Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
29.06.2011 16:28

«Фестиваль фестивалей»: взрослое кино о детях

Общий настрой Каннского фестиваля на тему семьи, детей и взрослых подхватил и XIX Международный киносмотр «Фестиваль фестивалей», проходящий в эти дни в Санкт-Петербурге. В поле зрения LostFilm.INFO попали две ленты европейских режиссеров, посвященные проблеме сложных взаимоотношений ребенка и взрослого мира.

Картина датчанки Сюзанны Бир «Месть» стала лауреатом премий «Оскар» и «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке по итогам 2010 года и вошла в основную программу «Фестиваля Фестивалей». Размышления о сущности человеческой природы для датского режиссера стали визитной кинематографической карточкой. Сюзанна Бир уже номинировалась на «Оскар» с лентой «После свадьбы» в 2007 году, а ее «Братья» получили приз зрительских симпатий на «Сандэнсе» в 2004 году.

Далеко не новичок в подобного плана картинах, Бир уверенно берет зрителя за руку и проводит его поступательно через все этапы рассуждения «что делает человека Человеком». Ее «Месть» посвящена, прежде всего, истории двух семей. В одной — непонимание между отцом и 10-летним сыном, остро переживающим смерть своей матери, оборачивается стремлением Кристиана (Вилльям Йенк Нельсен) взять всю окружающую его действительность под свой контроль. Девиз «око за око» становится железным принципом, разрушить который способен только трагический случай.

Вторая семья находится на грани развода. Своих детей (старшего сына Элиаса блестяще сыграл Маркус Рюгорд) родители воспитывают на основе любви и взаимоуважения, а главное — на доверии и терпимости к окружающему их непонятному и страшному миру. Хватит ли этих качеств им самим, чтобы понять и простить друг друга? Или только общее горе может сплотить взрослых людей?

Повествование ленты тянется через страну третьего мира (в которой понятие «милосердие» проходит испытание на прочность ежеминутно), и перетекает в датский городок, где двое подростков готовят «акт возмездия», чтобы утвердить собственное представление о справедливости.

Исследуя тему мести, режиссер проводит своих персонажей между знакомыми постулатами «око за око» и «подставь другую щеку». В поисках правды каждый из героев находит свою формулу «что значит быть Человеком».

Варианты на тему тонкой грани между сущностью человека и зверя были актуальны в любое время, и Бир не старается навязать зрителю множество раз перемолотые мысли, а лишь намекает. Правда, настойчивость и дидактика, с которой этот «режиссерский намек» проявляется, несколько отпугивает. Что не отменяет безусловной ценности «Понять. Простить» от датского кинематографиста.

Картина польского режиссера Яна Якуба Кольски (в прошлом лауреата Берлина, Венеции и Канн) «Венеция» получила специальный приз на киносмотре в Монреале и также входит в основную программу «Фестиваля фестивалей». Когда Кольски только начинал работу над картиной, он дал ясное представление о сути своего фильма:

«Мы видим военные действия глазами ребенка, однако война здесь — фон для частных событий, которые формируют характер мальчика, развивают его воображение. Его грезы смешиваются с действительностью, что, безусловно, отразится не только на уровне повествования, но и окажет влияние на сам подход к киноизображению».

Сказано — сделано. Лента Кольски — дань традиции «поэтического реализма», укоренившегося в польском кинематографе. Сюжет картины, на первый взгляд, вполне обычен. Это драматическая история взросления мальчика по имени Марек (Марчин Валевски), который мечтает поехать с родителями в Венецию, а в итоге попадает в польскую глушь, к теткам и подругам детства, где застревает на долгие пять лет. Потому что начинается война, в которой между нацистами и русскими ставится знак равенства. Они захватчики из большого страшного взрослого мира, разрушающие все лучшее, о чем Марек мечтал.

Мальчик выстраивает свою маленькую Венецию с каналами и площадями, с роялем и фонарями, гондолами и шляпами в затопленном грунтовыми водами подвале, где укрывается (и укрывает своих близких) от войны. Его мир на воде наполнен поэзией, однако просьбы, с которыми Марек обращается к Богу, нельзя назвать детским лепетом. Марек хочет найти любовь и самому научиться любить и взывает о высшей справедливости.

Символика главного образа картины точна и адекватна. Венеция в подвале — это уходящая под воду Европа. Несколько поколений, проживающих в усадьбе, — все люди, судьбу которых искорежила Вторая мировая война.

Фестиваль продолжает свою работу, а мы следим за развитием событий.
Приятного киносмотра!
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
142
Рестлер
The Wrestler (8.10)
143
Волшебник страны Оз
The Wizard of Oz (8.10)
144
Рокки
Rocky (8.10)
145
Сука-любовь
Amores perros (8.10)
146
Отель «Руанда»
Hotel Rwanda (8.10)
147
Пленницы
Prisoners (8.10)
148
Впусти меня
Låt den rätte komma in (8.10)
149
Пираты Карибского моря: Проклятие черной жемчужины
Pirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl (8.00)
150
Король говорит!
The King's Speech (8.00)
весь топ