Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]

Сергей Юрский

Sergei Yursky
Сергей Юрский
Профессии: Режиссёр, Сценарист, Актёр, Играл себя
Пол: Мужской
Брак: Наталья Тенякова (детей: 1)
Родился: 16 марта 1935, Рыбы (89 лет назад)
Умер:: 08 февраля 2019 (83 лет)
Последний фильм: 2009
Поделиться: Добавить в Facebook В Twitter МойМир@Mail.ru

Фильмы


Фото

Фото Сергей Юрский Фото Сергей Юрский Фото Сергей Юрский

Новости

16.03.2020 14:59

«Я рекрутировал людей в интеллигенцию». К юбилею Сергея Юрского

Один из его театральных героев говорил: «Слишком много карнавала. А существует только то, чего мало, чего много — исчезает». Сергей Юрский из тех артистов, кто шел своим, особым путем. Почти четверть века на сцене БДТ им. Товстоногова, почти полвека — на сцене театра им. Моссовета. Викниксор в «Республике ШКИД», Остап Бендер в «Золотом теленке», Груздев в «Место встречи изменить нельзя», Импровизатор в «Маленьких трагедиях», дядя Митя в «Любовь и голуби»… 16 марта народному артисту России Сергею Юрскому исполнилось бы 85 лет.

Он страстно любил поезда и железные дороги. Вся его жизнь была движением между «станциями». Родился он в Ленинграде, но в год его рождения отца вместе с семьей отправили в ссылку. Потом было помилование, затем война, эвакуация — Сочи, Урал, Узбекистан, Москва, снова Ленинград... «Нас мотало (кого не мотало в XX веке!), но мотало всех вместе — в этом главное счастье», — вспоминал Сергей Юрьевич.
Читать полностью
Поделиться:

26.09.2019 19:16

История нерешительного интеллигента. К юбилею Олега Басилашвили

Сегодня народному артисту России Олегу Басилашвили исполняется 85 лет. Его актерская карьера началась в далеком 1939 году в картине «Подкидыш», где он сыграл мальчишку на велосипеде, которого даже не указали в титрах. Более полувека спустя он перевоплотится на экране в самого Воланда в экранизации бессмертного романа Михаила Булгакова. А между этими вехами будут созданы еще и самые противоречивые в отечественном кино мужские образы. Самохвалов из «Служебного романа», Мерзляев из «О бедном гусаре замолвите слово», Платон Громов из «Вокзала для двоих», Бузыкин из «Осеннего марафона», Семен Кузнецов из «Курьера» и другие. Путь к любимым зрителями ролям был длинным и сложным. Глядя на неоспоримые заслуги Олега Басилашвили, об этом сегодня мало кто догадывается.

Все мы робеем перед мечтой. Робел и молодой Олег все годы учебы в Школе-студии МХАТ. Чем больше он старался, тем чаще его вызывали на разговоры с просьбой подумать, а стоит ли ему вообще заниматься этой профессией. Скрупулезно изученные заветы Станиславского и Немировича-Данченко, пересмотренные и проанализированные мхатовские постановки, попытки подражать гениям сцены — все было брошено к ногам ее величества мечты. Но после окончания учебы отбор во МХАТ Олег Басилашвили не прошел — «отчаяние, стыд, безнадега». Мечта, значимость которой довлела над ним все годы учебы, в итоге обернулась провалом. Снова заиграла природа Басилашвили, и с отчаянным самоедством он принялся себя критиковать: «А на что я горазд? Да ни на что! Вокруг все яркие, все талантливые».
Читать полностью
Поделиться:

17.09.2019 18:47

Самый народный режиссер. Владимиру Меньшову — 80

Сегодня 80-летний юбилей отмечает российский актер и режиссер Владимир Меньшов. За его плечами больше сотни ролей в кино и всего пять снятых картин. «Розыгрыш», «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Ширли-мырли» и «Зависть богов» — фильмография, принесшая Меньшову народную любовь, государственные награды и, конечно, премию «Оскар» в 1981 году. Его режиссерские работы упрекали в потакании вкусам масс и лакировании той действительности, с которой творческая интеллигенция пыталась бороться, однако несмотря на это, Владимир Валентинович заслужил неоспоримый авторитет как среди коллег, так и среди зрителей.

Будущий лауреат самой престижной кинонаграды родился в Баку в семье военного моряка. Оказавшись на службе в НКВД, его отец перевез семью в Астрахань, где и прошли отрочество и юность Владимира Меньшова. Только вспоминает о них режиссер с неохотой, считает, что он не из тех, кто «родом из детства». Его жизнь началась с первого прикосновения к кинематографу — первой попытки поступления во ВГИК. «Я прошел первый тур, и меня поселили на неделю в общежитие ВГИКа. Я увидел, что это мой мир, а я его всю жизнь не имел, он был от меня отодвинут, был мне недоступен, — вспоминает в одном из интервью Меньшов, — я понял, что это мое, что здесь я буду на своем месте». Однако новый мир покорился ему не сразу: лишь спустя четыре года неудачных попыток Владимира Меньшова приняли на актерский факультет школы-студии МХАТ. За эти годы он успел получить профессию токаря, поработать на шахте в Воркуте и на водолазном катере у берегов Баку. За школой-студией последовала кафедра режиссуры во ВГИКе. Меньшов поступал на курс к Михаилу Ромму и так ему понравился, что тот принял его сразу на второй курс, придумав для талантливого студента специальную аспирантуру. «Никогда такого не было. Я был первым и последним аспирантом по режиссуре художественного фильма», — рассказывает Владимир Меньшов.
Читать полностью
Рубрика: Юбилей
Теги: любопытно, персонаж
Поделиться:

Средний рейтинг: 6.15

Все | Актёр | Режиссёр | Сценарист | Главные роли

Фильмография

Сортировка по: Году :: Рейтингу :: Количеству голосов
Режиссёр [ скрыть ]


Чернов/Чернов
Чернов/Чернов (1990)

Chernov/Chernov (6.40)

Сценарист [ скрыть ]


Чернов/Чернов
Чернов/Чернов (1990)

Chernov/Chernov (6.40)

Актёр [ скрыть ]


Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину
Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину (2009)

Poltory komnaty ili Sentimentalnoe puteshestvie na Rodinu (7.20)
Father

Отцы и дети
Отцы и дети (сериал) (2008)

Ottsy i deti (6.50)
 otets Evgeniya Bazarova (2008)

Korolyov
Korolyov (2007)
(3.40)
Tsiolkovskiy

Especial
Especial (2006)
(8.20)

Пятый ангел
Пятый ангел (2003)

Pyatyy angel (3.20)
Yakov Guberman

Королева Марго
Королева Марго (сериал) (1996)

Koroleva Margo (7.40)
Rene

Исповедь незнакомцу
Исповедь незнакомцу (1995)

Ispoved neznakomtsu (5.70)
First inspector

Задок и счастье
Задок и счастье (1995)

Zadoc et le bonheur (4.00)
Sheremetieff

Пистолет с глушителем
Пистолет с глушителем (1993)

Pistolet s glushitelem (6.20)
American Spy

Ау, ограбление поезда - За всё надо платить
Ау, ограбление поезда - За всё надо платить (1991)

Au, ograblenie poezda - Za vsyo nado platit (2.20)

Чернов/Чернов
Чернов/Чернов (1990)

Chernov/Chernov (6.40)

Толкование сновидений
Толкование сновидений (1989)

Tolkovanie snovideniy (3.90)
Reader (Sigmund Freud) (голос)

История одной бильярдной команды
История одной бильярдной команды (1988)

Istoriya odnoy bilyardnoy komandi. (1.10)

Конец вечности
Конец вечности (1987)

Konets vechnosti (7.70)
Senior Computer Fingy

Любовь и голуби
Любовь и голуби (1986)

Lyubov i golubi (7.90)
Dyadya Mitya

Мглистые берега
Мглистые берега (1986)

Mglistye berega (7.10)

Put k sebe
Put k sebe (1986)
(0.00)

Pro Sidorova Vovu
Pro Sidorova Vovu (1985)
(5.50)
Narrator (голос) (as S. Yurskiy)

Выигрыш одинокого коммерсанта
Выигрыш одинокого коммерсанта (1984)

Vyigrysh odinokogo kommersanta (0.00)

Сказки старого волшебника
Сказки старого волшебника (1984)

Skazki starogo volshebnika (5.70)
Keeper of fairy tales

Али Баба и сорок разбойников
Али Баба и сорок разбойников (1983)

Ali Baba i sorok razboynikov (7.40)
Qasim

Vsyo dlya vsekh
Vsyo dlya vsekh (1983)
(0.00)
Narrator (голос) (as S. Yurskiy)

Osen
Osen (1982)
(7.60)
(голос)

Ищите женщину
Ищите женщину (1982)

Ishchite zhenshchinu (7.70)
Maître Roché

Падение Кондора
Падение Кондора (1982)

Padeniye Kondora (4.70)

Не бойся, я с тобой
Не бойся, я с тобой (1981)

Ne boysya, ya s toboy (7.30)

20-е декабря
20-е декабря (1981)

20-e dekabrya (6.90)

И с вами снова я
И с вами снова я (1980)

I s vami snova ya (8.40)
(голос)

Маленькие трагедии
Маленькие трагедии (1979)

Malenkie tragedii (8.00)
Improvisator

Место встречи изменить нельзя
Место встречи изменить нельзя (1979)

Mesto vstrechi izmenit nelzya (8.90)
Gruzdev

Дачный домик для одной семьи
Дачный домик для одной семьи (1978)

Dachnyy domik dlya odnoy semi (0.00)

Rasmus-brodyaga
Rasmus-brodyaga (1978)
(0.00)
Lif

Günlarin bir günü
Günlarin bir günü (1977)
(0.00)
(segment V odin prekrasnyj den')

Я к вам лечу воспоминанием
Я к вам лечу воспоминанием (1977)

Ya k vam lechu vospominanem (0.00)
(голос)

Lev ushel iz doma
Lev ushel iz doma (1977)
(0.00)
Ovcu

Darvis parisi partladir
Darvis parisi partladir (1976)
(2.20)
Monsieur Jardin

Выбор цели
Выбор цели (1974)

Vybor tseli (5.60)
Oppenheimer

Сломанная подкова
Сломанная подкова (1973)

Slomannaya podkova (4.90)
Jules Ardan (as Sergej Jurski)

Король-олень
Король-олень (1969)

Korol-olen (6.60)
Tartaglia

Интервенция
Интервенция (1969)

Interventsiya (6.00)
Masks

Золотой теленок
Золотой теленок (1968)

Zolotoy telyonok (8.50)
Ostap Bender

Республика ШКИД
Республика ШКИД (1966)

Respublika SHKID (7.90)
Vicknixor

Время, вперёд!
Время, вперёд! (1965)

Vremya, vperyod! (6.40)
Margulies

Крепостная актриса
Крепостная актриса (1964)

Krepostnaya aktrisa (7.00)

Chyornaya chayka
Chyornaya chayka (1962)
(0.00)

Человек ниоткуда
Человек ниоткуда (1961)

Chelovek niotkuda (6.70)
Chudak

Достигаев и другие
Достигаев и другие (1959)

Dostigaev i drugie (0.00)

Повесть о молодоженах
Повесть о молодоженах (1959)

Povest' o molodozhyonakh (5.00)

(0)
(0.00)
Narrator

(0)
(0.00)
Reilly

(0)
(0.00)
Reilly

(0)
(0.00)
Rene

(0)
(0.00)
 Self - Guest / ... 3 episodes, 2012-2015

(0)
(0.00)
unknown episodes

(0)
(0.00)
Master

(0)
(0.00)
Narrator (голос)

(0)
(0.00)
Self

(0)
(0.00)
 Self - Guest 1 episode, 2012

(0)
(0.00)
Self - Guest

Играл себя [ скрыть ]



Толкование сновидений
Толкование сновидений (1989)

Tolkovanie snovideniy (3.90)


Telegram-канал

Топ 250
18
Касабланка
Casablanca (8.80)
19
Семь самураев
Shichinin no samurai (8.80)
20
Матрица
The Matrix (8.70)
21
Властелин колец: Две крепости
The Lord of the Rings: The Two Towers (8.70)
22
Форрест Гамп
Forrest Gump (8.70)
23
Город бога
Cidade de Deus (8.70)
24
Семь
Se7en (8.70)
25
Молчание ягнят
The Silence of the Lambs (8.70)
26
Подозрительные лица
The Usual Suspects (8.70)
весь топ
16.03.2020
«Я рекрутировал людей в интеллигенцию». К юбилею Сергея Юрского

Один из его театральных героев говорил: «Слишком много карнавала. А существует только то, чего мало, чего много — исчезает». Сергей Юрский из тех артистов, кто шел своим, особым путем. Почти четверть века на сцене БДТ им. Товстоногова, почти полвека — на сцене театра им. Моссовета. Викниксор в «Республике ШКИД», Остап Бендер в «Золотом теленке», Груздев в «Место встречи изменить нельзя», Импровизатор в «Маленьких трагедиях», дядя Митя в «Любовь и голуби»… 16 марта народному артисту России Сергею Юрскому исполнилось бы 85 лет. Он страстно любил поезда и железные дороги. Вся его жизнь была движением между «станциями». Родился он в Ленинграде, но в год его рождения отца вместе с семьей отправили в ссылку. Потом было помилование, затем война, эвакуация — Сочи, Урал, Узбекистан, Москва, снова Ленинград... «Нас мотало (кого не мотало в XX веке!), но мотало всех вместе — в этом главное счастье», — вспоминал Сергей Юрьевич. Отец Юрского был художественным руководителем системы цирков СССР, детство будущего актера по праву можно назвать цирковым: «Цирк и был моей жизнью. Мы жили в самом цирке. Я не выходил из цирка. Я только в школу выходил из цирка. И так год за годом». Оттуда, по его мнению, любовь к юмору и эксцентрике. Уже на третьем курсе театрального института Сергей Юрский был принят Товстоноговым в труппу БДТ, там он начал работать с Ефимом Копеляном, Олегом Басилашвили, Алисой Фрейндлих«Я с первого спектакля играл с актерами, которых я знал очень хорошо. Я их обожал! Вот теперь я лично с ними встречался на равных. Это тоже счастливое совпадение для моего поколения, которое вступало в жизнь в момент оттепели», — будет вспоминать Сергей Юрьевич. Начинал Юрский как комик, но Георгий Товстоногов направил его в сторону драматическую, а потом — героико-трагическую. Но он не изменит себе, смешное в его героях будет присутствовать всегда: «Юмор для меня — обязательный компонент, роль совсем без юмора для меня невозможна, не получается». На сцене БДТ он будет и Чацким, и Тузенбахом, и Мольером (булгаковским!), и Фарятьевым. В эти годы его часто приглашали в кино, он был обласкан и режиссерами, и публикой. Но однажды, по словам Юрского, «хозяева Ленинграда» больше не захотели его видеть и сделали все, чтобы и никто другой его тоже не видел — ни на сцене, ни на экране. Была ли причина в личной неприязни, в связи Юрского с Пражской весной 68-го, в дружбе с «неблагонадежными» Бродским, Барышниковым, Солженицыным — до сих пор неизвестно. «Со мной здоровался каждый встречный, и я здоровался с каждым встречным. Мы все знали друг друга… Так казалось. Казалось, пока я шел в гриме и костюме Бендера или Импровизатора… Так казалось, пока я был (довольно долго!) снимаемым, утвержденным актером. Но вот меня вдруг перестали утверждать — это еще только начиналось… еще и слухи не успели расползтись… но запах пошел… И тут уж ничего не поделаешь… большинство лиц стали незнакомыми… оставшихся знакомых захлестнули дела, у многих отшибло память… в самых любимых, самых уютных уголках студии как-то разом везде начался ремонт… в очереди в буфет перестали находиться люди, кричащие: «Сюда, сюда, он передо мной занимал!», — напишет в своей автобиографии Сергей Юрьевич. Однако Юрский всегда считал себя независимым — его поезд просто пошел дальше. А дальше был переезд в Москву, начало концертной деятельности и писательство. Концерты займут важное место в жизни Сергея Юревича. Он объездит весь Советский Союз, будет выступать для эмигрантов в Нью-Йорке, Чикаго, Иерусалиме, Кельне, Париже. Восемь разных двухчасовых концертных программ: от Пушкина и Гоголя до Шукшина и Жванецкого, от Достоевского, Мопассана и Чехова до Бунина, Зощенко и Бабеля… И Булгаков, и Есенин, и Бернс, и даже Шекспир. Более двадцати авторов, более пятидесяти их произведений. Артист был влюблен в литературу и гордился тем, что делает: «Я (не один, конечно, но среди других я) рекрутировал людей в интеллигенцию. Никогда не искал маленьких зальчиков «для своих», «для знающих-понимающих», а соединял в больших залах знающих и незнающих и знакомил их друг с другом», — писал Юрский. За 15 лет только на его литературных концертах побывало более миллиона зрителей. Так однажды Сергей Юрьевич и сам придет к писательству. Была такая поговорка: «Писатель, если его не издают, может писать в стол. Артисту хуже — если его не выпускают к зрителю, он может сыграть только в ящик». Юрский иронизировал: «Видимо, чтобы не сыграть в ящик, я стал писать в стол». Так он работал долгие годы, но это привело его к важнейшему делу его жизни — фильму «Чернов/Чернов». Испано-советская картина станет его единственной режиссерской работой, снятой по его собственному сценарию. Помимо Сергея Юрского в картине приняли участие Андрей Смирнов, Елена Яковлева, Олег Басилашвили, Андрей Толубеев, Сергей Маковецкий и другие. Картина была двухслойная: о советском интеллигенте, архитекторе Александре Петровиче Чернове, переживающем душевный кризис, и его иллюзорном «западном» прототипе, более счастливом, более устроенном. Как писал сам Юрский, этот фильм о страхах — мелких и крупных, об оскудении души в душной атмосфере застойного быта, о подмене и раздвоении личности в условиях тотальной слежки тоталитарного режима. У каждого из героев картины в душе была своя пустота, о которой и рассуждал режиссер. Объединяло всех троих одно — любовь к поездам. Мысли Александра Чернова были заняты гигантским макетом железной дороги, Пьер Чернов спасался от реальности в купе комфортабельного трансъевропейского экспресса, пересекающего Европу. А Сергей Юрский мечтал о своем поезде свободы — когда никому ничего не должен, когда все границы открыты. В 90-х, через несколько лет после окончания съемок «Чернов/Чернов», Сергей Юрский так же, как и герой его картины, окажется в самом сердце Европы. Он будет работать в парижском театре Bobigny, в Национальном театре в Брюсселе, учить актерскому искусству во Франции и Англии. Однако вскоре Сергей Юрский начнет понимать: «Я буду 564-м (или 1564-м) в очереди за товаром, который называется "интерес заграничной публики". Но не только я от нее далек, но и она далека от меня. Я стою в необыкновенно длинной очереди за абсолютно ненужным мне товаром». Вернувшись в Россию, он будет сниматься и выходить на сцену до своих последних дней, исполняя завет отца: «Будь актером столько, сколько дышать будешь».... подробнее
26.09.2019
История нерешительного интеллигента. К юбилею Олега Басилашвили

Сегодня народному артисту России Олегу Басилашвили исполняется 85 лет. Его актерская карьера началась в далеком 1939 году в картине «Подкидыш», где он сыграл мальчишку на велосипеде, которого даже не указали в титрах. Более полувека спустя он перевоплотится на экране в самого Воланда в экранизации бессмертного романа Михаила Булгакова. А между этими вехами будут созданы еще и самые противоречивые в отечественном кино мужские образы. Самохвалов из «Служебного романа», Мерзляев из «О бедном гусаре замолвите слово», Платон Громов из «Вокзала для двоих», Бузыкин из «Осеннего марафона», Семен Кузнецов из «Курьера» и другие. Путь к любимым зрителями ролям был длинным и сложным. Глядя на неоспоримые заслуги Олега Басилашвили, об этом сегодня мало кто догадывается. Все мы робеем перед мечтой. Робел и молодой Олег все годы учебы в Школе-студии МХАТ. Чем больше он старался, тем чаще его вызывали на разговоры с просьбой подумать, а стоит ли ему вообще заниматься этой профессией. Скрупулезно изученные заветы Станиславского и Немировича-Данченко, пересмотренные и проанализированные мхатовские постановки, попытки подражать гениям сцены — все было брошено к ногам ее величества мечты. Но после окончания учебы отбор во МХАТ Олег Басилашвили не прошел — «отчаяние, стыд, безнадега». Мечта, значимость которой довлела над ним все годы учебы, в итоге обернулась провалом. Снова заиграла природа Басилашвили, и с отчаянным самоедством он принялся себя критиковать: «А на что я горазд? Да ни на что! Вокруг все яркие, все талантливые». Переезд в Сталинград, затем в Ленинград. Работа в театре имени Ленинского комсомола давалась Басилашвили легко, он называет это время счастливым. Только постоянно подтачивала ностальгия по Москве, желание чего-то большего, чего-то «мхатовского». Свой МХАТ Олег Валерианович сумел найти и на берегах Невы: Георгий Товстоногов пригласил его в БДТ, сцена которого была согрета «невидимым присутствием белоснежной мхатовской Чайки». Однако робость перед мечтой стеснительного Басилашвили так и не покинула. Жесточайшая конкуренция в театре и сложные задачи, которые ставил Товстоногов, снова заставили актера метаться. «Я репетировал, старался изо всех сил, делал все "по системе", прочел всего Бакунина, Кропоткина (революционер!), копал вглубь… а толку — ноль! И чем больше я старался, — тем больше был зажат, беспомощен, неорганичен», — вспоминает Олег Валерианович. Премьера первого спектакля, прошедшая с оглушительным успехом, лично для него стала позором. Когда всех артистов поздравляли, ему старались не смотреть в глаза. Серо и безлико тянулись для актера дальнейшие театральные будни. Росли и крепли его «неверие в свои способности, тупое, словно топорный обух, чувство подавленности и тоски, потный ужас от крика режиссера, позорная рабская стыдливость». Никак не угадать будущего Мерзляева, не правда ли? А вот глубина метаний нерешительного Бузыкина становится очевиднее. На пике славы от Олега Басилашвили уходит его супруга, блистательная Татьяна Доронина. Ее карьера в БДТ складывалась значительно успешнее. Басилашвили остался один в чужом городе, с багажом разочарований, комплексов и творческого одиночества. Помогало только телевидение — роли в телеспектаклях — среди камер, мониторов, кабелей Басилашвили чувствовал себя профессионалом. Когда уже с театром хотелось покончить, после одной из репетиций к Олегу Валериановичу подошел Товстоногов и сказал, чтобы тот не думал покидать БДТ, добавив: «Вы мне очень нужны». Надо ли было большего для тонкой, ранимой души Басилашвили? В него поверили, его оценили. «И как-то постепенно стало у меня все налаживаться — и внутри, и снаружи: постепенно прибавлялась уверенность, ощущение свободы, дотоле почти неизвестное мне», — будет впоследствии вспоминать актер. Он начал осваиваться, раскрепощаться, уже не с таким страхом смотрел на боготворимых им коллег, Юрского и Лаврова. Режиссер Эльдар Рязанов увидел Басилашвили впервые на сцене БДТ в спектакле «Мольер» по пьесе Булгакова. Олег Валерианович играл Людовика XIV и, по словам Эльдара Александровича, делал это блистательно. Зайдя после спектакля к нему в гримерку, Рязанов неосторожно произнес: «Я не понимаю, почему я до сих пор не снимаю вас в своих картинах». На что уже на тот момент осмелевший актер ответил: «Признаться, я тоже этого не понимаю». Так состоялось важное для отечественного кинематографа знакомство. Юрий Григорьевич Самохвалов, граф Мерзляев, Платон Громов — обретя себя, Басилашвили уже с легкостью бравировал своей импозантной фактурой, не утратив при этом очарования нерешительного интеллигента. Его герои были непривычны зрителю, в обыденное черное и белое Басилашвили удавалось замешивать оттенки собственных глубинных переживаний. Кому, как не ему, было знать, как легко мужчину могут сломить внешние обстоятельства, страхи, комплексы, как легко стать заложником внешности, не дающей тебе право на слабость. Ведь не всегда решишься подойти к такому большому, сильному мужчине со словами: «Вы мне очень нужны», — как сделал это однажды Товстоногов. Сейчас Олег Басилашвили — народный артист России, главная звезда БДТ, почетный гражданин Санкт-Петербурга, за его плечами десятки ролей в кино, театре и на телевидении. Но только и по сей день, если где-то на улицах города народный артист слышит «Это он!», внутри просыпается все тот же волнующийся самоед: «Спину прямо держать! И — главное, главное — туман в глаза, внутреннюю углубленность, иллюстрирующую богатство души и — простоту, простоту — да, да, это тоже важно, несмотря ни на что, на популярность и уважение — я прост, прям, доступен…». Команда LostFilm.INFO от всей души поздравляет любимого актера с юбилеем! Желаем отменного здоровья, неисчерпаемого вдохновения и всеобъемлющей гармонии с собой и миром!... подробнее
17.09.2019
Самый народный режиссер. Владимиру Меньшову — 80

Сегодня 80-летний юбилей отмечает российский актер и режиссер Владимир Меньшов. За его плечами больше сотни ролей в кино и всего пять снятых картин. «Розыгрыш», «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Ширли-мырли» и «Зависть богов» — фильмография, принесшая Меньшову народную любовь, государственные награды и, конечно, премию «Оскар» в 1981 году. Его режиссерские работы упрекали в потакании вкусам масс и лакировании той действительности, с которой творческая интеллигенция пыталась бороться, однако несмотря на это, Владимир Валентинович заслужил неоспоримый авторитет как среди коллег, так и среди зрителей. Будущий лауреат самой престижной кинонаграды родился в Баку в семье военного моряка. Оказавшись на службе в НКВД, его отец перевез семью в Астрахань, где и прошли отрочество и юность Владимира Меньшова. Только вспоминает о них режиссер с неохотой, считает, что он не из тех, кто «родом из детства». Его жизнь началась с первого прикосновения к кинематографу — первой попытки поступления во ВГИК. «Я прошел первый тур, и меня поселили на неделю в общежитие ВГИКа. Я увидел, что это мой мир, а я его всю жизнь не имел, он был от меня отодвинут, был мне недоступен, — вспоминает в одном из интервью Меньшов, — я понял, что это мое, что здесь я буду на своем месте». Однако новый мир покорился ему не сразу: лишь спустя четыре года неудачных попыток Владимира Меньшова приняли на актерский факультет школы-студии МХАТ. За эти годы он успел получить профессию токаря, поработать на шахте в Воркуте и на водолазном катере у берегов Баку. За школой-студией последовала кафедра режиссуры во ВГИКе. Меньшов поступал на курс к Михаилу Ромму и так ему понравился, что тот принял его сразу на второй курс, придумав для талантливого студента специальную аспирантуру. «Никогда такого не было. Я был первым и последним аспирантом по режиссуре художественного фильма», — рассказывает Владимир Меньшов. Актерская карьера Владимира Валентиновича задалась сразу. Дебютной стала роль в короткометражной ленте «Счастливый Кукушкин» Александра Павловского, награжденной главным призом на фестивале «Молодость-71» в Киеве. За ней последовала роль в картине «Человек на своем месте» Алексея Сахарова, и снова успех — главный приз на VI Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате. С тех пор востребованность Меньшова-актера только росла. Он и по сей день активно снимается, на его счету участие в таких картинах, как «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» Александра Митты, «Время для размышлений» Сергея Ашкенази, «Курьер» и «Город Зеро» Карена Шахназарова, «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова, «Ликвидация» Сергея Урсуляка, «Легенда №17» Николая Лебедева и многих других. Несмотря на столь внушительный список, актерство Владимир Меньшов считает своим хобби, признаваясь, что его сердце отдано режиссуре. Его первая полнометражная картина «Розыгрыш» имела невероятный успех, побив все рекорды кинопроката. Фильм о жизни школьников 70-х годов прославил юных Дмитрия Харатьяна, Наталью Вавилову, Евдокию Германову. Песни из кинофильма звучали из всех радиоприемников, а создатели картины были удостоены Государственной премии РСФСР. К своему второму фильму Меньшов приступал уже под пристальным вниманием, ему необходимо было доказать, что дебютный успех не был случайностью. В 1979 году на экраны вышла картина «Москва слезам не верит». «Я снял картину, которую сам давно хотел посмотреть», — расскажет позже режиссер. Сценарий «Дважды солгавшая» Валентина Черных не сразу впечатлил Меньшова. Однако он вспомнил слова Михаила Ромма о том, чтобы будущие режиссеры не ждали, что их сценаристами будут Львы Толстые, и если в материале есть хотя бы три сцены, которые их цепляют, то за него стоит браться. Такие сцены в «Дважды солгавшей» были, и уже вокруг них родилась знаменитая история о покорении Москвы провинциальной девушкой. В ней было многое и из жизни самого Владимира Меньшова, и из того, что он хотел рассказать о своем времени, о своих современниках. «История советской Золушки» неожиданно понравилась на Западе. В 1981 году «Москва слезам не верит» получила премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». К слову, конкурентами неизвестного режиссера из-за железного занавеса были Акира Куросава и Франсуа Трюффо. Такого успеха не ожидал никто, накануне американского триумфа отечественные кинематографисты и критики восприняли фильм очень холодно, посчитав его пустой, лубочной мелодрамой. «Это было время культа личности Тарковского, и все, так сказать, «подтарковские» жили в понимании, что вот «Зеркало» — это кино, а «Москва слезам не верит» - какое-то недоразумение», — вспоминает режиссер. Но за фестивальным успехом последовал и зрительский. За первый год проката картину посмотрело девяносто миллионов человек, перед кинотеатрами выстраивались огромные очереди. Владимир Меньшов до сих пор помнит, как увидел заполненную желающими посмотреть фильм Пушкинскую площадь: «Это был счастливейший момент моей жизни — двадцать секунд абсолютного счастья». Следующей работой режиссера, цитатами из которой разговаривает уже не одно поколение, стал фильм «Любовь и голуби». Картина по одноименной пьесе Владимира Гуркина вышла на экраны в 1984 году, навсегда закрепив за Владимиром Меньшовым звание «народного режиссера». Зарисовки деревенского быта, яркие диалоги и очень много юмора. «То, что смешно Володе Меньшову, не просто смешно, а, увеличиваясь в размерах, смешно и зрительному залу. Такой реакции в кино я, может, больше никогда и не видел, потому что это был смех взахлеб», — вспоминает исполнитель одной из главных ролей Сергей Юрский. В перестроечное время Владимир Меньшов не снимал, видимо, не нашел героев, от имени которых хотелось говорить. Лишь в 1995 году вышел на экраны его третий фильм «Ширли-Мырли». В этом комедийном фарсе режиссер снова возвращается к творческому тандему со своей супругой Верой Алентовой. Как говорил сам Меньшов, фильм сработал немного ниже пояса, снова став кинематографическим портретом «лихих 90-х», завершавших собой сложное время эпохи «перестройки». В 2000 году вышел последний на данный момент фильм Владимира Меньшова «Зависть богов». В этой драме режиссер снова возвращается на привычную ему мелодраматическую почву. Чувственная история любви и испепеляющей страсти между советской замужней женщиной и французским журналистом в, пожалуй, самой откровенной работе режиссера. И снова в главной роли любимая супруга и муза — Вера Алентова. Сыграл эпизодическую роль в картине и французский актер Жерар Депардье. С тех пор Владимир Меньшов не выпустил ни одного своего фильма. Режиссер считает, что его зритель перерос кинотеатры: «Начиная придумывать картину, я всегда держал в голове полный зрительный зал, который вместе со мной переживает, вместе со мной думает, вместе со мной смеется, вместе со мной грустит. Управление этим залом было мощным стимулом для работы. А нынешний зал, каким он сформировался в постсоветскую эпоху, меня просто приводит в оторопь. Это кучками сидящие подростки, которые пришли потусоваться, поговорить, погрызть попкорн, попить кока-колу и заодно — как бы между делом — посмотреть кино».... подробнее