







Аки и Мика — забавные для русского уха имена, уводящие по ассоциациям куда-то вглубь карело-финского эпоса «Калевала». Однако наши герои – вполне себе современные люди, живут по соседству, в маленькой северной стране, и снимают картины, утвердившие финский кинематограф в одном ряду с новыми открытиями — Румынией, Ираном, Израилем.
С тех пор много воды утекло. Мика снимает то в Бразилии, то в Америке, то в Италии, его имя имеет вес, связей и поклонников хоть отбавляй. Его брат Аки, помимо всех вышеперечисленных качеств брата, является счастливым обладателем неповторимой режиссерской интонации и уверенно входит в десятку лидеров нового европейского кино. Музыка, положившая начало длительному творческому пути, прочно обосновалась в картинах Аки.
Приключения сибирской группы «Ленинградские ковбои», пытающейся устроить гастроли в Соединенных Штатах, были показаны в 25 странах, а музыкантов тут же записали в символы Финляндии. А что вы хотите, ведь пальму первенства им отдала сама Apocalyptica. Пять лет спустя комедия получила продолжение - «Ленинградские ковбои встречают Моисея», в которой Аки возвращает горе-музыкантов домой, в Сибирь, под чутким руководством их лидера с многозначным именем Моисей.
Герои картины «Союз Каламари» и трилогии, состоящей из фильмов «Тени в раю», «Ариэль» и «Девушка со спичечной фабрики», живут в Хельсинки – родном городе режиссера, показанном с предельным реализмом, без намека на романтику. Затравленная жестоким обращением «девушка со спичечной фабрики» травит своих родных и случайных обидчиков крысиным ядом с безучастным выражением лица, проявляя недюжинный талант преступников из мира Агаты Кристи. Ни моральных угрызений совести, ни сомнений – запредельная жестокость и сарказм дарят зрителю тихий ужас перед жизнью.
Вторая картина из трилогии «Финляндия» - «Человек без прошлого» - получила Гран-при Каннского кинофестиваля в 2002 году и была номинирована на «Оскар» как лучший иностранный фильм в 2003-м. Однако на церемонию в Лос-Анджелес режиссер не приехал – в знак протеста против войны в Ираке. Главный герой фильма - неудачник, любимый тип Каурисмяки, который, приблизившись к пропасти и заглянув в нее, все же находит в себе силы туда не сигануть. Банановая кожура в этот раз не оказалась причиной трагедии. Наследственный ипохондрик и меланхолик (отец и дед Аки покончили жизнь самоубийством), режиссер создал привлекательный образ «северного изгоя-алкоголика, бедного, но гордого, наделенного загадочной, почти славянской душой» и таким образом ловко обыграл клише западных представлений о России. Кстати, по-русски Аки умеет произносить только одну фразу: «В детстве жизнь Максима Горького была очень тяжелой».
Его последняя на данный момент работа – картина «Гавр», посвященная проблеме нелегальных беженцев из стран Африки в Евросоюз, удостоена на последнем киносмотре в Каннах награды международной ассоциации кинокритиков FIPRESCI и приза зрительских симпатий на Петербургском Кинофоруме. Это первый фильм финского режиссера за последние пять лет. Очень хочется надеяться, что продолжение последует.