Трейлеры к фильмам очень часто обманывают любителей кинематографа. Это не удивительно, ведь ролики часть промокампании, и основная задача создателей проекта заманить зрителя в кинотеатры. Привлеченные красивыми слоганами и меткими кадровыми развязками, мы спешим к широким экранам, чтобы узнать, так ли крут фильм, «как его малюют». Трейлер «Судной ночи» не то чтобы врет, но некоторое разочарование после просмотра картины все-таки присутствует.
Начать хотя бы с самой идеи — двенадцать часов в году насилие и убийство разрешено законом, это та самая Судная ночь, которая должна «помочь» американской нации упразднить безработицу, убийство и войны.
Предположим, правительству Штатов недалекого будущего (действие разворачивается в 2022 году) удалось запудрить нации мозги так, что ночь хаоса и жестокости не вызывает протестов и возмущений. Допустим даже, что другие страны по каким-то причинам закрывают глаза на происходящее. Но только лишь ежегодный выплеск агрессии и отстрел маргиналов может решить все проблемы? Даже такая категоричная мера оказывается слишком простым решением. Вот изобразим хаос, сумятицу или совсем уж беспросветную мировую тоталитарщину (вспоминаются «Королевская битва» и мейнстримовые «Голодные игры»), Судная ночь имела бы все права на существование, более того, была бы логичной. А так – «свежо предание, да верится с трудом».
Затем — сюжет. Благовоспитанное семейство укрывает бездомного. В ту самую ночь за несчастным охотится группа кровожадных подростков, и они готовы на все, чтобы убогого достать, а его спасителей покарать.
Тем, кому в течение многих лет удавалось пережить в относительном спокойствии Судную ночь, выпало испытать все ее «прелести» на себе. Вроде бы неплохо, но логика действий многих персонажей хромает на обе ноги. В первую очередь, вопрос к мучителям – так ли необходимо было многочисленной группе злых и обеспеченных молодых людей тратить целую ночь и дорогостоящую технику, чтобы выкурить одного несчастного бездомного, а потом покарать семью, которая, как выразился главный садист, «такие же, как они».
Человечным во всей этой суматошной беготне, нелепом стечении обстоятельств, и нагнетании атмосферы выглядит порыв гонимого подростка сохранить человеческое лицо и не озвереть. В плюс засчитаем умение режиссера и сценариста посмеяться над лицемерной традицией доброго американского соседства, а также за попытку развеять миф о белоизгородной идеальной Америке. Но это именно попытка, так как злой, но изящный сарказм «Красоты по-американски» фильму все равно не переплюнуть.
Что удалось создателям картины, так это в лучшем виде выдержать классику жанра триллера. Темный дом, беспощадные убийцы в страшных масках, резкие движения, преследование, звуковой ряд, усиливающий напряжение, – то, что работает силами актеров и не только. Однако классику жанра сопровождают и штампы: не обошлось без сексапильной девахи в школьной форме, без жутковатой машинки на колесиках, нагоняющей неуместного сюра, без странных, возвышенных заклинаний-молитв во славу великой державы и т.д.
Если не обращать внимания на недостатки, то получить удовольствие от просмотра картины можно. Фильм четко исполняет заданную функцию своего жанра – здорово пугает, пугает настоящей человеческой жестокостью, которая на самом деле куда страшнее проклятий, привидений и мертвецов, потому что мы не знаем ее границ. Но досада после финальных титров неизбежна. Досада оттого, что талантливые актеры (фактурный Итан Хоук и набирающая популярность Лена Хиди) потратили свое время, снявшись в проходном фильме, и оттого, что так неудачно воплотили интересную по сути идею. Фильм, претендующий на то, чтобы быть очень сильным, оставляет после себя ощущение пустоты.