







Вообще, сериал Валерии Гай Германики «Краткий курс счастливой жизни» — очень странный сериал. Настолько странный, что вряд ли какая-либо рецензия может послужить ориентиром, смотреть его или нет. Но мы все же попробуем.
Режиссер, хорошо известный отечественному зрителю по своим предыдущим, не менее скандальным, проектам про публику помоложе — фильм «Все умрут, а я останусь» и сериал «Школа», — продолжает ковыряться в старых ранах зрителя (в основном, зрительниц). При этом демонстрируя приобретенное за годы работы в этом направлении мастерство: «Так, тут не больно? А здесь? И здесь нет? А вот так если? Ага! Вот оно!». У Валерии и Анны все предельно честно — от целлюлита до лошадиного шампуня, от вечно жующего бывшего до рыбьих глаз нынешнего. Вот только вряд ли эти болезненные процедуры приведут к повсеместному исцелению подопытного, пациента то есть, — зрительницы. Впрочем, за исцелением к Германике не любой пойдет.
Ей ведь до этих четырех цац как до героинь «Секса» — как до звезды, значит. Она ведь даже не догадается, где зарыт рецепт счастливой жизни, и решит, что вот же он: сходи на курсы игры на кожаной флейте и вуаля — мини-купер, красивая собачка и мужик, который моется чаще, чем раз в месяц. «Вот оно, глупое счастье, с белыми окнами в сад». И не нужно говорить, что ККСЖ — чернуха. Чернуха — это Балабанов и Малахов, а «Краткий курс» — просто концентрат всего неприятного глазу и уху, что есть в современных женщинах. С ложкой меда, между прочим: детей-то и собак они любят, честными быть стремятся, своих «на войне» не бросают и так далее, то есть все же не совсем убогие.
В действительности, восприятие ККСЖ зависит лишь от того, с какой стороны этой, с позволения сказать, реальности вы обитаете. Если вне — жалко их. Если внутри и хоть как-то рефлексируете — жалко себя. Если вы Валерия Гай Германика — «никого не жалко, никого». Очень показателен в связи с этими выводами спич Катюши (Ксения Громова) про остановку ее детства, куда она выходила с утречка и натыкалась глазами на конкретное: «Иди на...», нацарапанное прямо на уровне глаз. «И вот каждое утро у меня было ощущение, что именно туда я и иду...», — сказала Катюша своему случайному собутыльнику, как линию провела, за которой у нее совсем другая жизнь началась.
Мужчинам лучше ККСЖ не смотреть вообще. Или смотреть только на Анечку Слю (Аня). Эта вишенка на тортике стоит того, чтобы съесть ее первой (тортик можно выкинуть, он несвеж). Любые же попытки осмыслить и переварить сериал могут ненароком привести мужчину к ложному ощущению того, что вот теперь-то он их, женщин, начал разуметь. Как бы не так. Этот сериал — лишь вершина айсберга, если вы понимаете, о чем мы...
