







Он мог обезвредить здоровенного хулигана, засунув его голову в уличный фонарь. В груде стульев он видел ежика, а в серпантине — спагетти.
Самая очевидная причина любить фильмы Чаплина — это смех. Хорошее настроение, которое они дарили зрителям. Но гениальность Чаплина-клоуна заключалась в том, что его гэги были рассчитаны на любого зрителя. И на того, который покатывается со смеху от сцен с забавными падениями и удачно полученными тумаками, и на ценителя умной и справедливой сатиры. Герой раннего Чаплина — хулиган и драчун, а жизнерадостный и оптимистичный Бродяга появился позже, после сотни падений и тысячи тумаков. 


Пожалуй, самым актуальным и злободневным на сегодняшний день является «Великий диктатор» (1940). Чаплин больше не мог оставаться в стороне от звукового кино и, несмотря на опасения потерять Бродягу, если тот заговорит, дал ему высказаться. Смешной и страшный «Великий диктатор», помимо прочих достоинств, обладает уникальным свойством — каждому зрителю он дарит иммунитет против нацизма. Заставив идиота Хинкеля подбрасывать задницей надувной мяч в виде земного шара Чаплин низвел его реального прототипа до безобидного шута. «Диктаторы смешны. Я хочу, чтобы люди над ними смеялись», — сказал Чарли, которого на протяжении всего съемочного процесса разбирающиеся в политике люди дергали за рукав и просили одуматься. 