







Неделя обещает быть богатой, прежде всего, на отечественные премьеры, хотя не все из них стоят отдельного упоминания. Так, например, семейная комедия «Джунгли» об усталой городской семейной паре (Вера Брежнева и Сергей Светлаков), которая пытается освежить чувства, слишком уж очевидна. Как и драма «День учителя» Сергея Мокрицкого, речь в которой идет о судьбе интеллигента (одну из ролей, кстати, исполняет блистательная Светлана Немоляева). Кроме того, зрители смогут увидеть, как понимают современный Китай модные американские режиссеры: об этом «Ай Вэйвэй: Никогда не извиняйся» за авторством Элисон Клаймен. Очень на любителя, но всем, кто интересуется Поднебесной, стоит сходить. За ужасы на этот раз отвечают «Коллекционер 2» и «Кровавый Санта», а за криминальный боевик — немного глуповатая картина «Суши гел».
А начать, пожалуй, стоит с драмы «Влюбленные». И даже не потому, что главную женскую роль (аристократка Ариана) играет не нуждающаяся в представлениях Наталия Водянова, а влюбляющийся в нее чиновник Лиги Наций (организация, из которой вырастает ООН) Солаль — это целый Джонатан Рис-Майерс. И даже не потому, что лента о любви, и режиссер Гленио Бондер дотошно следует всем законам жанра, чтобы никто не ушел обиженным. А потому, что сделана картина просто превосходно. Внешняя простота сюжета и конфликта с лихвой компенсируется операторской работой, вниманием к деталям и актерской игрой (удивительно, но и Водянова здесь не для мебели, хотя могла бы). Фильм рекомендован к просмотрам не только ушлым романтикам, которым надо сводить в кино возлюбленную, но и почтенным семейным парам, и любителям исторической драмы.
«Слова», как и «Влюбленные» — режиссерский дебют. Ли Стернтал и Брайан Клагман пригласили на главную роль (писатель Рой Дженсен) не кого-нибудь, а Брэдли Купера. Он удивительно хорошо вписался в рамки очень тривиальной истории о том, как автор-неудачник, нашедший рукопись, становится звездой и вынужден за это платить. Невольное воровство (прямой кражи, конечно, нет: рукопись просто найдена) — все равно воровство, которое по всем голливудским законам должно дорого аукнуться Рою. Картина моральна и из-за этого немного тяжеловесна, но очень добротна. Все на своих местах, каждый герой при деле, любая реплика работает — ничего гениального, просто мастерство. Мастеровитые фильмы смотреть приятно, хотя не стоит готовиться к неожиданностям: сказано, что про писателя, значит, про писателя.
Тем же, кто захочет вдруг нетривиальности, стоит обратить внимание на «Песочного человека» Питера Луизи. С главного героя (Бенно), которого играет Фабиан Крюгер, в буквальном смысле начинает сыпаться песок. Он не то чтобы стар, просто такова жизнь: любая метафора всегда может стать реальностью, а слова — это все-таки куда больше, чем просто слова. Фильм, кроме всех его очевидных достоинств, еще и очень литературен: зрителю, который соскучился по хорошему умствованию (есть и такие, я знаю), будет приятно окунуться в кафкианский мир, где правда и вымысел так тесно перемешаны, что иногда граница между ними стирается окончательно. Лао-Цзы и бабочка, если вы понимаете, о чем я. Впрочем, если не понимаете, тоже не беда, все равно сходите, редкое ведь кино, когда еще такое будет.
Зато «Конвой» Алексея Мизгирева, прославившегося когда-то фильмом «Бубен, Барабан», российскому зрителю будет куда понятней. На экране снова — свинцовые мерзости жизни, неизбывная серая тяжесть, люди, которые почти уже расчеловечились, но что-то мешает. То ли остатки культуры, то ли неожиданные всплески совести — попробуй пойми. Мизгирев и пытается понять. К подобным картинам расслабившийся от новомодных фильмов с Верой Брежневой зритель привык относиться как к «чернухе», но дело не в том, что кто-то кого-то очерняет. Дело в том, что нужно все-таки иногда уметь смотреть правде в глаза. Дезертир (Азамат Нигманов) и конвоирующий его капитан (Олег Васильков) оказываются в итоге союзниками, и почему иначе произойти не может, хорошо бы подумать каждому. В жизни ведь пригодится: кто не дезертир, тот конвоир, — об этом еще Шаламов писал.
Совершенно иную проблематику на все том же, нашем, родном материале рассматривает Денис Алексеев. Его картина «Бригада. Наследник» — о том, почему дезертир и конвоир не могут не стать товарищами по несчастью. Второе бандитское поколение, выросшее в Европе и не такое дикое, как первое, все-таки следует завету отцов и возвращается на Родину, чтобы мчаться в погонях, стрелять и устраивать, пусть и цивилизованные, но все-таки razborki. Все не так лихо, да и Иван Макаревич — и близко не Сергей Безруков. Картина сделана не очень хорошо, но несколько важных для современности мыслей здесь проговорено вполне открыто и доходчиво: ради них и стоит посмотреть на все это торжество долга, верности и понятий, до которых так охоч наш человек.