Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
05.11.2012 21:28

«Облачный атлас» и зритель, который все понимает

Есть фильмы, говоря о которых, труднее всего выбрать нужную интонацию: все остальное обычно уже понятно, но вот как не перехвалить из-за волшебства и не поругать из стремления показаться тут умнее всех — вот на чем обычно все и ломаются.

«Облачный атлас», созданный блестящим трио (Том Тыквер, Лана и Энди Вачовски) по одноименному роману Дэвида Митчелла, — как раз из таких лент: картина безумно прекрасна, тонка и потрясающе атмосферна, и вместе с тем политкорректна до последнего предела; здесь вам и гомосексуальная связь, и дружба между белым господином и негром, и освобождение из оков тоталитарного государства.

Полный набор штампов, которыми оперирует сегодня Голливуд. За эти штампы добрые российские читатели уже ласково треплют режиссеров по щеке: эх, мол, вы, а мы-то думали.



Но прописные истины потому и зовутся прописными, что их нужно каждый раз прописывать заново. И режиссеры, сплетая шесть повествований в один сюжет, делают именно это. История американского нотариуса Адама Юинга (Джим Стерджесс) рассказывает о том, что все люди равны, вне зависимости от происхождения или цвета кожи; повесть английского композитора Роберта Фробишера (Бен Уишоу) — о том, что нельзя обманывать свое призвание; биография журналистки Луизы Рей (Холли Берри) — о том, что правда всегда победит неправду, какой бы сильной ни была последняя; смешной отрывок об издателе Тимоти Кавендише (Джим Броудбент) — о том, что свобода — всегда лучше, чем несвобода; поэма о любви фабриканта, живой куклы и будущего пророка Сонми—451 (Донна Бэй) и революционера Хи Джу Им (Джим Стерджесс) — о том, что чувство — выше и справедливей любых правил; и наконец, рассказ о встрече охотника Закри (Том Хэнкс) и исследовательницы Мероним (Холли Берри) — о том, что нет ничего ценнее, чем доверие.



Просто? Еще как. Фильм намеренно усложнен технически (следить за шестью сюжетными линиями и так не всякому дано, а уж, если учесть, что они пересекаются, то и подавно), чтобы все идеи можно было проговорить максимально открыто. Обычно кино стесняется подобной откровенности, но «Облачный атлас» словно отбрасывает все условности, превращаясь местами в проповедь, которая — таково уж условие жанра — всегда должна быть проста и даже непритязательна.

Перед зрителем, который все никак не может сосредоточиться и понять, где же его обманывают, проходят ключевые гуманистические сюжеты XX века: борьба за равенство, предостережение о пагубности прогресса и опасения в результатах отказа от этого прогресса, вопрос о роли и месте художника в мире — литература прошлого столетия стерла каблуки в поисках ответов на эти проблемы, и сводный их перечень сам по себе завораживает.



Главный же пафос картины, конечно, состоит в смирении. Не нужно выпендриваться и изображать из себя Спинозу: все ответы — на поверхности, они очень просты, в них нужно просто поверить. И нет никакого обмана: простота тем и отличается от пошлости, что последняя всегда выдает одно за другое (например, сентиментальность за умение чувствовать), а простота всегда честна.

«Облачный атлас» задуман и снят, как учебник жизни, и уж, конечно, зритель не выйдет из зала переродившимся, не на таковых напали. Однако, возможно, хотя бы у кого-то в душе шевельнется что-то такое — родное, теплое и светлое, как будто ты за руку весь сеанс держишь человека, непередаваемого тебе дорого — вот ради одного такого откровения и сделан этот фильм.

Он очень прост, да и мы все, если уж честно, не так и сложны, как хотим иногда казаться.

Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
184
Почти знаменит
Almost Famous (8.00)
185
Перед рассветом
Before Sunrise (8.00)
186
Беги, Лола, беги
Lola rennt (8.00)
187
Аватар
Avatar (7.90)
188
Железный человек
Iron Man (7.90)
190
Поймай меня, если сможешь
Catch Me If You Can (7.90)
191
Драйв
Drive (7.90)
192
Мой парень — псих
Silver Linings Playbook (7.90)
весь топ