27 (15) февраля 1877, Петербург — 4 марта 1960, Ленинград Драматический актер, театральный режиссер и педагог. Родился в семье известного литератора Павла Александровича Гайдебурова (1841-1894). Окончив гимназию в Петербурге, брал уроки у актёра П.М.Свободина. В 1896 г. поступил в университет на юридический факультет. Играл в любительских спектаклях под руководством В.Давыдова, М.Писарева, П.Ленского, Н.Михайловского, Н.Тамарина. В 1899 г. за участие в студенческих выступлениях был исключен из университета, после чего начал профессиональную сценическую деятельность в антрепризе Н.Васильевой. В июле-августе 1900 г. в Товариществе драматических артистов (с участием С.Клеманского) играл в Театре Шереметьева в Останкино, выступал и как режиссёр. В сезоне 1900–1901 гг. вновь играл в труппе Васильевой в Житомире и Гельсингфорсе (ныне Хельсинки, Финляндия). В мае-июле 1901 г. участвовал в антрепризе Г.Яковлева-Востокова (театр "Салон", Ревель, ныне - Таллин, Эстония). В сентябре 1901 г. чеховским "Дядей Ваней" (Астров) открыла сезон собранная и возглавленная Гайдебуровым драматическая труппа в Зимнем театре Елизаветграда. Сезон 1902–1903 гг. Труппа драматических артистов под управлением Гайдебурова играла в Новгороде. Необычными и смелыми для провинциального театрального уклада были нововведения Гайдебурова, в том числе стремление осуществлять коллективные принципы строительства театра. Организатор и руководитель (совместно с Скарской) Общедоступного театра в Петербурге (1903–1914), Первого Передвижного драматического театра (1905–1928, с 1920 – Государственный Передвижной театр, с 1925 – Государственный Передвижной театр имени П.Гайдебурова и Н.Скарской). Передвижной театр, связанный с Общедоступным, отличался от него и организационной структурой, и по репертуару (хотя с 1908 г. спектакли, поставленные в Общедоступном театре, переносились в репертуар Передвижного театра, причём состав исполнителей чаще всего оставался неизменным). Спектакли Общедоступного театра, проходившие один-два раза в неделю, оплачивал Народный дом. Передвижной театр был создан на основе труппы Общедоступного на кооперативных началах. Зимой его труппа играла в Лиговском народном доме, где представляла новый спектакль практически еженедельно. До начала Первой мировой войны "передвижники" ежегодно совершали поездки по городам севера и центра России, Украины, Белоруссии, Кавказа, Сибири, Дальнего Востока. В отличие от Общедоступного, основывавшего репертуар в основном на классике, Передвижной театр стремился играть современные пьесы-новинки и для провинции и для столичного зрителя, в том числе Чехова, Горького, Ибсена. Постепенно оба театра объединились, слились их названия. В 1929–1932 гг. Гайдебуров и Скарская представляли театрализованные эстрадные композиции по литературным произведениям: "Хозе Наварро" П.Мериме, "Мать" Горького, "Беглец" К.Витфогеля, "Гамлет" (монолог) Шекспира, "Бетховен" (отрывки) Жижмора, "Женитьба Бальзаминова" Островского (режиссура Скарской, исполнитель всей программы Гайдебуров). С 1933 г. – руководитель Колхозно-совхозного передвижного театра имени Леноблисполкома. Работал в Большом драматическом театре (поставил "Вишнёвый сад" Чехова, 1940), в Ленинградском театре драмы и комедии, в Государственном театре русской драмы Карело-Финской ССР, в Ярославском драматическом театре им. Ф.Г.Волкова. В 1944—50 актёр московского Камерного театра. В 1950–54 гг. ставил и играл в Крымском областном драматическом театре им. М.Горького (Симферополь), в том числе "Старик" Горького (роль – Старик; Сталинская премия, 1952), в Передвижном театре Министерства морского и речного флота (Москва), в Центральном театре транспорта (Москва), в Московском гастрольном драматическом театре. С 1954 работал в Театре им. Евг.Вахтангова. Народный артист РСФСР (1940).