На днях на большие экраны страны вышел новый отечественный фильм, впечатливший критиков и громко заявивший о себе на «Кинотавре». «Жажда» — режиссерский дебют Дмитрия Тюрина в полнометражном игровом кино.
В основе сюжета — очень простая история, без искусственной мудрости, занафталиненной морали, картонных стереотипов. Даже неожиданно как-то. Костя (Михаил Грубов), в прошлом подающий надежды художник, живет в одном из спальных районов мегаполиса, зарабатывает на жизнь ремонтом, много пьет и давно не общается со своим отцом. Он вообще почти ни с кем не видится. По вечерам Костя заходит к соседке, чтобы помочь ей уложить маленького сына. У Кости обожжена половина лица: он — ветеран Второй чеченской войны. Внезапно пропадает его друг, и Костя с двумя сослуживцами отправляется его искать, по пути заново собирая свою жизнь, обретая прошлое и получая надежду на будущее.
На днях на большие экраны страны вышел новый отечественный фильм, впечатливший критиков и громко заявивший о себе на «Кинотавре». «Жажда» — режиссерский дебют Дмитрия Тюрина в полнометражном игровом кино.
В основе сюжета — очень простая история, без искусственной мудрости, занафталиненной морали, картонных стереотипов. Даже неожиданно как-то. Костя (Михаил Грубов), в прошлом подающий надежды художник, живет в одном из спальных районов мегаполиса, зарабатывает на жизнь ремонтом, много пьет и давно не общается со своим отцом. Он вообще почти ни с кем не видится. По вечерам Костя заходит к соседке, чтобы помочь ей уложить маленького сына. У Кости обожжена половина лица: он — ветеран Второй чеченской войны. Внезапно пропадает его друг, и Костя с двумя сослуживцами отправляется его искать, по пути заново собирая свою жизнь, обретая прошлое и получая надежду на будущее.
История в подаче Дмитрия Тюрина аккуратно сглаживает все острые края положенной в основу фильма одноименной повести Андрея Геласимова, которая была написана более десяти лет назад. В картине водки меньше, а люди добрее, и, в целом, она выглядит светлее, несмотря на печальную ауру. Самые слабые моменты в фильме — это редкие сцены, в которых герои просто садятся за стол и повторяют фразы из книги. Тут сразу проявляется телевизионная почва, из которой «Жажда» выросла — и режиссер, и выпускающая компания «Всемирные Русские Студии» занимаются, прежде всего, производством продукции для маленьких экранов. С телевидения же пришел и Роман Курцын, исполнитель роли Генки, военного товарища Кости. Он, кажется, и есть главная звезда фильма. По крайней мере, во время просмотра вздохи и визги фанаток слышались именно тогда, когда обаятельный Гена соблазнял очередную длинноногую девицу или шутил невпопад.
Как только же автор отходит от пересказывания текста и обращается, собственно, к кино, «Жажда» сразу обретает легкую и скромную поэтичность, с которой и нужно рассказывать историю с окраины большого города. Половину времени мы наблюдаем происходящее глазами главного героя, что не только освобождает от необходимости непрерывно видеть его обожженное лицо, но и привносит очаровательную камерность той части фильма, которая разворачивается в тесных комнатах и коридорах. Это фильм о попытке понять, что делать с прошлым, которое невозможно изменить, как невозможно исправить обгоревшее лицо.
Фундаментальной в картине становится фигура отца (Алексей Гуськов), которого бывший чеченец давно для себя утратил. В воспоминаниях сменяют друг друга образы: заливисто смеющаяся на солнечном лугу мать Кости (Галина Бокашевская), его вечно недовольный отчим (Олег Куликович), директор института (Игорь Лях), воспевающий водкой собственное поражение, но где-то в глубине еще великий. Отчетливым пустым пятном в ленте присутствует отец, оставивший мальчика из квартиры напротив, того самого, которому главный герой рассказывает истории по ночам. Так, Костя, не обретя собственного отца, становится кем-то важным в жизни такого же ребятенка, каким был он сам.
Это фильм о мужской дружбе и о том, что жизнь после армии сложнее, чем в самой армии, особенно если теперь ты — инвалид, как однорукий тренер в спортзале, муштрующий юных боксеров. Это фильм о душевно израненной бессонницей девушке, которая наконец обрела спокойствие, приняла главного героя и прямо перед титрами увидела его подлинную красоту. В повести Костя заходил к мальчику, чтобы напугать его, в фильме он приходит, чтобы рассказать мальцу «сказку». Такой сюжетный ход можно принять за потакание публике, жаждущей мелодрамы, но хочется видеть тут режиссерский оптимизм. Через сказки, через проговаривание своего прошлого перед как будто нелепым собеседником, герой получает, наконец, возможность вернуться к себе, принять все и начать жить.
Отечественное кино часто имеет привычку быть метафорой самого себя, и «Жажда» не исключение. Как и главный персонаж, фильм, вместо того, чтобы шокировать зрителя, пытается спокойно с ним поговорить о каких-то не очень масштабных, но важных вещах. Как и сам Костя, картина строит диалог с прошлым, пытаясь найти новое лицо, воплощение. Как и герой, драма осмысляет недавние кинематографические формы, чтобы получить пропуск в будущее.
«Жажда», конечно, вовсе не великий фильм в том смысле, в каком великим пытается быть, скажем, «Сталинград». Это скромная повесть об одной, довольно обычной и даже заурядной жизни. Но оно и к лучшему — рассказ о молодом человеке из простой семьи должен быть этому человеку соразмерным. «Жажда» кажется ценной как раз тем, что это локальная, человечная, при этом очень зрительская и изящно рассказанная история российского производства, каких на большом экране сейчас не так уж и много....подробнее