Сегодня все прогрессивные любители кино празднуют 115 лет со дня рождения режиссера-экспериментатора и мятежника — легендарного Луиса Бунюэля, который стоял у истоков сюрреализма и киноавангарда.
Луис родился 22 февраля 1900 года в небольшой испанской деревушке, а в 1925 году будущий режиссер оказался в Париже. Невозможно представить себе более благоприятную обстановку для любого творца, чем в столице Франции в те времена. Бунюэль быстро нашел необходимых людей — Сальвадора Дали, Андре Бретона и Жана Эпштейна. Последний, будучи одним из лидеров французского авангарда, значительно повлиял на художественные и философские вкусы Бунюэля.
Луис Бунюэль и Сальвадор Дали
Одним из первых фильмов, снятых Луисом на пару с другом Дали, был «Андалузский пес», ставший манифестом сюрреализма. Шокировать, разрушить реальность до основания, лишить зрителя всех привычных ориентиров, вплести абсурд, фантазию и сон в канву повседневности — вот чего добивались парижские художники. Сцена разрезания глазного яблока бритвой до сих пор считается классической и вызывает отвращение. В этой же стилистике снят и «Золотой век».
После «Золотого века» у Бунюэля произошел разрыв с Сальвадором и другими сюрреалистам. На родине он снял документалку «Земля без хлеба», а потом был вынужден эмигрировать в Мексику. Там начался самый плодотворный этап его творчества: в год выходило по две-три картины. Однако все они были проходными и не представляли никакой ценности. В выхоленном, утрированном мире его новых работ не было ничего от мастерства Бунюэля, а к 50-м критики и зрители и вовсе потеряли к нему интерес, переключив внимание на послевоенных неореалистов.
И тут-то Луис привез в Канны свой первый после «Золотого века» шедевр — криминальную драму «Забытые» о злобных, эгоистичных мексиканских оборванцах, живущих в трущобах и убивающих друг друга забавы ради. Лента произвела эффект разорвавшейся бомбы, а режиссер забрал себе «Золотую пальмовую ветвь».
С этого времени начинается действительно успешный период его творчества: выходят картины «Лестница в небо», «Назарин», «Виридиана» и «Симеон стопник», отмеченные наградами на фестивалях. Часто Луис обращается к важному для себя вопросу веры. В детстве он ходил в воскресную школу, однако к 17 годам разуверился в Боге, считая реальность с ним математической формулой, ограничивающей свободу воображения. Однако совсем безбожником он оставаться не мог, а потому искал Бога в своих картинах, миражах, видениях. Эти воззрения не нашли поддержки у церкви: Бунюэль был заклеймен позором среди католической братии.
Луис Бунюэль с одним из своих любимчиков — Фернандо Реем
В 60-х он снял эротичную и запутанную психологическую драму «Дневная красавица» с Катрин Денев в главной роли, где снова вернулся к сюрреализму. Привычную стилистику он развил в «Скромном обаянии буржуазии», получившем «Оскар» как лучший иностранный фильм. Эта фэнтезийная притча об обаятельных буржуа, сделавших процесс поглощения пищи культом, является колким, ироничным и остроумным высказыванием. Гротескный, причудливый кинофельетон навсегда вошел в анналы мирового кинематографа.
На закате жизни Луис Бунюэль снял еще два выдающихся фильма: «Призрак свободы» и «Этот смутный объект желания». Он так и не оставил попыток найти собственного Бога, и в итоге Богом для него стала призрачная и неуловимая свобода. Даже смерть была для режиссера своеобразным манифестом сюрреализма — Бунюэль ушел из жизни все тем же художником-модернистом, неисправимым провокатором и бунтарем.