Майкл Дуглас: «Американская актерская школа в кризисе»
В рамках промокампании триллера «Вне досягаемости» Майкл Дуглас рассказал о кризисе американской актерской школы, новых веяниях в кино- и телеиндустрии, сотрудничестве со студией Marvel и своих оскароносных проектах.
Вы давно мечтали о роли в экранизации романа Робба Уайта?
Я прочитал книгу еще на первом курсе колледжа. Мне очень понравился главный герой, который решил выступить против могущественного соперника. Я всегда любил психологические триллеры. Особенно меня привлекают те фильмы, в которых можно создать леденящие душу сцены с помощью актерской игры, а не спецэффектов. Я также вынужден признаться, что люблю играть толстосумов.
Описание Вашего героя в этом фильме напоминает Гордона Гекко. Насколько «Уолл-Стрит» повлиял на Вашу карьеру?
К тому момент мне уже удалось пару раз сыграть негодяев, но мне чаще предлагали типичные для молодых актеров роли. Можно сказать, что благодаря «Уолл-Стрит» я во многом повторил судьбу своего отца. Ему тоже удалось завоевать признание критиков за роль не слишком приятного типа из «Чемпиона», принесшую ему первую номинацию на «Оскар». У меня уже была премия Академии за продюсирование фильма «Пролетая над гнездом кукушки», но в тот год роли в «Уолл-Стрит» и «Роковом влечении» действительно предопределили развитие моей карьеры. Гордон Гекко и Дэн Галлагер значительно отличались от тех образов, которые мне доводилось примерять раньше.
Со временем это даже стало определенной проблемой, потому что мне начали предлагать роли исключительно нечистых на руку корпоративных боссов. Судя по всему, злодеи мне удаются лучше всего. Я всегда старался выбирать проекты, которые позволяли бы разнообразить мой репертуар, но не буду скрывать, что приятно иметь возможность в случае чего разыграть козырную карту с антагонистом. Мои фанаты всегда рады увидеть меня в образе плохого парня.
Компанию на экране Вам составил англичанин Джереми Ирвин. Почему британцы все чаще забирают роли у американцев?
Мне кажется, что в нашей актерской школе назрел кризис. Героем «Вне досягаемости» является молодой человек, который провел в Нью-Мексико всю свою жизнь, но в итоге лучшим кандидатом на эту роль оказался британец. Я постоянно слышу от агентов по кастингу, что молодые американские актеры излишне заботятся о своем имидже. Вместо того, чтобы заниматься свои делом, они обращают внимание на чужое мнение. Для фильмов «Сексоголик» и «Уолл-стрит 2: Деньги никогда не спят» мы искали молодых жительниц Нью-Йорка, а в итоге эти роли получили британки Имоджен Путс и Кэри Маллиган. Думаю, что такая ситуация во многом связана с тем, что англичане одинаково успешны в театре, на телевидении и в кино. Кроме того, они прекрасно разбираются в американском кинематографе и легко усваивают акценты. Обычно их отличает строгая дисциплина и желание работать, не заботясь о том, что о них думают окружающие.
Не кажется ли Вам, что в современной киноиндустрии фильмы вроде «Рокового влечения» уже невозможно снять со звездами первой величины?
Картины со средним бюджетом действительно выходят все реже. Когда я начинал сниматься в «Улицах Сан-Франциско» (The Streets of San Francisco), на ТВ было всего три крупные телесети. В те времена каждый эпизод нашего шоу мог собирать у экранов по 22 миллиона зрителей. Сейчас о таких рейтингах приходится только мечтать, но появление новых каналов привело к тому, что телевидение стало давать огромную свободу творчества. Многие проекты со средним бюджетом перебрались на маленькие экраны. Огромное число талантливых сценаристов ушли из кинематографа, потому что работа над сериалами не только хорошо оплачивается, но и дает возможность реализовать свой творческий потенциал. Если бы «Роковое влечение» снималось для большого экрана сегодня, оно бы наверняка получило скромный бюджет. Но даже по нынешним временам эта картина смотрится более чем достойно. Быть может, «Пятьдесят оттенков серого» сумеют возродить интерес к лентам подобного рода.
Вы продюсировали множество фильмов, но режиссерское кресло занимали только при работе над одним из эпизодов «Улиц Сан-Франциско». Не было ли желания проявить себя в этом качестве?
Такие мысли возникали постоянно, но моя карьера продюсера складывалась довольно удачно. Не так-то просто носить сразу две шляпы, потому что продюсирование и актерская карьера занимают много времени. Зато такая работа дает возможность переключать внимание на другие проекты. Режиссеры же часто чувствуют себя отчужденными... Если ты взялся за работу над фильмом в этом качестве, то вынужден заниматься им на протяжении длительного времени.
В скором времени Вас можно будет увидеть на экранах в фильме «Человек-муравей». Часто ли Вам предлагали сыграть в супергеройских блокбастерах?
Не могу сказать, что мне часто предлагали роли в фильмах подобного рода. Но я был рад сыграть в «Человеке-муравье», потому что этот блокбастер открывает для меня новую аудиторию, которая может быть совершенно незнакома с моими другими работами. Всегда интересно сыграть в высокобюджетом фильме после съемок в небольших независимых проектах.
Ваши дети наверняка в восторге от этой роли...
Из-за них я чувствую себя так, будто бы вообще нигде не снимался до «Человека-муравья». В моей карьере было много фильмов с рейтингом R, которые я не могу им показать. В течение долгих лет они были уверены, что в нашей семье актрисой является мама, а папа просто печет блинчики.
В этом году свое 40-летие отмечает фильм «Пролетая над гнездом кукушки». Какие воспоминания у Вас с ним связаны?
Мы с Солом Заенцом были молодыми и наивными продюсерами, которые просто мечтали все сделать правильно. Думаю, что именно с той поры я научился доверять своим инстинктам. Все продюсеры стремятся найти как можно лучший сценарий, идеального режиссера и талантливых актеров, но нужно организовать их работу так, чтобы во время съемок никто не испытывал никаких проблем. Если эти проблемы вовремя не устранить, то на стадии постпродакшн уже ничего исправить не получится.
Роль Макмерфи принесла Джеку Николсону премию «Оскар». Правда ли, что сыграть главного героя в этой картине мог Ваш отец?
Он до сих пор не простил меня за это [смеется]. За несколько лет до выхода фильма на экраны отец исполнял эту роль в театральной постановке. Милош Форман видел в этом образе Джека, но вся критика все равно досталась мне. Я пытался объяснить ему, что продюсеры не имеют последнего слова в вопросах кастинга... Возможность сыграть такую роль выпадает крайне редко, но отец был уже староват для Макмерфи. Он и сам это прекрасно понимает. Отец гордится этим фильмом не меньше меня, но время от времени он все-таки любит припомнить мне мое «предательство».
Мне очень интересен этот фильм, потому что на протяжении последних сорока лет я активно ратую за ядерное разоружение. Встреча Михаила Горбачева и Рональда Рейгана на саммите в столице Исландии была одним из ярчайших событий в истории. В настоящий момент мы активно работаем над сценарием. После роли Либераче в телефильме «За канделябрами» я готов удариться в другую крайность.