Вуди Аллен продолжает свою серию европейских зарисовок (первой была «Вики Кристина Барселона», а второй — «Полночь в Париже») путешествием в Рим, и Вечный город готов раскрыться перед зрителем-туристом длинным четырехтактным маршрутом, который начинается у Витториано, а заканчивается на Испанских ступенях. Слава, измена и мастерство — новеллы «Римских приключений» (в оригинале лента называется «To Rome with Love») эксплуатируют самые ходовые и понятные широкой публике темы, и классик интеллектуального кино делает все, чтобы каждому было понятно, о чем идет речь.
Уже немолодой, обычный, скучноватый и предсказуемый до безобразия клерк (Роберто Бениньи) вдруг просыпается знаменитым и, очень удивляясь, рассказывает восхищенным телезрителям о том, что он ел на завтрак. Влюбленные провинциалы приезжают в Рим, чтобы пожениться, но тут их настигают роскошная проститутка (Пенелопа Крус) и киноактер с грабителем отелей: нешуточное испытание, без дураков. Продюсер (брюзга, неврастеник и резонер Вуди Аллен) обнаруживает в отце будущей супруги своего сына (Фабио Армильято) оперного тенора и преодолевает в связи с этим некоторые технические сложности. И, наконец, начинающий архитектор (Джесси Айзенберг) под присмотром классика жанра (Алек Болдуин), который все понимает и очень скучает, наблюдая за развитием событий, соблазняет подругу своей возлюбленной (Элисон Пилл).
В каждой из этих историй есть и маленькая интрига, и немного фантасмагории, и чуточка романтики, и, совсем столько, сколько необходимо, жизненной правды. При этом интрига проста, фантасмагория увлекательна, романтика не вызывает желания разорвать этого розового мишку на куски и скормить крокодилам, а жизненная правда поучительна, а не мерзка, как это часто случается.
Все истории объединяет одна мысль: мир — многообразен, непредсказуем и совсем не таков, каким нам обычно представляется. Каждый из нас, как римский гробовщик, поет в душе арию из «Паяцев» и каждому предначертано что-то, понять о чем невозможно. Можно лишь столкнуться с кем-то, кто поможет тебе выйти за не тобой начертанные рамки.
На этот раз Вуди Аллен прямолинеен и очень по-взрослому мудр без зауми, поэтому вряд ли найдется кто-то, кому четыре римские истории будут не понятны. К режиссеру по итогам картины можно предъявить массу претензий (в основном «открыточного» характера — мол, нет в этом городе глубины и нет в любви оригинальности), но все они меркнут на фоне одной единственной крупной удачи «Римских приключений».
Несмотря на то, что о вкусах не спорят, Аллен ненавязчиво и на очень простых примерах учит зрителя тому, как даже в самой типичной ситуации (например, «знакомство с ее родителями» или «нежданная слава») не впасть в пошлость, не превратиться в дурака или зануду и не начать вдруг требовать от жизни большего, чем она тебе и так дает.
Рецепт прост. Самоирония, самоирония и еще немного самоиронии. А потом — предоставьте все течению жизни, примите ее капризы с благодарностью и почтением, и она найдет вам и Вуди Аллена, и Алека Болдуина, и даже Пенелопу Крус.