Если очистить знакомые нам сказки от налета лоска студии Disney, то получатся более жестокие версии от братьевГримм. Однако мало кто знает, что и знаменитые писатели зачастую просто адаптировали более древние фольклорные сюжеты для своего поколения. Перечисляя все самые известные имена писателей вроде Шарля Перро и Ханса Кристиана Андерсена, все так или иначе забывают об итальянском сказочнике Джамбаттисте Базиле, который первым записал сюжеты «Спящей красавицы», «Кота в сапогах» и «Золушки». Именно сборник его рассказов лег в основу англоязычного кинодебюта Маттео Гарроне, завсегдатая Каннского фестиваля и неоднократного обладателя «Золотой пальмовой ветви».
Его новый фильм «Страшные сказки», снятый в нетипичной для режиссера манере, является экранизацией трех историй Базиле. Первая повествует о бесплодной королеве Долины Туманов, страстно желающей «ощутить внутри себя жизнь». Готовая на все, женщина следует совету черного мага и съедает сердце морского чудища, что и приводит ее к долгожданной беременности. И не только ее одну… Во второй притче речь идет о короле Диких Гор, который выдает обожаемую дочь замуж за Огра, победившего в состязании, устроенном отцом. В центре третьего рассказа — озабоченный король Одинокого Утеса, который так пресытился окружающими его красотками и оргиями, что, сам того не зная, запал на уродливую старуху с чудесным голосом.
Три несвязанные между собой истории складываются у итальянского постановщика в удивительное, бескомпромиссное и ни с кем не заигрывающее фэнтези. Авторский фильм, в котором Сальма Хайек поедает огромное кровавое сердце, пока в соседнем королевстве по прихоти монарха головы летят с плеч, может заинтриговать не только придирчивых синефилов, но и широкого зрителя. Благо, никаких фей-крестных и внезапно подобревших ведьм здесь не предвидится. Кроме мрачности и некой дикости, которые были присущи ранним сказкам, лента отличается завораживающей картинкой. А актеры, очень точно попавшие в свои образы, смотрятся в бархатных платьях или в волчьих шкурах, в богатых залах или в сырых пещерах настолько органично, что так и хочется постоянно нажимать на «стоп», чтобы пристально разглядывать каждый насыщенный кадр.