Этот «очень английский» актер навсегда вписал свое имя в историю кинематографа, согласившись на роль Гумберта Гумберта в экранизации скандальной «Лолиты». Хотя прекрасно отдавал себе отчет в том, что после выхода этой ленты его могут подвергнуть остракизму и перестанут слать сценарии. Сегодня LostFilm.INFO отмечает день рождения Джереми Айронса — одного из самых импозантных, элегантных и при этом страстных актеров современности.
Впервые о нем заговорили после драмы «Женщина французского лейтенанта» 1981 года, где он сыграл с Мэрил Стрип. Ролью чопорного лондонца Чарльза Смитсона актер сразу предъявил публике свой фирменный стиль — фейерверк страстей и бурная духовная жизнь под сдержанной маской натренированной благопристойности.
И проекты, преимущественно драматического жанра, посыпались на Айронса один за другим. В 1987 году актер получает номинацию на «Золотой глобус» за роль отца Габриэля в фильме «Миссия». Этот образ заставил обливаться кровью сердца многих зрителей: профессиональным актерам хорошо удается играть любовь, ненависть, политическую амбициозность или экзистенциальный кризис, но тех, кто может правдиво сыграть веру, да так, что у завзятых атеистов отпадает челюсть, — таких единицы.
Таких единиц рано или поздно догоняет «Оскар». Айронс свою награду получил в 1991 году, за главную роль в детективной драме «Изнанка судьбы». И тогда, и сейчас такой выбор киноакадемиков вызывает некоторое недоумение — почему именно за это? Но мусолить эту тему в день рождения было бы моветоном, поэтому просто порадуемся за актера. Иные ждут «Оскара» годами. Ну, или мы думаем, что они его ждут...
Между тем, в ограниченном прокате вышла «Лолита». «Лолита», в которой Айронс с его «суперспособностью» прятать интимное и сокровенное за благопристойным и чинным, с его горящими карими глазами и идеальной линией подбородка, вышел абсолютным, живым, трепещущим от нечеловеческой муки Гумбертом. И фильм заработал лишь номинацию МТV. За что бы вы думали? За лучший поцелуй. По. Це Луй. Впрочем, время все расставило по своим местам, и сегодня наслаждение от просмотра этой картины ничуть не снижается из-за отсутствия у нее престижных наград.
Что еще можно пересмотреть с Айронсом из старенького? Радость визуала и глубоко психологичного «Кафку», поражающего слаженностью и цельностью актерского ансамбля «Дом духов» и, как это ни странно, боевичок «Крепкий орешек 3». В последнем актер применил свой дар для создания блистательного, пугающего своими изощренными (местами извращенными) фантазиями злодея. А если душа просит чего-то щемящего и пронзительного, попробуйте посмотреть картину «А теперь, дамы и господа...». В ней Джереми Айронс и Патрисия Каас разыгрывают такую love story, какие в рамках данного жанра бывают раз в сто лет.
А из новенького это, конечно, The Borgias («Борджиа»), сериал, в котором Айронс снова «выразил многое, не делая практически ничего». За него поработала внешность и пара актерских мускулов. Они слегка напряглись и выдали очередного неприятного типа, но какого — его же хочется удавить голыми руками! При этом, как говорит сам актер, порок всегда привлекателен. А перед пороком, пропущенным через энергетические русла Джереми Айронса, пусть и разменявшего седьмой десяток, устоять совсем невозможно.
«Как бы то ни было, я никогда не удовлетворен, — говорит Айронс. — Если я когда-нибудь буду доволен своей работой, это значит, что у меня проблемы». Что ж, нам, как зрителям, такая самокритика только на руку. Она позволяет рассчитывать на то, что поиски удовлетворения приведут мистера Айронса к новым прекрасным ролям, к новым высотам, которые покорятся его «суперспособности».