Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
23.12.2016 20:30

Явная угроза. Рецензия на «Изгой-один»

Выход «Пробуждения силы» был одним из самых значимых кинособытий прошлого года. Возвращение франшизы на экраны для части зрителей стало наградой за десятилетнее ожидание, другие, может быть, впервые увидели уплывающие в космическую тьму желтые буквы титров в кинотеатре. Восторги, однако, вскоре сменились пониманием, что все стали свидетелями новой «Новой надежды», но даже это не смогло испортить впечатление. Седьмой эпизод был именно теми «Звездными войнами», которые все любят и готовы смотреть вновь и вновь. После столь успешного воскрешения студия Disney решила поставить производство сюжетов, дополняющих и расширяющих киновселенную, на поток.

К сожалению, многочисленные планируемые спин-оффы вряд ли в сознании зрителей станут полноценной частью истории, приключившейся однажды в далекой-далекой галактике. И это очень заметно по «Изгою-Один». Хотя фильм преподносился как отдельный проект, первая часть некой коллекции-антологии событий, не затронутых шестью основными эпизодами, связь «Изгоя-Один» с «Новой надеждой» более чем тесная. Во-первых, это полноценный приквел событий четвертой части. Если представить, что «Изгой-Один» продлился бы минут на пять больше, мы бы точно увидели переснятую покадрово открывающую сцену из «Новой надежды». Во-вторых, весь спин-офф пронизан отсылками, намеками, даже предвосхищением событий четвертого эпизода.



Отличительной чертой этой картины стало ее настроение и подход к развитию повествования. Режиссер Гарет Эдвардс и продюсеры постарались сделать некую военную драму, в центре которой будут обычные солдаты, выполняющие боевые задачи, а не семейные приключения Скайуокеров и их друзей. Желание вплести этот рассказ в общую канву саги вылилось в то, что «Изгой-Один» заметно распадается на две почти независимые части. Первая — это современный блокбастер для всей семьи. С простенькой историей становления героя, пафосными диалогами и надуманно драматическими сценами. Вторая — подражание ретростилю оригинальных фильмов и разнообразные подарки фанатам «Звездных войн», вроде возвращения старых героев, например, Дарта Вейдера. В отличие от многих пророчеств, у Темного лорда здесь заметная второстепенная роль: он не просто мелькнет на пару секунд, а будет показан сражающимся световым мечом и даже отдыхающим в странной медицинской камере без доспехов.

Мрачная диспозиция драмы про «настоящую войну» ясно видна с первых кадров. На некую одинокую ферму где-то на отшибе прибывает Орсон Кренник (Бен Мендельсон) вместе со своей гвардией штурмовиков смерти. Через развевающийся подол плаща Кренника, роскошную черную броню штурмовиков, панику семьи, мирно живущей вдалеке от цивилизации, сторонники империи лишний раз сравниваются с нацистами. Причем здесь сравнение выглядит сколь очевидно, столь и мягко. Гораздо мягче и искуснее, чем топорное собрание штурмовиков Первого Ордена на площади из «Пробуждения силы», слушающих речь генерала Армитиджа Хакса. Более того, главную героиню фильма Джин Эрсо (Фелисити Джонс) повстанцы спасают как раз в тот момент, когда имперский конвой везет пленницу в трудовой лагерь.



Целью Орсона Кренника, руководителя передовых военных исследований, был отец Джин, Гален Эрсо (Мадс Миккельсен). Талантливого инженера вынуждают принимать участие в строительстве мощного оружия для Империи (конечно, речь идет о первой «Звезде смерти»). Во время налета Кренника на ферму скрыться успеет только Джин — на тот момент маленькая девочка. Она же и займется поиском чертежей «Звезды смерти», составленных ее отцом, чтобы передать эти разведданные в руки Альянса повстанцев.



Столь суровое начало задает тон двум третям фильма. Конечно, вся серьезность и драматичность этой части истории условна: создатели как бы показывают галактическую войну такой, какой она была, а зрители притворяются, что этому верят. Самый современный и отторгающий элемент повествования тут — шутки-отбивки, сглаживающие драматические моменты. Большая часть юмора завязана на новом дроиде K2-SO, перепрограммированном имперском роботе-охраннике. Его саркастические и прямолинейные комментарии (к несчастью, совсем не смешные) обнажают свою исключительно функциональную суть. Напускная серьезность — бич модных блокбастеров. Она же сильно портит впечатление и в случае с «Изгоем-Один», хотя по факту он действительно расширяет представление зрителей о масштабном конфликте.



Рассказ о войне повстанцев и Империи выглядит как занимательная, но поверхностная экскурсия. Местом действия станут сразу несколько планет, Альянс повстанцев будет представлен не романтической организацией, борющейся за все хорошее и против всего плохого, а объединением, которое ведет реальную войну, не гнушаясь диверсиями и покушениями на важных имперских руководителей. У каждой стороны конфликта будут свои предатели, хаос крупной войны породит независимые вооруженные группировки. К слову, беглый имперский пилот Бодхи (Риз Ахмед), готовый передать Сопротивлению важную информацию о «Звезде смерти», попадет именно в руки независимой партизанской группировки под командованием Со Герреры (Форест Уитакер). Формально боевики Герреры, конечно, никак не сотрудничают с повстанцами, но все же они борются за правое дело. А методы их борьбы далеки от рыцарских идеалов.



Эта экскурсия, максимально отдаленная от романтики основной саги, убаюкивает и расслабляет. Она была бы откровенно скучной, если бы не сопровождающее ее развитие отношений Джин с ее отцом и Кассианом (Диего Луна) — агентом повстанцев. Созданный «для пионеров и пенсионеров» рассказ выглядит удивительно чуждым для «Звездных войн». Удивительно, потому что он посвящен именно «звездной войне», а не приключениям главных героев на фоне военных действий.

Современные дорогостоящие блокбастеры, при всех их недостатках, как правило, сильны запоминающимися и особенными героями, хотя бы главными. Лучшим примером здесь станут герои кинокомиксов. Сегодня их играют топовые драматические актеры со всего мира, которые должны очеловечить и сделать заметными достаточно простых неглубоких персонажей. «Изгой-Один» идет по этому же пути. Кроме того, весь актерский состав намеренно сделан интернациональным. И это естественно, ведь Империи, как символу тирании и подчинения, должна противостоять команда самых разных энтузиастов, объединенных идеями свободы и самопожертвования ради высших целей. Чтобы понять этот посыл, не придется особенно задумываться, но герои, которые его презентуют, оказались слишком слабыми и плоскими, в чем, конечно, нет никакой вины актеров.



Строго напротив всего этого располагается масштабный финал — самостоятельная диверсионная вылазка группы повстанцев на планету Скариф. Сказать, что масштабная битва с наземными и воздушными боями сделана в духе «Звездных войн», — значит преуменьшить. Здесь на экране будет показан концентрат, экстракт всего того, за что миллионы зрителей любят эту вселенную. Пока главные герои вместе с дроидом бегают по железным интерьерам имперской базы-небоскреба, где-то под ними шагоходы выворачивают из земли целые лесополосы, а высоко в небе кружатся, маневрируют, стреляют и взрываются крестокрылы. Битва на Скарифе — единственный эпизод фильма, придирки к которому будут выглядеть пошлой вкусовщиной. Да и кто станет придираться к тому, что так обожаемо?



Желание вплести новую историю в общую линию так, чтобы не было заметно швов, спровоцировало несколько странных решений, которые бросаются в глаза. Самое спорное из них — экранное воскрешение Питера Кушинга, умершего еще в 1994 году. Чтобы вновь создать Уилхаффа Таркина использовали игру актера с похожими чертами лица. С помощью этой же технологии зрителям покажут и молодую Лею Органу. К сожалению, все это бросается в глаза. Качественный грим действительно похожих людей воспринимался бы гораздо приятнее.

Получается, что история о самопожертвовании ради высшей цели, о героизме и надежде на будущую победу, хороша только своим финалом. Если говорить совсем откровенно, выйдет, что все стилистические нововведения оказались лишними. Попытки осовременить ту-самую-космооперу из 70-80-х уже встречали шквал критики в момент выхода новой трилогии. Однако ее сильными сторонами были запоминающиеся персонажи и технологичность. То есть, честно говоря, совсем немногое. У «Изгоя-Один» же вовсе осталась одна только технологичность. Поразительно, но новая картина своим воздействием на зрителя уступает даже вторичному «Пробуждению силы».



Несколько раз в диалогах проскальзывает одна простая и важная мысль: «Повстанцы живут надеждой». Они верят, что когда-нибудь будет свергнута диктатура империи и восстановятся старые республиканские порядки. Поклонники вселенной живут надеждой так же, как и Альянс повстанцев. Они верят, что когда-нибудь, несмотря на прошедшие сорок лет, на изменения в кино и мире, они увидят в кинотеатре те самые «Звездные войны», все то же самое еще раз. И если чаяния повстанцев все-таки сбылись, то зрителей, к сожалению, пока придется огорчить.
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
79
Развод Надера и Симин
Jodaeiye Nader az Simin (8.40)
80
Бункер
Der Untergang (8.40)
81
Китайский квартал
Chinatown (8.40)
82
Бесславные ублюдки
Inglourious Basterds (8.30)
83
История игрушек
Toy Story (8.30)
84
Лицо со шрамом
Scarface (8.30)
85
Лабиринт Фавна
El laberinto del fauno (8.30)
86
Бэтмен: Начало
Batman Begins (8.30)
87
Схватка
Heat (8.30)
88
Крепкий орешек
Die Hard (8.30)
весь топ