Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]

Стэнли Кубрик

Stanley Kubrick
Стэнли Кубрик
Профессии: Режиссёр, Сценарист, Актёр, Продюсер, Оператор, Играл себя
Пол: Мужской
Брак: Рут Соботка (00.00.1955), Кристиана Кубрик (00.00.1958) (детей: 3), Toba Kubrick (00.00.1948)
Рост: 174
Родился: 26 июня 1928, Рак (94 лет назад)
Умер:: 07 марта 1999 (70 лет)
Последний фильм: 2012
Поделиться: Добавить в Facebook В Twitter МойМир@Mail.ru

Фильмы


Фото

Фото Стэнли Кубрик Фото Стэнли Кубрик Фото Стэнли Кубрик

Новости

17.07.2022 13:00

Киноэксперты выбрали лучшие полнометражные хорроры

Американский кинопортал IndieWire продолжает радовать поклонников ужасов. Сначала издание составило рейтинг лучших вампирских сериалов в истории телевидения, а теперь его авторы представили список величайших полнометражных хорроров.

Первую строчку рейтинга заняло «Сияние» Стэнли Кубрика, снятое по мотивам одноименного романа Стивена Кинга. Экранизация разочаровала писателя, но приобрела популярность у киноманов и стала мерилом качества и образцом подражания для многих творцов в этом жанре.
Читать полностью
Поделиться:

10.07.2022 16:41

Война за каждый кадр. К 35-летию фильма «Цельнометаллическая оболочка»

Если вы не смотрели «Цельнометаллическую оболочку», посмотрите, прежде чем читать эту статью. Посмотрите, даже если не собираетесь читать. Если вы уже видели этот фильм, посмотрите еще раз, независимо от того, прочли вы текст или нет...

Потери во Вьетнамской войне не ограничивались солдатами и мирными жителями. Геополитическая трясина поглотила журналистов и писателей, пытавшихся получить информацию из джунглей, рисовых полей и осажденных городов. Кинематографисты, стремящиеся задним числом распутать правду, были также поглощены размахом массовой человеческой травмы. Мартин Шин почти принес в жертву свое сердце, чтобы сыграть в «Апокалипсисе сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы. В лагерях проектов «Возвращение домой» и «Охотник на оленей» (оба вышли в 1978-м) вспыхнуло ожесточенное противостояние, сродни партизанскому.
Читать полностью
Поделиться:

19.12.2021 14:20

Сломанные ребра и дьявольские числа. «Заводному апельсину» — 50!

В 1971 году кошмарный мир «Заводного апельсина» был, кажется, как никогда близок к тому, чтобы стать реальностью: эпоха свободной любви канула в небытие вместе с 60-ми, хиппи ушли в отставку, а субкультура панков и нигилизм, напротив, набирали обороты. Секс, наркотики и рок-н-ролл — вот она, новая мантра подрастающего поколения, которая всерьез захватит умы молодежи на ближайший десяток лет.

Однако история о старом-добром ультранасилии появилась на свет гораздо раньше: скандальный роман Энтони Берджесса, повествующий о жизни и судьбе хулигана-садиста Алекса и его банды, был написан в 1962 году. Писатель признался, что для него «Заводной апельсин» стал попыткой справиться с личной трагедией. Во время Второй мировой войны, пока Берджесс служил за границей, его беременную жену жестоко избили и изнасиловали на улицах Лондона четверо американских дезертиров. Это травмирующее событие навсегда оставило отпечаток на психике автора и его супруги и нашло прямое отражение в тексте романа.
Читать полностью
Поделиться:

Средний рейтинг: 7.52

Все | Актёр | Режиссёр | Сценарист | Продюсер | Главные роли

Фильмография

Сортировка по: Году :: Рейтингу :: Количеству голосов
Режиссёр [ скрыть ]




Сияние
Сияние (1980)

The Shining (8.50)

Барри Линдон
Барри Линдон (1975)

Barry Lyndon (8.10)

Заводной апельсин
Заводной апельсин (1971)

A Clockwork Orange (8.50)

2001 год: Космическая одиссея
2001 год: Космическая одиссея (1968)

2001: A Space Odyssey (8.30)


Лолита
Лолита (1962)

Lolita (7.80)

Спартак
Спартак (1960)

Spartacus (8.00)

Тропы славы
Тропы славы (1957)

Paths of Glory (8.60)

Убийство
Убийство (1956)

The Killing (8.20)

Поцелуй убийцы
Поцелуй убийцы (1955)

Killer's Kiss (6.70)

Мореплаватели
Мореплаватели (1953)

The Seafarers (5.80)

Страх и вожделение
Страх и вожделение (1953)

Fear and Desire (5.90)

День схватки
День схватки (1951)

Warcraft (6.50)

Летящий падре
Летящий падре (1951)

Flying Padre: An RKO-Pathe Screenliner (5.80)

Сценарист [ скрыть ]




Сияние
Сияние (1980)

The Shining (8.50)

Барри Линдон
Барри Линдон (1975)

Barry Lyndon (8.10)

Заводной апельсин
Заводной апельсин (1971)

A Clockwork Orange (8.50)

2001 год: Космическая одиссея
2001 год: Космическая одиссея (1968)

2001: A Space Odyssey (8.30)


Лолита
Лолита (1962)

Lolita (7.80)

Тропы славы
Тропы славы (1957)

Paths of Glory (8.60)

Убийство
Убийство (1956)

The Killing (8.20)

Поцелуй убийцы
Поцелуй убийцы (1955)

Killer's Kiss (6.70)

Летящий падре
Летящий падре (1951)

Flying Padre: An RKO-Pathe Screenliner (5.80)

Актёр [ скрыть ]


Комната 237
Комната 237 (2012)

Room 237 (6.40)
(хроника)

Ящики Стэнли Кубрика
Ящики Стэнли Кубрика (2008)

Stanley Kubrick's Boxes (7.70)
Himself (хроника)

Himself (хроника)

What Is Out There?
What Is Out There? (2007)
(7.30)
Himself (хроника)

Музыка
Музыка "А.И." (2002)

The Music of 'A.I.' (5.90)
(хроника)

(хроника)

(хроника)

'А.И.': От рисунков до коллекций
'А.И.': От рисунков до коллекций (2002)

A.I.: From Drawings to Sets (5.40)
(хроника)

Стэнли Кубрик: Жизнь в кино
Стэнли Кубрик: Жизнь в кино (2001)

Stanley Kubrick: A Life in Pictures (8.00)
Himself (хроника) (в титрах отсутствует)

Bearded Cafe Patron (в титрах отсутствует)

Murphy (голос) (в титрах отсутствует)

(0)
(0.00)
Self

Продюсер [ скрыть ]




Сияние
Сияние (1980)

The Shining (8.50)

Барри Линдон
Барри Линдон (1975)

Barry Lyndon (8.10)

Заводной апельсин
Заводной апельсин (1971)

A Clockwork Orange (8.50)

2001 год: Космическая одиссея
2001 год: Космическая одиссея (1968)

2001: A Space Odyssey (8.30)


Тропы славы
Тропы славы (1957)

Paths of Glory (8.60)

Поцелуй убийцы
Поцелуй убийцы (1955)

Killer's Kiss (6.70)

Страх и вожделение
Страх и вожделение (1953)

Fear and Desire (5.90)

День схватки
День схватки (1951)

Warcraft (6.50)

Оператор [ скрыть ]


Поцелуй убийцы
Поцелуй убийцы (1955)

Killer's Kiss (6.70)

Мореплаватели
Мореплаватели (1953)

The Seafarers (5.80)

Страх и вожделение
Страх и вожделение (1953)

Fear and Desire (5.90)

День схватки
День схватки (1951)

Warcraft (6.50)

Летящий падре
Летящий падре (1951)

Flying Padre: An RKO-Pathe Screenliner (5.80)

Играл себя [ скрыть ]


Комната 237
Комната 237 (2012)

Room 237 (6.40)
Себя (хроника) (в титрах отсутствует)

Себя (хроника)

Ящики Стэнли Кубрика
Ящики Стэнли Кубрика (2008)

Stanley Kubrick's Boxes (7.70)
Себя (хроника)

Himself (хроника)

What Is Out There?
What Is Out There? (2007)
(7.30)
Himself (хроника)

Himself (хроника)

Независимое кино
Независимое кино (2006)

Edge of Outside (7.10)
Себя (хроника)

Il était une fois...
Il était une fois... (2003)
(6.30)
 Себя (1 episode, 2011)

Himself (хроника)

Creating A.I.
Creating A.I. (2002)
(5.60)
Himself (хроника)

Темная сторона Луны
Темная сторона Луны (2002)

Opération lune (7.80)
Себя (хроника)

Стэнли Кубрик: Жизнь в кино
Стэнли Кубрик: Жизнь в кино (2001)

Stanley Kubrick: A Life in Pictures (8.00)
Себя (хроника) (в титрах отсутствует)


72-я церемония вручения премии «Оскар»
72-я церемония вручения премии «Оскар» (2000)

The 72nd Annual Academy Awards (6.40)
Себя (Memorial Tribute)

Stanley and Us
Stanley and Us (1999)
(6.40)
Himself (хроника)

Himself (в титрах отсутствует)

The Invisible Man
The Invisible Man (1996)
(6.60)
Himself


Making 'The Shining'
Making 'The Shining' (1980)
(7.50)
Himself


Lionpower from MGM
Lionpower from MGM (1967)
(6.40)
Himself (в титрах отсутствует)

День схватки
День схватки (1951)

Warcraft (6.50)
Себя (man at ringside with camera) (в титрах отсутствует)


Топ 250
118
В порту
On the Waterfront (8.20)
120
В поисках Немо
Finding Nemo (8.10)
121
Останься со мной
Stand by Me (8.10)
122
Комната
Room (8.10)
123
Ультиматум Борна
The Bourne Ultimatum (8.10)
124
Игры разума
A Beautiful Mind (8.10)
125
Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть 2
Harry Potter and the Deathly Hallows: Part 2 (8.10)
126
Малышка на миллион
Million Dollar Baby (8.10)
127
Двенадцать обезьян
Twelve Monkeys (8.10)
весь топ
17.07.2022
Киноэксперты выбрали лучшие полнометражные хорроры

Американский кинопортал IndieWire продолжает радовать поклонников ужасов. Сначала издание составило рейтинг лучших вампирских сериалов в истории телевидения, а теперь его авторы представили список величайших полнометражных хорроров. Первую строчку рейтинга заняло «Сияние» Стэнли Кубрика, снятое по мотивам одноименного романа Стивена Кинга. Экранизация разочаровала писателя, но приобрела популярность у киноманов и стала мерилом качества и образцом подражания для многих творцов в этом жанре. На втором месте расположилась «Техасская резня бензопилой», которая доказала, что микробюджетный ужастик с малоизвестным актерским составом может собрать огромные деньги в прокате. В тройку лидеров также вошел психологический хоррор «Ребенок Розмари», принесший актрисе Рут Гордон редкую для подобного жанра победу на «Оскаре». В топ-20 лучших полнометражных хорроров по версии IndieWire вошли: 1. «Сияние» 2. «Техасская резня бензопилой» 3. «Ребенок Розмари» 4. «Изгоняющий дьявола» 5. «Хэллоуин» 6. «Психо» 7. «Глаза без лица» 8. «Нечто» 9. «Чужой» 10. «Ночь живых мертвецов» 11. «Кроваво-красное» 12. «Рассвет мертвецов» 13. «Кинопроба» 14. «28 дней спустя» 15. «Люди-кошки» 16. «Челюсти» 17. «Носферату, симфония ужаса» 18. «Молчание ягнят» 19. «Прочь» 20. «Муха» А какие картины включили бы в этот список вы, дорогие читатели LostFilm.INFO?.. Источник: IndieWire... подробнее
10.07.2022
Война за каждый кадр. К 35-летию фильма «Цельнометаллическая оболочка»

Если вы не смотрели «Цельнометаллическую оболочку», посмотрите, прежде чем читать эту статью. Посмотрите, даже если не собираетесь читать. Если вы уже видели этот фильм, посмотрите еще раз, независимо от того, прочли вы текст или нет... Потери во Вьетнамской войне не ограничивались солдатами и мирными жителями. Геополитическая трясина поглотила журналистов и писателей, пытавшихся получить информацию из джунглей, рисовых полей и осажденных городов. Кинематографисты, стремящиеся задним числом распутать правду, были также поглощены размахом массовой человеческой травмы. Мартин Шин почти принес в жертву свое сердце, чтобы сыграть в «Апокалипсисе сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы. В лагерях проектов «Возвращение домой» и «Охотник на оленей» (оба вышли в 1978-м) вспыхнуло ожесточенное противостояние, сродни партизанскому. Но «Цельнометаллическая оболочка» Стэнли Кубрика — по сей день одно из самых ужасающих изображений войны, когда-либо снятых на пленку. И сегодня картина отмечает свою 35-ю годовщину выхода на экраны. Кубрик на протяжении всей своей жизни считал, что образование бессмысленно, но при создании своих фильмов он демонстрировал скрупулезный научный подход. В свое время режиссер нанял специалистов аэрокосмической отрасли для помощи в разработке фильма «2001 год: Космическая одиссея» и создал в нем настолько реалистичную атмосферу, что некоторые сегодня всерьез считают, что именно он инсценировал высадку американцев на Луну на заднем дворе своего дома. Кубрик — рассказчик легенд, но истории о нем самом такие же легендарные. Военный фильм 1987 года «Цельнометаллическая оболочка» занимает важнейшее место в карьере Стэнли Кубрика, а начинался он как экранизация книги Густава Хэсфорда «Старики». Хэсфорд был морским пехотинцем, который служил военным корреспондентом во время войны во Вьетнаме. В 1990 году вышло продолжение романа — «Бледный Блупер». Планировалась и третья часть, однако автор умер вскоре после завершения второй. Кино создавалось с августа 1985 года по сентябрь 1986-го. Съемочная группа взяла трехмесячный перерыв в съемках, пока Р. Ли Эрми, игравший инструктора по строевой подготовке, восстанавливался после автомобильной аварии — у мужчины были сломаны все ребра с одной стороны. Кстати, он не являлся профессиональным актером и изначально был приглашен на съемочную площадку как консультант в связи со своим реальным военным прошлым. Но когда Эрми однажды как следует наорал на режиссера, Стэнли Кубрик был настолько впечатлен его словарным запасом, что попросил этого «дикого прапора» написать ему на бумажке пару армейских выражений. Вскоре бравый вояка предоставил несколько десятков страниц текста с самыми разными ругательствами, и роль отдали ему. Кубрик стремился, чтобы его фильм выглядел как можно более близким к реальности, и разрешил Эрми самому составлять диалоги и импровизировать, что было совсем нетипично для режиссера, обычно контролирующего на площадке буквально все. Позднее Кубрик назвал Эрми отличным актером, которому нужно всего два-три дубля на сцену, что тоже необычно, так как режиссер славится своей манией переснимать сцены по десятку раз. Работа Эрми была отмечена номинацией на «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль второго плана (награда в тот год досталась Шону Коннери за фильм «Неприкасаемые»). Известно, что Оливер Стоун запустил в производство «Взвод», вдохновившись слухами, что Кубрик уже давно снимает фильм о войне. В итоге «Взвод» вышел на полгода раньше окончания работы над «Цельнометаллической оболочкой». Процесс работы Кубрика был настоящей феерией — все постоянно меняется, добавляются новые эпизоды, вырезаются герои, а иногда переосмысливаются целые мизансцены. Неизменным было одно — режиссер целенаправленно гнул свою линию. Он мог отложить проект на несколько лет, чтобы подождать правильного времени, и данный факт ставит Кубрика в один ряд с Орсоном Уэллсом и Терри Гиллиамом — все они создавали свои творения именно так, как считали нужным, поэтому некоторые из их работ даже не увидели запланированного релиза. Актер Мэттью Модайн, сыгравший Джокера, главного героя фильма, во время съемок делал записи, которые позже был изданы под названием «Цельнометаллический дневник». Стэнли Кубрик сам предложил Модайну вести дневник и разрешил фотографировать декорации и процесс съемок. Актер полагал, что это станет частью его подготовки к роли военного корреспондента и отнесся к процессу ответственно. В своих записях Модайн, который искренне гордился получившимся в итоге фильмом, жалуется, что его создание было тяжелым опытом и что съемки тянулись бесконечно. По его словам, многочисленные дубли Кубрика не имели порой никакой очевидной логики или причины, даже несмотря на то, что они были настолько детализированы, а камеры настраивались с точностью до миллиметра. Сцена с проституткой на мопеде, например, снималась так долго, что рассказ об этом занимает целые главы дневника. Подобные жалобы на одержимость Кубрика возникали неоднократно. Так, Том Круз до сих пор с содроганием вспоминает съемки фильма «С широко закрытыми глазами», а Малкольм МакДауэлл никогда не переставал обзывать Стэнли нехорошими словами за то, что во время работы над «Заводным апельсином» актеру серьезно повредили глаза. Кубрик обманом заставил Джорджа К. Скотта переиграть его роль в фильме «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу», сказав актеру, что он делает пробные дубли, которые не попадут в финальную версию. Надо ли говорить, что именно они в нее и вошли? После окончания работы Скотт поклялся больше никогда не иметь дело с Кубриком. Во время съемок «Сияния» режиссер терроризировал Шелли Дювалл, чтобы довести ее до наиболее «эмоционально хрупкого» состояния. Чего Кубрик не мог добиться, ругая ее, он сделал количеством дублей. Некоторые легенды гласят, что этот тиран снял сцену, где герой Джека Николсона кошмарит Венди, 127 раз подряд. Видимо, это было слишком для актрисы, у которой случился нервный срыв. Модайн писал, что ему пришлось бороться даже за то, чтобы покинуть на время съемочную площадку, когда его жена рожала и ей должны были провести экстренное кесарево сечение. Модайну пришлось пригрозить порезаться самому, чтобы Кубрик его отпустил. Иногда режиссер выглядит немного сумасшедшим гением. Он не знает точно, чего хочет, все придумывает на ходу, снимает кучу материала и рассчитывает, что в монтажной из хаоса сделает порядок. Кубрик начинал как фотограф и не боялся долгих посиделок в темных комнатах с красным светом. Человеком, помогавшим ему быть этим безумным гением, был Леон Витали, его невозмутимый ассистент, всегда с сигаретой во рту, пепел которой вечно падал на стопку бумаг, лежавшую у него на груди. Чтобы для съемок сделать английскую сельскую местность похожей на Вьетнам, Кубрик привез 200 пальм из Испании и сотни тысяч тропических растений из Гонконга. Кубрик два месяца тщательно уничтожал заброшенный завод, чтобы он соответствовал фотографии разрушенного вьетнамского города, сделанной в 1969 году, да так в этом преуспел, что Модайн назвал получившийся результат зоной экологического бедствия, от которой болели актеры и съемочная группа. Чтобы изобразить рядового Кучу, актер Винсент Д'Онофрио поправился на 25 кг, побив предыдущий рекорд, установленный Робертом Де Ниро, который набрал 20 для съемок в «Бешеном быке». Бегая с лишним весом, Винсент настолько серьезно повредил связки на ногах, что ему понадобилась операция. Тиму Колцери, который изначально должен был сыграть сержанта Хартмана, в итоге досталась роль стрелка вертолета, цитирующего реальные строки из газетного репортажа о том, сколько женщин и детей он убил. «Вы, ребята, должны когда-нибудь написать историю обо мне, потому что я чертовски в этом хорош! Я убил 157 косоглазых и еще 50 водяных буйволов. Любой может подтвердить!», — говорит он. Изначально Кубрик хотел, чтобы Джокера сыграл Энтони Майкл ХоллКлуб "Завтрак"»), но переговоры затянулись. Также известно, что Брюсу Уиллису пришлось отказаться от роли в «Цельнометаллической оболочке», поскольку он не мог покинуть съемочную площадку сериала «Детективное агентство "Лунный свет"». Производство «Цельнометаллической оболочки» обошлось примерно в 30 миллионов долларов, а сборы составили 46,4 миллиона. Это единственный крупный фильм о войне во Вьетнаме, в котором основное внимание уделяется боям в городах, а не в джунглях. Фирменное построение кадра и навязчивые крупные планы Стэнли Кубрика — это точные и эмоциональные образы, которые, словно лезвия, врезаются в подсознание, порождая тревогу и ужас. «Цельнометаллическая оболочка» — один из немногих фильмов режиссера, который длится менее двух часов, но он настолько многослойный, что кажется гораздо более продолжительным. И это, конечно, настоящее искусство. Источник: DenOfGeek... подробнее
19.12.2021
Сломанные ребра и дьявольские числа. «Заводному апельсину» — 50!

В 1971 году кошмарный мир «Заводного апельсина» был, кажется, как никогда близок к тому, чтобы стать реальностью: эпоха свободной любви канула в небытие вместе с 60-ми, хиппи ушли в отставку, а субкультура панков и нигилизм, напротив, набирали обороты. Секс, наркотики и рок-н-ролл — вот она, новая мантра подрастающего поколения, которая всерьез захватит умы молодежи на ближайший десяток лет. Однако история о старом-добром ультранасилии появилась на свет гораздо раньше: скандальный роман Энтони Берджесса, повествующий о жизни и судьбе хулигана-садиста Алекса и его банды, был написан в 1962 году. Писатель признался, что для него «Заводной апельсин» стал попыткой справиться с личной трагедией. Во время Второй мировой войны, пока Берджесс служил за границей, его беременную жену жестоко избили и изнасиловали на улицах Лондона четверо американских дезертиров. Это травмирующее событие навсегда оставило отпечаток на психике автора и его супруги и нашло прямое отражение в тексте романа. Только к концу 1969 года произведение заинтересовало Стэнли Кубрика, к тому моменту не только зарекомендовавшего себя как знатока черного юмора абсурдистской комедией «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу», но и закончившего работу над «Космической одиссеей», которая ознаменовала новый этап в развитии кинофантастики и мирового кинематографа в целом. Именно Кубрику удалось создать из романа провокационный, жестокий и болезненно откровенный фильм, который прокомментировал идеи, впоследствии надолго поселившиеся в молодежной культуре, и сообщил публике грустную истину — природу человека, как ни старайся, не изменишь. За прошедшие полвека о художественной, эстетической и нравственной ценности «Заводного апельсина» успели порассуждать десятки, если не сотни, авторов, философов и даже психологов. Однако мы предлагаем отметить юбилей культовой картины, вышедшей в прокат 50 лет назад, на менее серьезной ноте: представляем вашему вниманию подборку интересных фактов о «Заводном апельсине», которые вы, несмотря на всемирную известность этой сатирической дистопии, могли не знать. Единственный и неповторимый Малкольм МакДауэлл До того как за экранизацию романа Берджесса взялся Стэнли Кубрик, режиссерское кресло пророчили то Кену Расселлу, то Джону Шлезингеру. В тот же период ходили чрезвычайно интересные слухи о том, кому достанется главная роль в «Заводном апельсине»: предполагалось, что Алекса сыграет Мик Джаггер, а его безбашенной компанией друзей станут остальные члены группы The Rolling Stones. Однако Кубрик, возглавив проект, заявил, что не желает видеть в образе Алекса никого другого, кроме Малкольма МакДауэлла. Постановщик успел оценить актерский талант МакДауэлла по драме «Если...», в 1969 году завоевавшей «Золотую пальмовую ветвь» и наполненной тем же антиавторитарным и контркультурным настроем, что и «Заводной апельсин». Малкольму даже не пришлось проходить прослушивание: поговаривают, откажись он от съемок, Кубрик бы и вовсе забросил работу над фильмом. Чувства оказались не совсем взаимными: на тот момент, когда актеру предложили роль, он и понятия не имел, кто был режиссером картины. МакДауэлл спутал Кубрика со Стэнли Крамером — постановщиком таких лент, как «Нюрнбергский процесс» и «Это безумный, безумный, безумный, безумный мир». Только благодаря Линдсэю Андерсону — другу Малкольма и по совместительству режиссеру той самой драмы «Если…», которая зацепила взор Кубрика, — актер разобрался, с кем же ему предстоит работать. В книге все было по-другому? Согласно более ранним версиям сценария, фильм мог выйти в прокат под заголовком «Техника Людовика». Именно так Берджесс назвал один из видов аверсивной терапии, которым Алекса пытались «вылечить» от стремления к ультранасилию. Однако впоследствии Кубрик принял решение вернуться к оригинальному названию. Если поначалу роман Берджесса не произвел на Кубрика большого впечатления, то со временем легендарный режиссер настолько прикипел к первоисточнику, что готов был и вовсе отказаться от сценария. Порой актеры обращались непосредственно к самому роману прямо во время съемок. Все потому, что сценарий столь тщательно следовал тексту оригинала, что почти полностью состоял из диалогов, написанных Берджессом. Однако без изменений и импровизаций все же не обошлось. Экранный «Заводной апельсин» не оставил и следа от хэппи-энда, которым завершилась история книжного Алекса — исцеленного, остепенившегося и размышляющего о семье. Кроме того, один из самых знаменитых и ужасающих моментов фильма — погром дома писателя и изнасилование его жены Алексом, напевающим "Singin’ in the Rain", — оказался результатом импровизации МакДауэлла. Во время репетиции этой сцены Кубрик попросил актера сделать нечто вызывающее, чтобы передать зловещую натуру Алекса и бессмысленную жестокость происходящего, например, потанцевать. МакДауэлл же настолько увлекся, что исполнил целый отрывок знаменитой песни: ее радостные, мажорные мотивы только усилили омерзительность насилия, происходящего на экране. Травмы, травмы и еще раз травмы… Специально для сцены, в которой Алекса, пристегнутого к креслу с открытыми глазами, заставляют часами смотреть на отвратительнейшие акты насилия под музыку обожаемого им Людвига ван Бетховена, на площадку был приглашен настоящий офтальмолог из лондонской клиники Мурфилдс. Веки актера были закреплены специальным устройством — «замками» для операций на глазах. Врач проводил анестезию и капал раствор в глаза МакДауэлла прямо во время съемок, однако это не помогло избежать травм. Подобные закрепления для глаз должны использоваться исключительно на лежачих пациентах, но Кубрик настоял на том, чтобы герой МакДауэлла проходил через экспериментальное лечение сидя. Замки постоянно соскальзывали с век актера и расцарапали роговицу глаз. МакДауэлл, на короткий срок даже потерявший зрение, признался, что готов был биться головой об стену от боли, когда закончилось действие анестезии. По словам актера, Кубрик тоже расстроился, но вовсе не потому, что исполнитель главной роли был травмирован. Режиссера, известного своим строгим перфекционизмом, раздражало лишь то, что съемки пришлось приостановить. На съемках «Заводного апельсина» пострадали не только глаза МакДауэлла, но и ребра. Во время демонстрации результатов, достигнутых техникой Людовика, мужчина на сцене, роль которого исполнил Джон Клайв, наступил на грудь Алекса. В тот день Клайв, должно быть, максимально сильно вжился в роль, потому что в итоге Малкольм покинул площадку со сломанным ребром. Пасхалки от Кубрика Стэнли Кубрик любил не только доводить своих актеров до грани, но и передавать зрителям скрытые сообщения. В этом плане самой знаменитой считается последняя лента режиссера «С широко закрытыми глазами», которую многие воспринимают как тайное послание об оккультных развлечениях элиты. «Заводной апельсин» не стал исключением: порой кажется, что Алекс — настоящий дьявол во плоти, и режиссер не упустил шанса лишний раз напомнить об этом. Выйдя на свободу, Алекс встречает своих бывший друзей — Джорджи (Джеймс Маркус) и Дима (Уоррен Кларк), которые успели стать полицейскими. Они надевают на Алекса наручники и увозят в лес. В этой сцене можно увидеть идентификационные номера бывших хулиганов, не утративших любви к насилию, — на форме Дима красуется число 665, а за Джорджем закреплен номер 667. Что же остается Алексу, расположенному между ними? Все верно: то самое дьявольское число, обросшее суевериями и ставшее для многих символом зла, — 666. Внимательных зрителей режиссер не только удивил зловещими символами, но и порадовал отсылками к своим более ранним работам. В рамках экспериментальной коррекционной терапии Алексу вкалывали некую сыворотку под номером 114. Это же число встречается на декодере сообщений в ленте «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу». Еще более очевидную пасхалку Кубрик разместил в музыкальном магазине, где Алекс знакомится с парой девушек: на одной из полок расположилась пластинка с саундтреком к фильму «2001 год: Космическая одиссея». Прорывные технологии Сегодняшний юбиляр может похвастаться не только отменной операторской работой, но и качеством звука: «Заводной апельсин» стал первым крупным художественным фильмом, использовавшим систему шумоподавления Dolby, которая, пройдя через многочисленные усовершенствования, остается актуальной и в наши дни. Неожиданное признание Снимая экранизацию, Кубрик смягчил некоторые сцены из этических и моральных соображений. К примеру, в книге Алекс приводит к себе домой вовсе не половозрелых девушек, а десятилетних девочек, которых он впоследствии насилует. И все же экранизация изобиловала жестокостью, которая плевала на все мыслимые и немыслимые нормы того времени, тем самым заслужив в американском прокате рейтинг X, позже переименованный в NC-17. Несмотря на наложенные возрастные ограничения и свое скандальное содержание, «Заводной апельсин» не только обрел невероятный успех у зрителей, но и вошел в историю как вторая картина с рейтингом X, номинированная на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм». Американская академия кинематографических искусств и наук также отметила номинациями режиссерскую работу, сценарий и монтаж антиутопии, в которой безнравственность соседствует с высоким искусством, свобода воли, кажется, вот-вот утечет сквозь пальцы, а от ультранасилия голова идет кругом даже без коктейля «Молоко плюс».... подробнее