Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]

Сергей Юткевич

Sergei Yutkevich
Сергей Юткевич
Профессии: Режиссёр, Сценарист, Актёр
Пол: Мужской
Родился: 15 сентября 1904, Дева (119 лет назад)
Умер:: 24 апреля 1985 (80 лет)
Последний фильм: 1981
Поделиться: Добавить в Facebook В Twitter МойМир@Mail.ru

Фильмы


Средний рейтинг: 6.31

Все | Актёр | Режиссёр | Сценарист

Биография

28 декабря 1904, Санкт-Петербург, Российская империя — 23 апреля 1985, Москва, РСФСР, СССР. Советский режиссёр, сценарист, актёр, художник, теоретик кино, педагог. Народный артист СССР (1962). Герой Социалистического Труда (1974). Творческая жизнь Сергея Юткевича началась в 1917 году. В годы Гражданской войны он работал актёром, художником, ассистентом режиссёра в театрах Киева и Севастополя. В 1921-1923 годах учился на театрально-художественном факультете ВХУТЕМАСа и в Государственных Высших режиссёрских мастерских под руководством В.Э. Мейерхольда. Будучи студентом, вместе с С.М. Эйзенштейном оформил ряд театральных спектаклей, работал режиссёром и художником агитационных театральных групп «Синяя блуза». В 1922 году Юткевич вместе с Г.М. Козинцевым, Л.З. Траубергом и Г.К. Крыжицким выпустил манифест «Эксцентризм», ставший теоретической платформой Фабрики эксцентрического актёра (ФЭКС). Молодые теоретики пытались сконструировать новое революционное искусство путём смешения разных жанров: театра, эстрады, цирка, агитационных представлений. С 1924 года Юткевич пытается воплотить эти теоретические посылки в кино. Его первой кинокартиной стала эксцентрическая комедия из жизни московских беспризорников «Даешь радио!» (сценарий и постановка Юткевича и С. Грюнберг). С 1926 году он становится руководителем собственного Экспериментального киноколлектива (ЭККЮ), одновременно работая художником как в театре, так и в кино (кинофильмы «Предатель», 1926; «Третья Мещанская», 1928, оба совместно с В.А. Рахальсом). В 1928 году Юткевич возглавил Первую киномастерскую на «Ленфильме» и руководил ею в течение десяти лет. В ранних режиссёрских работах Юткевича («Кружева», 1928; «Черный парус», 1929; «Златые горы», 1931) выполнение социального заказа ещё сочетается с экспериментами в области жанра, стиля и формы, а также с поисками нового кинематографического языка. Но уже в «Златых горах» и в полной мере в фильме «Встречный» (1932, постановка совместно с и Ф.М. Эрмлером) режиссер жертвует выразительной формой в угоду идеологическому содержанию. В 1934 году Юткевич пробует свои силы в документальном кинематографе: в ленте «Анкара — сердце Турции» он пытается организовать документальный материал своеобразным сюжетом. Но к концу 1930-х годов с экспериментами было покончено. Юткевич, как один из видных советских режиссёров, обязан был создавать картины по вкусу главного заказчика — Сталина. И он делает такие фильмы — вплоть до короткометражной киноагитки «Как будет голосовать избиратель» (1937), посвященной выборам депутатов Верховного совета СССР. Киноленты этого периода: «Шахтёры» (1937), «Человек с ружьем» (1938), «Яков Свердлов» (1940, Сталинская премия за 1941 год), характеризуют нивелирование художественного уровня и отказ от какого-либо авторского начала. В фильме «Человек с ружьем» Юткевич впервые обратился к ленинской теме, которая стала сквозной в его творчестве. В этом фильме далеко неординарные роли сыграли Максим Штраух (Ленин) и Борис Тенин (солдат Иван Шадрин). В 1938-1944 годах Юткевич был художественным руководителем студии «Союздетфильм», но помимо административной и режиссёрской деятельности занимался преподаванием, научно-искусствоведческой работой, подчас существуя в нескольких ипостасях. К примеру, в 1939-1946 годах он, помимо многого прочего, занимал должность главного режиссера ансамбля песни и пляски НКВД. Преподавать Юткевич начал ещё в 1929 году, в 1939 году стал профессором; работал в Институте искусствознания, писал теоретические труды. В годы Великой Отечественной войны режиссёр смог ненадолго вернуться к эксцентрике и сатире в «Боевом киносборнике номер семь» (1941) и фильме «Новые похождениях Швейка» (1943). С 1944 года Юткевич стал вести режиссёрскую мастерскую во ВГИКе. Тогда же он посетил Францию и снял документальный фильм «Освобождённая Франция» (1944). Самым тяжелым периодом в жизни режиссёра стали послевоенные годы. В 1947 году он экранизировал пьесу Н.Ф. Погодина «Кремлёвские куранты». Кинолента готовилась в прокат под названием «Свет над Россией», образ Ленина в ней показался партийному начальству недостаточно масштабным и величавым. Картина была отправлена на полку, и в политической кампании против космополититов в искусстве Юткевич, с его «эксцентрическим» прошлым оказался удобной мишенью. В 1949 году его изгнали из ВГИКа и ВНИИ искусствознания. В кино Юткевич вернулся в 1952 году, сняв далекую от политики биографическую ленту «Пржевальский». Следующий фильм режиссёра — советско-албанская постановка «Великий воин Албании Скандербег» (1954, премия Каннского кинофестиваля) — вышел в свет уже после смерти Сталина. С середины 1950-х годов Юткевич вновь живёт активной и разнообразной творческой жизнью. В 1954 году он вернулся во ВГИК и преподавал там режиссёрское мастерство до конца 1960-х годов. Юткевич вновь приходит в театр, в эти и последующие годы он как художник и режиссёр поставил около тридцати спектаклей на московских и ленинградских сценах. Наиболее заметные театральные работы Юткевича: «Баня» (1953, совместно с Н.В. Петровым и В.Н. Плучеком), «Клоп» (1955, совместно с Плучеком), «Карьера Артуро Уи» (1965, совместно с М.А. Захаровым). В 1960-1965 годах он был главным режиссёром Студенческого театра МГУ. Опять получив возможность выезжать за границу, Юткевич часто бывает во Франции, с культурным бомондом которой у него установились тесные связи. Он трижды представительствует в жюри Каннского фестиваля: в 1955, 1958 (когда был награждён «Золотой пальмовой ветвью» фильм «Летят журавли») и 1961 годах. Довольно пышная экранизация Юткевичем шекспировского «Отелло» (1956) также была отмечена премией Каннского кинофестиваля. С 1968 года он был вице-президентом Французской национальной синематеки. В 1958 году Юткевич вновь обратился ленинской теме, доставившей ему в прошлом немало неприятностей. В фильме «Рассказы о Ленине», состоящем из двух новелл, он творит легенду «о самом человечном человеке». В то же время одна из новелл картины «Последняя осень» свидетельствует о раскрепощении эстетики Юткевича, режиссёр пытается кинематографическими средствами передать единство героя и природы. Вкус Юткевича к эксперименту, к смешению различных жанров проявился в анимационной версии пьесы В.В. Маяковского «Баня» (1962, сценарий и постановка Юткевича и А.Г. Карановича), где методом киноколлажа органично соединялась игра актеров с документальными кадрами, кукольной и рисованной мультипликацией. Маяковской стал ещё одной сквозной темой в творчестве Юткевича. В 1976 году он вновь поставил в эстетике киноколлажа фильм «Маяковский смеется» (1976, по мотивам пьесы «Клоп» и сценария «Позабудь про камин» В.В. Маяковского; постановка Юткевича и Карановича). А в 1968 году Юткевич восстановил старую «немую» ленту «Барышня и хулиган» (1918), в которой некогда снимался сам Маяковский. Любопытным и важным было участие Юткевича в создании в 1967 году (совместно с Н.И. Клейманом) фотофильма «Бежин луг» С.М. Эйзенштейна на основе сохранившихся кадров-срезок уничтоженной в 1930-х годах киноленты. В 1965 году очередной фильм на ленинскую тему «Ленин в Польше» стал несомненной творческой удачей Юткевича. Режиссёру все-таки удалось доказать, что в искусстве эксперименту, неординарному подходу открыты любые темы. Визуальный ряд картины представляет собой обычный историко-биографический фильм, но в озвучивании Юткевич новаторски применил метод «внутреннего монолога». В картине слышен только один голос — голос самого Ленина в исполнении М.М. Штрауха, который рассказывает и комментирует происходящее на экране, размышляет о мировых событиях, о том как они отзовутся в будущем. В целом фильм своеобразно воплощает на экране психологическую теорию «опережающего отражения», то есть механизма предвидения и оценки результатов действия. Кроме премии Каннского кинофестиваля, этот фильм был также удостоен Государственной премии за 1967 год. Успех сопутствовал Юткевичу и при постановке советско-французского фильма «Сюжет для небольшого рассказа» (1970), биографического по содержанию, в котором он рассказывает об отношениях Антона Павловича Чехова с певицей Ликой Мизиновой (в исполнении Николая Гринько и Марины Влади) и об истории создания пьесы «Чайка». Этот фильм ломал многие жанровые и кинематографические каноны, смело сочетая игру актёров с рисованными, нарочито театральными декорациями. Последняя значительная работа Юткевича в кино — «Ленин в Париже» (1981),— несмотря на Государственную премию СССР за 1983 год и интересный замысел, получилась маловразумительной в художественном смысле. До последних, уже преклонных лет Юткевич старался жить активной творческой жизнью. В 1982 году он поставил в Московском музыкальном камерном театре пьесы Александра Блока «Балаганчик» и «Незнакомка». Юткевич продолжал преподавать во ВГИКе, был автором ряда теоретических книг, главным редактором двух изданий «Кинословаря» (1966-1970, 1986). Супруга — балерина Елена Михайловна Ильющенко (1904-1987). Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

Фильмография

Сортировка по: Году :: Рейтингу :: Количеству голосов
Режиссёр [ скрыть ]


Ленин в Париже
Ленин в Париже (1981)

Lenin v Parizhe (6.30)

Клоп 75 или Маяковский смеётся
Клоп 75 или Маяковский смеётся (1976)

Klop 75 ili Mayakovskiy smeyotsya (6.90)

Илинский о Маяковском
Илинский о Маяковском (1973)

Ilinskiy o Mayakovskom (6.10)

Поет на экране
Поет на экране (1973)

Poet na ekrane (0.00)

Джамиля
Джамиля (1972)

Dzhamilya (7.20)

Сюжет для небольшого рассказа
Сюжет для небольшого рассказа (1969)

Syuzhet dlya nebolshogo rasskaza (5.70)

О самом человечном
О самом человечном (1967)

O samom chelovechnom (0.00)

Ленин в Польше
Ленин в Польше (1966)

Lenin v Polshe (6.30)

Banya
Banya (1961)
(0.00)

Встреча с Францией
Встреча с Францией (1960)

Vstrecha s Frantsiey (0.00)

Рассказы о Ленине
Рассказы о Ленине (1957)

Rasskazy o Lenine (4.60)

Отелло
Отелло (1955)

Otello (6.80)

Великий воин Албании Скандербег
Великий воин Албании Скандербег (1954)

Velikiy voin Albanii Skanderbeg (6.90)

Пржевальский
Пржевальский (1951)

Przhevalsky (0.00)

Три встречи
Три встречи (1948)

Tri vstrechi (0.00)

Молодость нашей страны
Молодость нашей страны (1946)

Molodost nashey strany (0.00)

Освобождённая Франция
Освобождённая Франция (1946)

Osvobozhdyonnaya Frantsiya (0.00)


Здравствуй, Москва!
Здравствуй, Москва! (1945)

Zdravstvuy, Moskva! (0.00)

Боевой кино сборник 7
Боевой кино сборник 7 (1941)

Boyevoy kinosbornik 7 (0.00)

Яков Свердлов
Яков Свердлов (1940)

Yakov Sverdlov (0.00)

Человек с ружьём
Человек с ружьём (1938)

Chelovek s ruzhyom (5.60)


Шахтёры
Шахтёры (1937)

Shakhtyory (0.00)

Ankara - serdtse Turtsii
Ankara - serdtse Turtsii (1934)
(6.50)

Встречный
Встречный (1932)

Warcraft (6.20)

Златые горы
Златые горы (1931)

Zlatye gory (0.00)

Чёрный парус
Чёрный парус (1929)

Chyornyy parus (0.00)

Kruzheva
Kruzheva (1928)
(0.00)

Даёшь радио!
Даёшь радио! (1925)

Dayosh radio! (0.00)

(0)
(0.00)

Сценарист [ скрыть ]


Ленин в Париже
Ленин в Париже (1981)

Lenin v Parizhe (6.30)

Клоп 75 или Маяковский смеётся
Клоп 75 или Маяковский смеётся (1976)

Klop 75 ili Mayakovskiy smeyotsya (6.90)

Илинский о Маяковском
Илинский о Маяковском (1973)

Ilinskiy o Mayakovskom (6.10)

О самом человечном
О самом человечном (1967)

O samom chelovechnom (0.00)

Ленин в Польше
Ленин в Польше (1966)

Lenin v Polshe (6.30)

Banya
Banya (1961)
(0.00)

Отелло
Отелло (1955)

Otello (6.80)

Яков Свердлов
Яков Свердлов (1940)

Yakov Sverdlov (0.00)

Встречный
Встречный (1932)

Warcraft (6.20)

Златые горы
Златые горы (1931)

Zlatye gory (0.00)

Kruzheva
Kruzheva (1928)
(0.00)

Даёшь радио!
Даёшь радио! (1925)

Dayosh radio! (0.00)

Актёр [ скрыть ]


Ленин в Париже
Ленин в Париже (1981)

Lenin v Parizhe (6.30)
Narrator (голос)


Telegram-канал

Топ 250
174
Танцующий с волками
Dances with Wolves (8.00)
175
Кровавый алмаз
Blood Diamond (8.00)
176
История игрушек 2
Toy Story 2 (8.00)
177
Таинственная река
Mystic River (8.00)
178
Академия «Амбрелла»
The Umbrella Academy (8.00)
179
Артист
The Artist (8.00)
180
Магнолия
Magnolia (8.00)
181
Малхолланд Драйв
Mulholland Dr. (8.00)
182
Человек дождя
Rain Man (8.00)
весь топ