На очень странных берегах: смотрите на этой неделе
Наш последний в этом году обзор новинок мы начнем в соответствии с новыми веяниями — с официальной информации. Уголок, простите, агитатора и пропагандиста. Накануне в Госдуму был внесен полезнейший законопроект об установлении в 2013 году квоты на показ российских фильмов. Если закон примут (а почему бы и нет, в самом-то деле?), все отечественные кинотеатры обяжут включать в прокат не менее 20 процентов фильмов российского производства. А уже с 2014 года долю показа наших фильмов вообще будет устанавливать правительство, где сидят превосходно разбирающиеся в тонкостях киноиндустрии люди.
Предусмотрены и нарушения: прокатчиков заставят платить штрафы от 100 до 400 тысяч рублей за каждый (так их, рублем) факт нарушения законодательства. И совсем мелочь: в законе предусматривается отмена льгот по уплате НДС для зарубежных фильмов (что неизбежно приведет к повышению цен на билеты сначала на фильмы из-за границы, а потом уже — и на российские, за компанию).
Сейчас, к слову, наших фильмов в прокате лишь 13%, и не сказать, чтобы они хотя бы близко били по кассовым сборам буржуазные, чуждые русскому духу картины «Темный рыцарь: Возрождение легенды» или «007: Координаты "Скайфолл"». Надо исправлять, конечно, и исправлять будут, видимо, чем-то похожим на главные отечественные премьеры следующей недели. Мы не специально, оно само так совпало, честно.
Фильм «Джентльмены, удачи!» с неизменным Сергеем Безруковым в главной роли — это, конечно, совсем не механической повтор советской классики («Джентльмены удачи») на новомодном материале, нет. Здесь есть все, что необходимо пытливому российскому телезрителю: подмены, погони, драка в ночном клубе (ох, если бы ее не было, и не понятно, зачем все это) и даже немного любви в расчете на слабую половину человечества. Лента грешит непредсказуемыми поворотами, блестящей актерской игрой и неожиданными режиссерскими находками. И даже воруют преступники теперь не какой-то там шлем, как раньше, а целые доспехи, что должно символизировать в том числе рост притязаний соотечественников. Часть картины снята в Египте, что тоже представляется достаточно оригинальным, ведь редко какой современный российский фильм обходится без экзотики.
Пять новелл, объединенных в историю с оригинальным названием «С Новым Годом, мамы!», аттестуются российским прокатчиками как «главный фильм новогодних каникул», хотя, конечно, главным снова и снова станет «Ирония судьбы, или С легким паром!». Короткометражки эксплуатируют два святых для каждого чувства — любовь к матери и любовь к правильно обустроенному празднику (ну, вы понимаете, так «чтобы вот все как надо чтобы, все, как у людей»), и нельзя сказать, что это как-то плохо. Просто штамп на штампе, но ведь российское кино не обязано избегать штампов, ишь удумали. Замечательно высказался один из режиссеров этого сборника Сарик Андреасян: «А иногда я вижу, что шутка примитивная, но зритель точно будет смеяться; например, торт «Гей Михайлович» я намеренно ставлю в трейлер. Если я поставлю что-то поинтеллигентнее, то смеяться буду только я и еще пять человек». Оно и правильно. Искусство должно принадлежать народу. Торт «Гей Михайлович», мы все-все понимаем. В одной из картин появляется Ален Делон — смотрите, а то вдруг запретят за излишнюю интеллектуальность образа.
Три иностранных премьеры мы объединим в один сюжет. Чай, не баре, перетопчутся, да и ничего особенно выдающегося в этих премьерах нет. «Cirque du Soleil: Сказочный мир в 3D» — при всем уважении — это почти рекламный ролик одноименного цирка (история разлученных влюбленных проста уж просто до неприличия), сделанный, впрочем, изумительно красиво. Мультфильм «Марко Макако» идеален для похода в кино с детьми, любящими живую природу, но в целом совсем не стоит мессы. Шпионский обезьяний триллер — жанр, мягко скажем, на любителя. А вот «Суперстар»Ксавьера Джианолли, посвященный тому, как тихо сходит с ума человек в мире современных медиа, от которых невозможно спрятаться — история умная, интересная и поучительная одновременно. Правда, смотреть ее накануне новогодних праздников можно лишь как комедию (все устали, не до аллюзий), и это несколько девальвирует ценность этой замечательной европейской драмы, совершенно чуждой нашей самобытности, простите.
И наконец, последняя российская премьера уходящего года — очередная часть древнерусской истории о мужественных воинах — «Три богатыря на дальних берегах». Пятая серия этой саги получилась, как это ни удивительно, не слишком хуже и не слишком лучше, чем остальные четыре, только вот коня Юлия многовато и шутит он уже не так смешно, но можно и потерпеть. Русь теперь вынуждены спасать герои второго плана, а три богатыря волею судеб отдыхают на необитаемом острове, пока переодевшийся иностранцем (как в тему, заметим) бизнесмен Колыван пытается нахрапом захватить власть. Но бусурманам и бизнесменам не видать богатств земли русской, и потому править Родиной по-прежнему будет трусоватый, жадный и глупый князь Киевский. Острополитический мультфильм, мягко говоря.