Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
21.05.2019 14:40

Канны — 2019: игра в «Черное зеркало» и свист авантюристов

Не дари мне, мамочка, цветочек аленький

За мутацией жанра хоррора в современном кино весьма увлекательно наблюдать. Добавь туда психологическую семейную драму, и будут «Призраки дома на холме», впрысни дозу сай-фая, и получится «Аннигиляция», смешай с генами технотриллера, и выйдет серия «Черного зеркала». Именно с этим прорывным сериалом научно-фантастический триллер «Малыш Джо» не сравнил только ленивый. И дело не в одной лишь похожести сюжета: фильм-участник конкурсной программы Канн с такой историей действительно мог бы стать серией антологии. Дело в том, что «Малыш Джо», словно младший брат, пытается брать все лучшее у модных, атмосферно выхолощенных и подчеркнуто скромных триллеров и хорроров, но не слишком удачно справляется с подачей умной, хоть и не самой свежей мысли.

Сюжет рассказывает об Элис (практически неузнаваемая после «Пустыни смерти» Эмили Бичем), биологе-экспериментаторе, которая вывела новый вид растений. В честь своего сына Джо она назвала породу цветка «Малыш Джо». Основная их задача всего-то ничего — делать людей счастливыми. Правда, для этого нужно поддерживать должную температуру и разговаривать с ними, как с детьми. Что с растением не все так гладко, замечает опытная сотрудница лаборатории Белла (Керри Фокс). Ей, конечно, никто не верит, списывая ее паранойю на нервный срыв. И в итоге первой жертвой становится сын героини, вдохнувший пыльцу растения и изменившийся до неузнаваемости. Он больше не спорит с матерью, как все подростки, становится чрезвычайно послушным, меняются все его привычки и поступки. Это больше не Джо, которого знала Элис. Постепенно все люди вокруг нее меняются, или просто становятся счастливее?



Режиссер Джессика Хауснер прекрасно знает, как правильно нагнетать обстановку, используя в качестве основных инструментов цвет и звук. Сдержанные оттенки интерьера лаборатории создают отличный контраст сочному алому цвету опасных растений. Минималистичный, с восточными нотками саундтрек вызывает неуютное чувство липкой паранойи. Медитативная камера Мартина Гшлахта долго всматривается в сумеречные блики на стенах и пустые коридоры. В стилистическом плане получается этакая смесь «Бабадука» и «Прочь». И все равно не выходит избавиться от назойливой мысли, что где-то все это, только лучше, мы уже видели.

Идея Хауснер проста — в своем оголтелом стремлении к счастью человек, наплевав на миллионы лет эволюции, начинает менять среду под себя, не особенно задумываясь о последствиях. Вообще, влияние генной инженерии на организмы — благодатная почва для триллеров. Но у Хауснер получается уж очень лобовая мораль: счастье не достижимо, а если ты и можешь получить все, что хочешь, то лишь таким вот, искусственным путем. Вместо близких — послушные зомби, вместо домашней еды — пища в коробочках, вместо счастья — его суррогат. Не зря даже сами цветы у Хауснер имеют неживой, шлангообразный вид.



Интересная идея провисает и становится совсем уж скучной к середине, хотя Джессика и продолжает старательно нагнетать обстановку. Возможно, такому сюжету было бы комфортнее в рамках эпизода антологии, но нам видится, что, останься он в точности таким же, как сейчас, проиграл бы всем лучшим эпизодам того же «Черного зеркала». «Чтобы полюбить этот фильм, надо его понюхать. Жаль, в Каннах нет 5D кинозалов», — с иронией замечает коллега-критик.

Не свисти — денег не будет

Многие критики заочно, даже еще не увидев «Свистунов», вписали их автора, румына Корнелиу Порумбойю, в список фаворитов жюри фестиваля. С первых кадров, энергично стартовавших под “The Passenger” Игги Попа, стало понятно почему: криминальная комедия «Свистуны» — какое-то эклектичное чудо из жанров, путаных сюжетных ходов и вовлекающих в свою игру персонажей, делящих родственные связи, например, с героями прекрасного ироничного сериала «Патриот». Впрочем, одобрительное приятие в зале несколько раз менялось с восторга до полного непонимания. И это для фильма Порумбойю — абсолютно ординарное явление.



Сценарий «Свистунов» одним синопсисом воскрешает в уме все лучшие авантюрные комедии — от «Блефа» до «Однажды в Ирландии», от «Мальтийского сокола» до «Искателей приключений». При этом он сдобрен мрачноватой иронией, кроющейся в диалогах, деталях и мизансценах. А история такова — на отдаленный остров Гомера, на Канарах, приезжает коп Кристи (Влад Иванов), некогда против воли сблизившийся с мафиози и теперь вынужденный то и дело разгребать их дерьмо. На этом острове древние племена придумали собственный секретный язык свиста (такой язык действительно существует) — овладели им и преступники.

Неохотно вовлеченного в операцию Кристи в кратчайшие сроки нужно обучить языку свиста, чтобы он мог выведать у члена шайки Золта (Сабин Тамбреа), куда же он дел 30 миллионов евро перед тем, как попал в лапы полиции. Кристи обучает знойная брюнетка Гильда (Катринель Менгия), планировавшая сбежать с Золтом и деньгами, разделить куш пополам и оставить боссов с носом. Теперь она заложница среди своих, ходящая по тонкому льду, и только успех операции может спасти ее и самого Кристи. Конечно же, все идет не по плану, когда незадачливого копа раскалывают коллеги и вынуждают поделиться долей…



«Свистуны» — тот самый вид авторского кино, который может быть интересен любому зрителю по всему миру — убежденному киноману, эстету или просто любителю закрученных сюжетов. Если, конечно, он до этих зрителей дойдет: например, в российски прокат фильм Порумбойю наверняка попадет с боем. В картине сюжет движется в таком темпе, что только держись, предлагает столько неожиданных смен акцентов, что голова кружится. При этом если у Порумбойю летают пули, то происходит это не менее динамично, чем у Гая Ричи, а если постановщик прибегает к отсылкам, то не просто расставляет их, как манекены в витрине, а каждую обыгрывает так, как это необходимо атмосфере. Ну когда еще выдастся шанс гомерически посмеяться над знаменитой сценой в душе из «Психо»?

Жанровое разнообразие (а местами даже творческое безобразие) в «Свистунах» тоже поражает. Фильм швыряет от черной комедии к криминалу с обязательными литрами эстетично разлитой крови, от криминального триллера к чуть ли не вестерну. Не зря же местом финальной разборки с фатальной для некоторых героев перестрелкой становятся заброшенные киношные декорации Дикого Запада. Да и подмигивания в сторону Джона Уэйна пришлись в эклектичном фильме Порумбойю очень к месту. Несмотря на такую лихорадку, фильм Корнелиу удивительно лаконичен и гармоничен. Его героям, выписывающим коленца всю дорогу, не тесно друг с другом, каждый получает свой выход на авансцену этого спектакля, который вы еще долго не сможете забыть.



В России премьера «Свистунов» пока что заявлена на декабрь.

Автор: Ксения Щербакова
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
232
Аэроплан
Airplane! (7.80)
233
Королевство полной луны
Moonrise Kingdom (7.80)
234
Идентификация Борна
The Bourne Identity (7.80)
235
Суд над чикагской семеркой
The Trial of the Chicago 7 (7.80)
236
Горбатая гора
Brokeback Mountain (7.80)
237
Эффект бабочки
The Butterfly Effect (7.80)
238
Счастливое число Слевина
Lucky Number Slevin (7.80)
239
Реальная любовь
Love Actually (7.80)
240
Беглец
The Fugitive (7.80)
241
О, где же ты, брат?
O Brother, Where Art Thou? (7.80)
весь топ