и Достоевском столько искренности.
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
140
Голодные игры: И вспыхнет пламя
The Hunger Games: Catching Fire (8.10)
142
Рестлер
The Wrestler (8.10)
143
Волшебник страны Оз
The Wizard of Oz (8.10)
144
Рокки
Rocky (8.10)
145
Сука-любовь
Amores perros (8.10)
146
Отель «Руанда»
Hotel Rwanda (8.10)
147
Пленницы
Prisoners (8.10)
148
Впусти меня
Låt den rätte komma in (8.10)
149
Пираты Карибского моря: Проклятие черной жемчужины
Pirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl (8.00)
весь топ