LostFilm.INFO представляет вашему вниманию мини-интервью с самым представительным членом жюри основного конкурса 65-го юбилейного Каннского кинофестиваля, бывшим министром культуры республики Гаити, режиссером, сценаристом и продюсером Раулем Пеком.
Рауль, пожалуй, самый космополитичный из всего состава жюри осноного конкурса. Он много лет прожил в не самых благополучных африканских государствах Конго и Руанда, некоторое время проработал журналистом в Германии, а в последнее время живет и работает в государстве карибского бассейна Гаити.
Материал для своих фильмов Пек черпает в несправедливости и борьбе против нее: в истории, как известно, в таких примерах нет недостатка.
Стало ли кино для вас инструментом взаимоотношения с обществом?
Я по характеру довольно свободный человек, в определенном смысле. Я чувствую свободу мысли, творчества, политическую свободу. Поскольку кино - это индустрия, его работники связаны ограничениями власти, денег. Я всегда подчеркиваю, что я родом из третьего мира, а эта часть света практически никак не отражена в кино, если не сказать изгнана из него. Когда режиссер пытается установить в своей работе какой-то иной взгляд, иногда критический, это, разумеется, не всегда тепло принимается.
Вот именно, расскажите подробнее, как снимают кино на Гаити?
В этом смысле грех жаловаться. Мы полностью свободны. Никто не может нам запретить что-либо. Гаитянцы добились свободы слова, и этого у них уже не отнять.
А что насчет продюсеров, финансирования?
С этим уже сложнее. Несколько лет назад, несмотря на бедность страны, у нас наблюдался подъем в развитии кинематографа. Снималось много фильмов, в основном малобюджетных, но это путь, из которого впоследствии могла бы развиться инфраструктура, вышли бы более профессиональные актеры и деятели киноискусства. Однако, затем крупная компания, обладавшая монополией в области кинематографа в Антильском регионе, ушла из этого бизнеса. А оставшиеся маленькие кинозалы были разрушены крупным землетрясением в январе 2010 года.
Вы считаете, что правдивую историю в фильме могут рассказать только те, «кто был там» и «кто видел собственными глазами», а не иностранец. Расскажите об этом подробнее.
Нельзя говорить от имени других. Например, Африка в кино часто используется просто как декорация: мы не видим реальной Африки, не понимаем ее проблем. Я считаю, что мы должны сами привыкнуть и приучить кинозрителей к немного другому взгляду. Как развить в себе этот другой взгляд? Понять проблемы этих людей, побыть в их шкуре и затем с уважением предоставить им слово?! Кино должно создаваться только так, а иначе оно остается властным авторитарным жестом. Это вопрос этического и политического здоровья.
В своих фильмах вы отразили руандский геноцид, революцию в Конго. Вы любите фильмы только с политическим звучанием?
В коммерческом американском кино есть хеппи-энд, который зритель обязан проглотить. В своем кино я стремлюсь установить связь со зрителем, которая помогла бы ему лучше понять окружающий мир. Я не согласен с утверждением, что некоторые темы не предназначены для кино. Это наша работа - сделать эти темы доступными. Я мечтаю снять фильм, который бы принес зрителю нечто большее, чем развлечение. Часто мы стоим перед выбором: удовольствие или пища для ума. Для меня выбор сделан в сторону последнего.
Вы - текущий президент французской киношколы Femis. Намечаются ли новые тенденции в кино завтрашнего дня?
Я удивлен и одновременно обрадован творческой развитостью студентов этой школы. Отдельные их идеи стоят концепций самых видных профессионалов кино. Они близки к своим корням, к проблемам современности, хотя у них и юношеский взгляд. Студенты экспериментируют со всевозможными стилями, взглядами, социальными средами. Именно эти формы и являются движущей силой развития кинематографа.