Андрей Кончаловский: «Дорожу непопкорновым зрителем»
Вчера в Москве состоялся пресс-показ нового фильма Андрея Кончаловского «Рай». После демонстрации картины и небольшого, но калорийного фуршета представителями PR-службы WDSSPR была устроена пресс-конференция. Участвовали в ней сам Андрей Сергеевич и исполнительница главной роли, а по совместительству супруга режиссера Юлия Высоцкая. К слову, историческая драма участвует в борьбе за грядущую премию «Оскар», и буквально сегодня утром стало известно, что она не вошла в число 76 отсеянных картин, а попала в шорт-лист претендентов в номинации «Лучший иностранный фильм».
Лента повествует о русской эмигрантке и участнице французского Сопротивления Ольге, которую за ее подрывную деятельность арестовывают нацисты. Женщина проходит тюрьму и заключение в концлагере, ужасы режима и все круги ада. Однако ей на жизненном пути встречается давно влюбленный в нее офицер СС Хельмут. Он-то и дарит уже отчаявшейся узнице надежду на спасение и счастье. Вдвоем они готовы бросить вызов самой кровопролитной в истории мира войне. И война с готовностью принимает этот вызов…
Первым, что бросилось в глаза, когда виновники мероприятия вошли в зал, — это разительная внешняя перемена в лице Юлии Высоцкой. Только что на экране она выживала в нацистском концлагере и вот уже вся такая сияющая и красивая, в приятном платье. Что же до Андрея Сергеевича, он последние лет 15 вообще не меняется.
Знаменитый режиссер хотел выглядеть чуть отстраненным от всего происходящего вокруг. В подтверждение этого говорили и фраза «Я не люблю пресс-конференции», и высоко подвернутые штанины брюк. Но вся изменилось, когда он начал отвечать на вопросы, поскольку говорил охотно, подробно и с явным интересом к собственному детищу. Первое, о чем упомянул постановщик, — различия в ментальности съемочных групп в разных странах (фильм идет на трех языках — русском, французском и немецком). Например, немцы категорически отказывались понимать, что русские могут запросто проработать несколько часов, когда горят глаза и дело спорится. Как это? Ведь смена-то 12 часов, не больше. Как не понимали и того, что русские могут приехать, отснять одну сцену часов за шесть и уехать. Как это? Ведь смена-то 12 часов, не меньше. Также прошелся постановщик по французскому актеру, который у него снимался, отметив, что тот был очень ленивым.
Когда у режиссера спросили о самой спорной сцене фильма и попросили дать ей трактовку, Кончаловский ответил, что сказал этой сценой ровно то, что хотел сказать. И раз он заставил зрителя сомневаться и задумываться, значит, снял хорошо. Сцена ровно такая, какой ее поймет зритель, а не объяснит режиссер. Добавил и то, что любой фильм в своем чистом виде не может привести к каким-то глобальным изменениям в мире. Но если заставляет задуматься, то это уже хорошо, ведь зрители делятся на две категории: одни попкорн в кино едят, другие — нет. Он хочет снимать и снимает фильмы как раз для второй категории. Ему дороги эти зрители, даже если их мало.
Хотя режиссер и сам какое-то время снимал кино «для всех» («Танго и Кэш», «Поезд-беглец»), сейчас предпочитает «бродить на ощупь в тумане», когда ищет тему для нового фильма. Сравнил это с некого рода безумием и порадовался, что в России, в отличии от Голливуда, такие безумства приемлемы. Андрей Сергеевич объяснил, что это связано с тем, что нет верного рецепта по созданию искусства. Есть рецепты по созданию продукта, и именно их использует Голливуд. А вот искусство — это когда зритель приходит в кино и на два часа впадает в детство. Искусство — это когда автор любит своих героев.
Несмотря на гегемонию фильммейкера на пресс-конференции, Юлии Высоцкой тоже удалось вставить пару слов. Так, она рассказала, что все актеры, готовясь к съемкам, читали много исторической литературы, посвященной законам времени, в котором жили их персонажи. Посетовала на то, что работа закончилась очень быстро (съемочный период длился всего три месяца), но порадовалась, что замужем за режиссером. Это давало ей возможность даже посреди ночи его будить, чтобы обсудить свою героиню.
Поведала Юлия и о том, что Андрей Сергеевич вводил главных актеров в образы очень интересным способом. Три дня по шесть часов кряду каждый из них сидел в закрытой комнате наедине с включенной камерой. Андрей Сергеевич на это сказал: «Я ищу в артисте не знаю что именно, но знаю, что в нем это есть».
Когда у режиссера спросили, может ли он что-то сказать об уходящем годе российского кино, Кончаловский ответил уклончиво. Он поведал, что смотрит кино редко, потому что эгоистичен и самодостаточен. Для того, чтобы он посмотрел какой-то фильм, проект должен пройти испытание временем. Если о картине продолжают говорить спустя год-два после выхода, значит, стоит с ней ознакомиться.
Учитывая, что большая часть действия фильма разворачивается в лагере нацистской Германии, тема немецкого менталитета тоже была затронута на пресс-конференции. Кончаловский высказал свое крайнее разочарование тем, что сейчас немецкая нация находится в катастрофическом состоянии из-за вбитого людям в головы чувства вины за грехи предков. У них нет культуры, а если и есть, то вся она насажена американцами. Немцы так боятся кого-то обидеть, что почти все время молчат. И это при том, что именно Германия подарила миру таких выдающихся личностей, как Ницше, Шопенгауэр, Гегель. Кроме прочего, постановщик выразил надежду на возрождение немецкой культуры.
Когда пресс-конференция подошла к концу, Андрей Сергеевич обратился к журналистам с благодарностью за тишину, внимание и глубокие вопросы, в которых чувствовалась личность спрашивающего.