На недавно прошедшем питчинге в Министерстве культуры режиссер-дебютант Сергей Дешин представил свой первый полнометражный фильм «Сны Шаламова» о русском писателе и поэте Варламе Шаламове. Главную роль в картине исполнит участник и лидер арт-поп группы Shortparis из Санкт-Петербурга Николай Комягин («Карамора»). Операторскую работу доверили Евгению Родину («Бежать от войны») и Олегу Муту («Смерть господина Лазареску»). Фильм будет состоять из двух визуальных частей: черно-белой и цветной.
«Сны Шаламова» расскажут об одном из отрезков жизни писателя, а конкретно — о событиях после его возвращения из Колымских лагерей в начале 50-х. Так как ему запрещено проживание в Москве, Шаламов устраивается на работу в небольшом поселке в Подмосковье, недалеко от Клина. Местные жители не принимают бывшего зека: он нелюдим, страдает манией преследования. Писатель полагает, что пропадающие без вести в стране люди — дело рук загадочной секты Слепых. И когда с ним по соседству поселяется слепая девушка, он не выдерживает и бежит в Москву, после чего вновь попадает на Колыму.
Кино чертовски напоминает футбол. Не всегда побеждают явные фавориты или команды с хорошей историей: «карлики» тоже могут показать зубы, а порой и превратиться в самых настоящих грандов. Причем победа не обязательно будет логичной: на то, чтобы принять ее, потребуется время. Зато она покажется настольно естественной и бесспорной, что остается только развести руками и покинуть стадион, прокручивая раз за разом в голове самые острые моменты. Вот и здесь — на карте мирового кинематографа Румыния всегда была не то что «карликом», а самым настоящим пустым местом, про которое и думать никто не думал. Так продолжалось аж до 2003 года, когда Калин Нецера получил за свою «Марию» специальный приз на фестивале в Локарно. Тогда это еще воспринималось исключением, которое только подтверждает правило, но время показало, что на этом румынские режиссеры останавливаться не станут и достигнут высот, о которых еще пару лет назад можно было только мечтать. Мало того, именно Румынию сегодня считают Меккой европейского кинематографа — совершенно немыслимо, не так ли? Всему этому есть объяснения, и они находятся не в финансовой плоскости, не в дистрибьютерской, и дело даже не в крутых-крутых продюсерах, нет. Просто сами румыны дозрели до этого.
Долгие годы Румыния шла своим социалистическим путем к светлому будущему, которое должно было вот-вот наступить, а в некоторых районах страны уже и наступило. Направлялось это движение Николаэ Чаушеску — тогдашним руководителем страны, которого после революции в 1989 году ждала незавидная участь. Он не очень-то дружил c, казалось бы, братским СССР, зато с удовольствием навещал Северную Корею и одновременно брал кредиты на Западе. В перерывах он одаривал свою жену учеными степенями (хотя та даже не закончила средней школы), а также присвоил своей любимой плюшевой собачке Корбу звание полковника. Когда же с долгами пришлось расплачиваться (а делалось это в авральном режиме), Румыния превратилась в одну из беднейших стран Европы. Экономические проблемы, отсутствие продовольствия, электричества и тепла, — все это стало катализатором переворота. Кто затеял революцию, и кому она была выгодна — это уже не наше дело. Зато все, кто выжил в 90-е, прекрасно знают, что наступило потом. Про кино в это время думали меньше всего.