Для ограниченного проката в нашей стране такой фильм, как «Клуб безбашенных» (в оригинале Bang Bang Club) — редкая удача. Тут нам и драма, и динамика, и знакомые актеры с приятными лицами, и моральная дилемма, и даже реальная трагедия в основе.
Трагедия фотографа, которому одна единственная фотография подарила славу, и она же отняла у него жизнь. Особенно этот фильм рекомендуется к просмотру «ванилькам», чтобы имели хотя бы отдаленное представление о том, что «зеркалками» можно не только горизонты заваливать.
Условный главный герой фильма — молодой фотограф Грег Маринович в исполнении почти не изменившегося со времен «Студии 54» Райана Филиппа. Он приезжает «покорять» ЮАР в разгар гражданской войны, и сразу удачно вписывается в компанию своих более опытных коллег. Каждый день они соревнуются друг с другом за лучший кадр. Руководствуясь правилом «забудь про линзы, чем ближе, тем лучше», они лезут в самое пекло ради одной цели — получить Пулитцеровскую премию.
Впрочем, может, и не только ради «Пулитцера», но таков режиссерский посыл. От игры «условного главного героя» не стоит ожидать многого, потому что реальным центром повествования является его коллега — Кевин Картер. Его сыграл восходящая звезда Тейлор Китч, и это, пожалуй, лучшая роль Тейлора из трех последних. Добротное инди ему явно дается лучше, чем высокобюджетные потуги на «зеленом экране».
Тейлор весьма убедительно показал то, как ломает людей профессия военного фотографа. Как начинаешь — крепко ухватившись за тяжелую камеру, включив режим охотника, отключив эмоции. Как продолжаешь — мешая адреналин с алкоголем, отмахиваясь от неудобных вопросов. И как заканчиваешь — один на один со своими призраками, истерзанный совестью и общественным осуждением.
Спасибо режиссеру-документалисту Стивену Силверу за то, что свой первый игровой фильм снял почти документально. Такая беспристрастность дает возможность зрителю самому решать, где черное, где белое, а где оттенки серого. На очень серьезный вопрос зрителю предлагается ответить прямо здесь и сейчас, в эпицентре мясорубки.
«Клуб безбашенных» — это трудный экшен. В обычных военных драмах присутствует некая неизбежность — главный герой обязан одержать победу, и ужасы войны воспринимаются как данность. Здесь же зритель поставлен в неловкое положение: он вынужден вместе с главными героями выступать наблюдателем за этой чудовищной данностью. Вместе с ними посещать питейные заведения и веселиться, в то время как местное население буквально вырезает друг друга.
По формату это кино «и вашим, и нашим» — не совсем по голливудским лекалам, но и для тех, кому близок западный стиль производства фильмов. Здесь есть, на что посмотреть, и есть, о чем подумать. Редкая удача для ограниченного проката.