Рецензия на фильм Питера Джексона «Хоббит: Нежданное путешествие»
Вчера волшебный мир Средиземья распахнул свои объятия многочисленным поклонникам фэнтези, творчества Толкиена и считавшегося когда-то «позором в Новой Зеландии» (но стремительно пробившегося в лучшие режиссеры зеленых островов) Питера Джексона. Ожидания, подкрепленные широмасштабной рекламной кампанией франшизы, оправдались! Правда, не сразу и не все.
Первые впечатления от увиденного на экране вызвали тут же устойчивые ассоциации со следующей картиной: вот Джексон неторопливо уселся в большое мягкое кресло перед камином, вот он также неторопливо задымил трубкой, вот он начал рассказывать Сказку окружившей его детворе лет 7-10. Все как в старину, когда не было не то что интернета — письма доставлялись голубиной почтой.
Нарочито замедленная интонация, растягивающая треть фильма чуть ли не в телеспектакль «для самых маленьких», была, конечно, замечена всеми фанами и многими же раскритикована. Вступимся за Джексона-сказочника, который, как истинный волшебник, приготовил в своем заплечном мешке рождественский сюрприз — кролика от мага-натуралиста, например, и не одного!
К несомненным достоинствам фильма, в первую очередь, можно отнести блистательную игру актерского состава. И тут чувствуется рука мастера Джексона, подошедшего максимально серьезно к проработке характера каждого из своих персонажей.
Мартин Фриман (Бильбо Бэггинс) так же органичен в роли полурослика-домоседа, в крови которого обнаруживается тяга к приключениям, как и Ричард Армитэдж (Торин) в роли бесстрашного воина, достойного потомка королей гномов. Вообще, Джексон, интерпретируя образы, созданные английским классиком, остается верен себе еще со времен «Властелина колец»: его герои этакие «благородные доны» все сплошь (даже если они и чудаковатые гномы) или до такой же крайности — злодеи. Все, как и положено в сказке.
Что касается тринадцати гномов, чьи имена путаются в памяти, как и их бороды, то надеемся, что в последующих частях зрителю удастся поближе познакомиться с каждым из них. А пока из общей толстой массы выделяются так или иначе (по количеству реплик, пожалуй) седовласый мудрец, помнивший еще деда Торина, да молодая поросль «не разлей вода» Кили и Фили.
Мельчайшие нюансы, детали (морщины, бородавки, пуговицы, складки одежды, травинки, капли дождя) бережно перенесены из текста и дополнены фантазией Джексона — режиссер выстраивает Средиземье заново, делая его мир объемнее, доступнее, реалистичней. «Хоббит» стал одновременно площадкой для эксперимента с частотой кадров, и сценой для воплощения детской мечты — попасть в настоящий фэнтезийный мир.
И наконец, в-главных: изначально адресованный для маленьких детей «Хоббит» у Джексона меняет свою смысловую составляющую. К этому режиссера обязала философская сага «Властелин колец». И обыкновенный поход за сокровищами на наших глазах преобразуется в поиски и обретение своего Дома (для гномов) и самого себя (для Бэггинса).
Из выпивох и гуляк гномы превращаются в суровых воинов, для которых «честь короны» не пустой звук, а тихоня и трус Бильбо — в бесстрашного хоббита, в одиночку встающего на защиту ближнего своего. Об этом остальные две трети фильма, когда наступает долгожданный саспенс, а «медовый» сюжет выстраивается постепенно в мрачное средневековое повествование — с каменными гигантами, орками, ордой гоблинов и зловещим логовом Голлума. Убедительно все: изображение, стиль, декор, музыкальное сопровождение, блестяще организованное Ховардом Шором.
Ну и обещанной «вишенкой в торте» является, безусловно, «прелесть». Впрочем, лучше один раз увидеть...