25.09.2012 19:28
Споры о морали и традиционных ценностях — главная политическая дискуссия последнего года, и, судя по накалу страстей, полемизировать придется очень долго: точек соприкосновения мало, моралисты бьют противников числом и наглостью, но уступают в адекватности, их противники разрозненны и малочисленны. Если бы на дворе стоял XIX век, на происходящее мгновенно отреагировала бы литература:
Достоевский писал
«Бесов», а
Лев Толстой —
«Анну Каренину», прямо отвечая на самые главные общественные запросы. Сегодня место романов занимает кино, и фильм
Андрея Прошкина «Орда», снятый по сценарию выдающегося драматурга
Юрия Арабова — лучшее подтверждение того, что у нашей культуры есть еще порох в пороховницах.
Сделана
«Орда» прекрасно, но не устроила она предсказуемо почти никого. Консерваторы очень обиделись на трактовку истории (как будто художественное произведение должно буквально вопроизводить эпоху — расскажите об этом
автору «Трех мушкетеров»), либералам не понравилось, что главный положительный герой — святитель
Алексий (
Максим Суханов) — носит рясу, а не проповедует ценности свободы (как будто мало на Руси было святых и подвижников). Это означает, что
Прошкин попал в точку, создав по настоящему актуальную картину, в которой нет готовой и разжеванной правды.