Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
26.08.2011 23:59

«Юбку зайцу!»: Путеводитель по фильмам про переодевание

«Девушка, а девушка. Как вас зовут? — Таня! — А меня Федя. — Ну и дура!»

В жизни, если мужчина переодевается женщиной, он либо трансвестит, либо хочет срубить бабла (см. Верка Сердючка, Новые русские бабки), либо актер театра Романа Виктюка (см. КВН, «Юбку зайцу»: «Колобок» в постановке Виктюка). В кино все более романтично — мужчины надевают парики и красят ресницы исключительно ради какой-то святой цели — дети, карьера, служебный долг, в конце концов.

Но так как по законам жанра только зритель замечает неестественно накачанные икры, странную походку, мозолистые руки и щетинистые щеки, а также петушиный голос фейковых леди, из этого маскарада получаются хорошие комедии. Лучшие из них можно пересматривать по сто раз.

«Дом большой мамочки»
Комедия про агента ФБР Малкольма Тернера (Мартин Лоуренс), которому для выполнения задания пришлось на время стать толстой тетенькой, известной как «большая мамочка», поселиться в ее доме, спать в ее постели и общаться с ее родственниками и друзьями. Интрига в том, что Малкольм влюбляется в главную подозреваемую и пытается ее очаровать, будучи в своем настоящем виде — то есть мужчины и одновременно не гнушаясь ее облапать под личиной «мамочки».

Фильм полон искрометного американского юмора туалетной и постельной тематики. «Мамочка» постоянно попадает впросак — то у нее грудь на плечо съехала, то она этой же грудью застряла в дереве, а тут еще и роды надо срочно принять. И на десерт — танцы.

Комедию совершенно не оценили критики, зато только сборы в США в три раза превысили бюджет фильма, а Мартину Лоуренсу пришлось еще хорошенько попотеть в объемном костюме — на съемках «Дома большой мамочки 2» и в фильме «Большие Мамочки. Сын как отец».

Прелесть картины в том, что она ни на что не претендует, и каждый из актеров прекрасно понимает, что снимается в дурацкой комедии, а значит, вести себя надо соответствующим образом — кривляться, паясничать и делать глупое лицо. Если принять эти условия игры и вспомнить свои бесшабашные 15, обхватив двумя руками ведро попкорна, можно даже получить определенное удовольствие от просмотра.

«Миссис Даутфайр»
Молодой и пока озорной Робин Уильямс сыграл папашу Дэниела Хилларда, которому после развода с женой позволено видеть детей только раз в неделю. Но он их так любит, что попросил своего приятеля-гримера сделать из него женщину и нанялся к собственной жене в домохозяйки.

Конечно, любая реальная жена обнаружила бы подвох с первой же секунды, но только не киношная. Поэтому миссис Даутфайр отрывается на полную катушку. Помимо того, что Хиллард вдоволь общается с детьми, он еще успевает пакостить новому, умопомрачительно красивому бойфренду своей бывшей.

Неотъемлемым атрибутом фильмов про переодевание являются шутки про грудь. В этой комедии фейковая грудь Робина Уильямса загорелась, когда он наклонился к плите, и находчивая домохозяйка потушила пожар двумя крышками от кастрюль.

До «Тутси», конечно, этому фильму далековато, но в нем есть своя прелесть, во многом благодаря Робину Уильямсу, который, кажется, раскрыл здесь все свои актерские таланты — и комедийные, и драматические, и пародийные.

«Тутси»
Более чем на десять лет раньше Робина Уильямса женское платье примерил актер Дастин Хоффман. Майкл Дорси — безработный артист с дурной репутацией. Работа нашлась только тогда, когда мужчина Майкл Дорси прерватился в женщину Дороти Майклс. Вместе с работой, как часто бывает, нашлась любовь, и надо как-то решать это неразрешимое противоречие: либо делать карьеру в колготках, либо снимать их ради любимой и возвращаться на путь лузера.

Этот фильм — идеальная комедия. В нем все сделано со вкусом, начиная с сюжета и заканчивая саундтреком. Приятно осознавать, что многие сцены — чистой воды импровизация актеров (Билл Мюррей, например, вообще текст не учил), включая остроумные диалоги, которые цитируются до сих пор: «Как может женщина оставаться привлекательной и не умереть с голоду?» И хорошо, что Сидни Поллак не удержался и таки включил в комедию немного социальщины типа шуток про безработицу, это добавило фильму огонька.

По слухам, Дастину Хоффману хотели дать «Оскара» за лучшую женскую роль, но в итоге статуэтка ушла другому фильму. Впрочем, время расставило все на свои места, и оказалось, что по прошествии даже двух десятилетий «Тутси» остается одной из лучших комедий на все времена. Из тех немногих, которые невозможно переключить, когда случайно натолкнешься на нее, бездумно щелкая пультом.

«В джазе только девушки»
Эта комедия 1959 года, собственно, и подняла планку для всех последующих фильмов про переодевание. В центре сюжета — двое чикагских музыкантов, которые стали свидетелями преступления и в женском обличии нашли укрытие в женском же джаз-банде. Один из них влюбляется в коллегу, другой становится предметом обожания состоятельного кавалера, не готового услышать «нет».

Фильмом надо просто наслаждаться. «Душечка» Мэрилин Монро — в прекрасной форме, диалоги Джека Леммона (Дафна) и Тони Кертиса (Джозефина) — совершенны, черно-белая цветовая гамма скрывает недостатки грима, а скрипучий джазик на заднем фоне делает атмосферу фильма изысканной и какой-то уютной одновременно. В итоге — три «Золотых глобуса» и пять номинаций на «Оскар».

Обоим актером удалось влезть в женскую шкуру и не выглядеть при этом пошло, а даже наоборот — местами изящно. И это в век джаза, когда грубая чувствительность и показная развязность считались нормой и даже благом. Тандем Кертиса и Леммона оказался настолько гаромоничен, что — присмотритесь — в некоторых кадрах совсем незаметно, что они мужчины в полном расцвете сил.

«Здравствуйте, я ваша тётя!»
Бездельник Бабс Баберлей (Александр Калягин) притворяется донной Розой Дальвадорес, вдовой дона Педро из Бразилии, где много-много сами знаете кого. Минимум макияжа и туалета, максимум актерской игры. Наша донна Роза вышла взбалмошной, выпивающей бабенкой с хриплым басом и весьма характерными чертами средней русской женщины, совершенно не похожей на миллионершу. Но это неважно, ее привлекательность — в ее состоянии, на которое немедленно клюнули сразу двое кавалеров.

В основу сюжета легла пьеса Брэндона Томаса «Тетка Чарлея», и что самое интересное — в 1941 году в США вышел одноименный фильм режиссера Арчи Майо, который много ближе к оригинальному тексту, но пропитан совсем другими — более английскими — интонациями. И несмотря на нескромный слоган — «величайшая комедия на все времена» — в наших широтах эта картина мало известна.

Прелесть советской тетки Чарлея в том, что, как в фильмах «Трое в лодке, не считая собаки» и «Собака Баскервилей», тонкий английский юмор наложился на тогда еще великолепную русскую актерскую игру, и этот коктейль снова сработал, сделав «Вашу тетю» вечно молодой.

Итак, теперь понятно, откуда есть пошли все последующие фильмы про переодевание, вслед за которыми режиссеры переключились на картины про обмен телами и прочий экшн об экспонатах трансгендерного ряда. Но главное отличие старых добрых Тутси и донны Розы — в абсолютном отсутствии пошлости и разных извращенческих подтекстов, без которых современное кино на данную тему выглядит уже несколько пресноватым. Впрочем, как говорил тот самый категоричный кавалер Осгуд из фильма «В джазе только девушки», «никто не совершенен».
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
111
Донни Дарко
Donnie Darko (8.20)
112
Казино
Casino (8.20)
113
Унесенные ветром
Gone with the Wind (8.20)
114
Нечто
The Thing (8.20)
115
На игле
Trainspotting (8.20)
116
13 причин почему
13 Reasons Why (8.20)
117
День сурка
Groundhog Day (8.20)
118
Охотник на оленей
The Deer Hunter (8.20)
119
В порту
On the Waterfront (8.20)
весь топ