Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
23.06.2011 22:50

Любопытству нет предела: рецензия на фильм «Мученицы»

«Мученицы» режиссера Паскаля Ложье принадлежат к тому особому сорту кинематографического продукта, о которым обычно пишут что-то вроде: «На таком-то фестивале столько-то человек при просмотре этого фильма упало в обморок/стошнило/вышли из зала/всё одновременно». Эта оценка тут же становится лакмусовой бумажкой для фанатов «Необратимости», «Забавных игр» и «Райского озера». Это значит - фильм к просмотру обязателен.

По сюжету, маленькая девочка Люси (Милен Джампаной) сбегает из загадочного, но дико страшного места, где ее мучили в прямом смысле этого слова (но без сексуального насилия), да так, что она даже говорить об этом не может. Потом девочка вырастает и находит своих мучителей. Казалось бы, все стандартно: сначала боль, потом месть. Зритель блаженно вытягивает ноги и выдыхает. Не тут-то было. В «Мученицах» с мести все только начинается...

В этом фильме много крови, очень много, всех оттенков красного, она льется, брызжет, капает. На экране то и дело крупным планом раны, шрамы, куски кожи, костей, мяса, какие-то железяки, вживленные в тело, и тому подобное. Понятно, что европейскому зрителю, неподготовленному просмотром российской криминальной хроники, от подобного «великолепия» быстро заплохеет. Однако, как это ни странно, этот человеческий салат не мешает отмечать краем выпученного глаза превосходную работу оператора и гримера. Можно сколько угодно спорить о праве подобного кино на существование, но конкретно этот продукт сделан качественно.

В «Мученицах», как в «Забавных играх», есть элементы игры со зрителем. В «Играх» это сцена с пультом. Здесь - финальные слова главной героини. Дело в том, что на протяжении всего фильма любого нормального зрителя должна занять мысль: «А зачем это все?» Потому что, если просто так, мучение ради мучений, то встает следующий закономерный вопрос: «Зачем я это посмотрел?..» И вот, под конец уже, нам намекают - «Сейчас узнаете». И тут происходит нечто, что вызывает жгучую досаду на режиссера, к которой, однако, примешивается внутреннее «Браво!». Зритель чувствует себя и выпотрошенным и наполненным одновременно. С ним только что сыграли в «забавную» игру, а попросту говоря - «профессионально нагнули».

Уже потом, спустя сутки или двое - а фильм долго не отпускает - задумываешься, а вообще может ли человек такое творить, с чисто психологической точки зрения. Может ли психически здоровый homo sapiens методично, годами, мучить ни в чем не повинных женщин, пусть даже ради такой интересной цели. Кажется, что нет, но если оглянуться назад, на Освенцим, ГУЛАГ, тысячи жестоких экспериментов с людьми, приходится с грустью констатировать - может. Все, что показано в «Мученицах», вполне умещается в нашу с вами реальность.

Феномен человеческого любопытства воистину сам по себе достоин отдельного исследования. Нам только остается надеяться, что у человечества хватит ума, душевных сил и технических возможностей утолять свою тягу к знанию «за гранью» другими, более гуманными способами.
Рубрика: Рецензия
Теги: пост, рецензия
Поделиться:

Премьеры
03.05
Собибор
Sobibor
03.05
Тело
Replace
10.05
Истерия
Delirium
все премьеры

Топ 250
51
Чужой
Alien (8.50)
52
Спасти рядового Райана
Saving Private Ryan (8.50)
53
Амели
Le fabuleux destin d'Amélie Poulain (8.50)
54
Чужие
Aliens (8.50)
55
Таксист
Taxi Driver (8.50)
56
ВАЛЛ-И
WALL·E (8.50)
57
Вечное сияние чистого разума
Eternal Sunshine of the Spotless Mind (8.50)
58
Заводной апельсин
A Clockwork Orange (8.50)
59
Реквием по мечте
Requiem for a Dream (8.50)
60
Пианист
The Pianist (8.50)
весь топ