Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
26.05.2012 22:27

«Диктатор» и зритель в плену революции

С политической сатирой современное кино справляется с большим трудом: волей-неволей приходится кого-то обижать, а это — как-то неприятно, вы же понимаете. Еще хуже дела обстоят с сатирой на общественные темы: если политика обидеть — половина беды, то геев или афроамериканцев — уже вполне себе настоящая беда, проблем не оберешься. Бичеванию социальных и политических пороков отдано безобидное гетто, главный и самый популярный обитатель которого — мультсериал South Park («Южный парк»).

Пожалуй, единственной попыткой выхода за заранее начертанные границы стало британское Black Mirror («Черное зеркало»), три серии кромешного нарушения всех правил приличия, объясняющие главное: выход возможен, выход из сложившейся в мире неправильной политико-экономической системы существует, нужно лишь уметь не отступаться на пути к нему.

«Диктатор» Ларри Чарльза — на фоне «Черного зеркала» — шаг назад: фильм настолько прост, насколько вообще может быть простой социально-политическая сатира, в которой все нужно проговорить для тех, кто в танке. Чтобы уж точно не осталось никаких полутонов и возможностей для превратного толкования. В ленте, специально для ценителей, есть прямая цитата из «Великого диктатора» Чарли Чаплина, но она остается единственной художественной тонкостью. Все остальное вырублено топором.



Фильм содержит три базовых идеи, и все они — как на ладони.

Во-первых, демократия — это миф. Народно-освободительные митинги в государстве Вадия совершенно случайно происходят именно в тот момент, когда бессменный диктатор страны генерал-адмирал Аладин (Саша Барон Коэн), обманутый своим дядей (Бен Кингсли), пытается не допустить подписания Конституции. На подписании сидит двойник Аладина, придурковатый паренек из деревни. Коварные планы дяди оказываются сорванными, попав в несколько передряг и с честью из них выбравшись, Аладин сам, под овации мирового сообщества, проводит в стране выборы, на которых триумфально побеждает. Мировое сообщество этот сумасброд не устраивал не потому, что кого-то угнетал, а потому, что разработка вадийской нефти требовала серьезных инвестиций корпораций, прозрачности и предсказуемости.

Ничего личного. Аладину под конец даже разрешают побаловаться обогащением урана. А уж ненавидишь ты демократию или любишь ее взасос — остается на усмотрение каждого.



Во-вторых, западное общество — такое же лживое и неуютное, как и общество тоталирное.

Зои (Анна Фэрис), активистка борьбы за разнообразные гражданские права, феминистка и так далее, пикетирует конференцию ООН, на которой должен выступить Аладин, не потому, что знакома с ситуацией в Вадии (это ненадолго, впрочем), а потому, что просто весело митинговать, стоять с плакатами и заниматься защитой прав: ведь куда еще податься-то? Устроившийся работать в магазин Зои бывший диктатор не случайно наводит там порядок за пару дней: демократия ведь придумана для активистов, а любая успешная корпорация тоталитарна до такой степени, что любой Муаммар обзавидуется.

В Вадии, как мы можем подозревать, жить плохо (если ты не руководитель страны), но продавать в Нью-Йорке компьютеры Apple, как это делает бывший физик-ядерщик Надаль (Джейсон Манцукас), избежавший казни у себя на родине — тоже не очень-то весело. Есть один непечатный нюанс в этой увлекательной работе, но обойдемся без пересказа эпизодов. Плохо, в общем, Надалю. Миф о том, что демократическое западное общество разительно лучше недемократического восточного, оспаривался и в «Борате», и в «Бруно», но то, что делают в «Диктаторе» американские актеры Эдвард Нортон и Меган Фокс, довольно недвусмысленно свидетельствует о том, что рассказать еще есть о чем.



И, наконец, в-третьих, любовь (нарочито романтическая, конечно), сметающая все на своем пути, ничуть не меняет людей.

Уже после крайне демократических выборов премьер-министр Аладин, наврав своей супруге Зои о том, что идет заниматься йогой, сбегает на свою атомную станцию, смотреть, правильно ли там обогащается уран. Тот факт, что ты диктатор, еще не означает, что ты — не подкаблучник, об этом тоже всегда стоит помнить. Любовь и демократия не делают нас другими, поэтому свадьба почти так же бессмысленна, как революционный переворот.

Созданный на фоне арабских революций и Occupy Wall Street «Диктатор» — при всем его юморе ниже пояса, политических шутках и разоблачениях общественной морали — фильм глубоко традиционалистский: «а давайте-ка лучше ничего не трогать, потому что ничего ведь на самом деле не изменится» — такова главная идея ленты, очень убедительно преподнесенная.

P.S. Шуток в картине действительно хватает, но пересказывать их — занятие странное. На фотографии вы можете увидеть один из очень милых примеров того, как тонко и красиво режиссер намекает на одну из главных премьер 2012-го года.

Рубрика: Рецензия
Теги: рецензия,
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
154
Звездный путь
Star Trek (8.00)
155
Корпорация монстров
Monsters, Inc. (8.00)
156
Жизнь Пи
Life of Pi (8.00)
157
Эдвард руки-ножницы
Edward Scissorhands (8.00)
158
Миллионер из трущоб
Slumdog Millionaire (8.00)
159
Изгоняющий дьявола
The Exorcist (8.00)
160
Убить Билла 2
Kill Bill: Vol. 2 (8.00)
161
Казино Рояль
Casino Royale (8.00)
162
Прислуга
The Help (8.00)
163
Шрэк
Shrek (8.00)
весь топ