Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
20.05.2012 19:32

60-е, 70-е, 80-е: смотрите на этой неделе

Опыт учит нас не верить в совпадения, но вообще-то они случаются. Иначе как можно объяснить тот факт, что три из четырех премьер этой недели недвусмысленно отправляют нас в недалекое прошлое, причем, хронология соблюдена виртуозно. Четвертая новинка никуда никого не возвращает, но тоже посвящена тонкой связи прошедшего и настоящего. Все это удивительно еще и потому, что все представленные фильмы только в России выходят в одно и то же время: в США и Европе они уже прошли. Так что мы явно имеем дело с локальным феноменом. Он отчасти, конечно, продиктован тем, что кино, как и литература, может похвастаться интересной и поучительной историей развития, и каждая новая картина волей-неволей обращаться к классическим примерам. Пусть это объяснение останется тем, кто в совпадения не верит.

Мы же поверим, нам не жалко.

В благословенные 60-е возвращает нас главная и самая ожидаемая премьера недели, комедийный боевик «Люди в черном 3». На экране все те же агенты Джей (Уилл Смит) и Кей (Томми Ли Джонс и Джош Бролин, который играет молодого Кея и делает это превосходно). Герою Уилла Смита для спасения своего напарника и всего человечества придется вернуться на сорок лет назад, в идиллическую Америку времен президента Кеннеди, серьезной наивности и еще новых длинных кадиллаков, которые уже очень скоро станут легендой. Стоит заметить, что 60-е в США стали таким же источником непрекращающейся тоски по прошлому, как 70-е в России: тогда, мол, все было зеленее, чище и интересней. Вряд ли российский зритель по достоинству оценит чужую ностальгию, но поклонников двух отважных борцов с инопланетной преступностью хватает и у нас, так что фильм без зрителя все равно не остается.

70-е в свою очередь были для советского зрителя временем открытия и торжества индийского кино, которое гремело на мировых подмостках два предыдущих десятилетия. Радж Капур и Митхун Чакраборти вряд ли известны нынешней молодежи, но в свое время это были звезды первой величины. Музыкальная мелодрама, классический жанр индийского кино, стала сама по себе легендарной, но «Красавица из трущоб», история любви небогатой девушки Тришны (Фрида Пинто) к «золотому мальчику» Джею (Риз Ахмед), снята в нарочито западной, голливудской, манере. От Индии остается только место действия, атмосфера, антураж, и как-то невольно ждешь, что все пустятся в пляс, а кто-то найдет через двадцать лет разлуки своего названного брата. Но фильм как раз и сделан о том, что западная цивилизация стирает все различия между культурами. Остается лишь история о том, какими мы все были разными.

«Запретная зона» (она же «Припять» или «Чернобыльские дневники») возвращает нас в 80-е и потому, что трагедия на Чернобыльской АЭС случилась в апреле 1986-го, и потому, что именно в 80-х вышли почти все классические фильмы ужасов. «Дети кукурузы» и «Кошмар на улице Вязов» — это 1984-й, всего за два года до потрясшей мир аварии на находящейся где-то в СССР атомной станции. Если не обращать внимания на то, что «Запретная зона» рекламируется как хоррор (этим она мало интересна, кстати: уж навидались мы хоррора-то), то весь смысл картины состоит именно в путешествии во времени. С одной стороны — в историческое прошлое, в эпоху заката великой державы, с другой — в прошлое жанровое (и в некотором роде личное), в то ощущение настоящего страха, с которым сегодня ужастики никто уже не смотрит. Если преодолеть силу привычки и погрузиться в это путешествие с головой, полтора часа в кинотеатре не пройдут даром.

Единственная премьера, в которой одна сплошная современность, — мелодрама «Встречный ветер» (в оригинале «Встречные ветра»), посвященная любви писателя Поля (Бенуа Мажимель) к своей ушедшей (не умершей, а пропавшей) жене Саре (Одри Тоту), поискам себя в мире звенящего одиночестве, вере и попыткам жить заново. Удивительным образом в фильме нет ничего нового: обычная современная европейская семейная история, рассчитанная на зрителей старше 30 лет. Неспешно, мягко, вкрадчиво — все словно бы специально для стоящего на пороге кризиса среднего возраста горожанина. И весь парадокс состоит в том, что на фоне яркости, неожиданных спецэффектов и рекламных ухищрений, путешествий по временам и странам, стрельбы по инопланетянам, а также леденящих кровь ужасов как-то особенно приятна именно простота, ясность и максимальная жизненность.

Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
75
Монти Пайтон и Священный Грааль
Monty Python and the Holy Grail (8.40)
76
Лоуренс Аравийский
Lawrence of Arabia (8.40)
77
Олдбой
Oldeuboi (8.40)
78
Амадей
Amadeus (8.40)
79
Развод Надера и Симин
Jodaeiye Nader az Simin (8.40)
80
Бункер
Der Untergang (8.40)
81
Китайский квартал
Chinatown (8.40)
82
Бесславные ублюдки
Inglourious Basterds (8.30)
83
История игрушек
Toy Story (8.30)
весь топ