Специально ко Дню российского кино (27 августа) независимая исследовательская компания Movie Research и исследовательский холдинг «Ромир» провели опрос общественного мнения среди жителей российских городов, чтобы узнать отношение россиян к отечественному кинематографу.
Результаты даже не обескуражили — шокировали! Исследование показало, что почти 20 человек из ста (18%) негативно настроены к отечественному кинематографу. По словам доктора социологических наук, президента «Ромира»Андрея Милехина, определенное развитие российского кино хоть и имеет место, но происходит как-то мимо зрителя. За последние 20 лет российская киноиндустрия пережила кардинальные изменения, которые требуют серьезного исследования, как это принято в странах с высоко развитым кинорынком. В России подобных исследований не проводится. И это лишь видимая сторона айсберга.
При этом доля тех, кто редко или вообще не смотрит российское кино в кинотеатрах, особенно высока среди молодежи в возрасте от 18 до 24 лет (почти 30%). В Америке означенная возрастная группа — ключевая целевая аудитория. Не нужно проводить специального исследования, чтобы понять, чьи кошельки составили львиную долю запредельных сборов миллиардеров этого лета — последних частей «Гарри Поттера» и «Трансформеров».
Полученные данные подтверждаются кинопрокатными итогами первой половины 2011 года, подведенными Movie Research, о которых мы уже упоминали в одном из недавних материалов.
Меньше, чем для половины опрошенных ( 42%), страна-производитель не имеет значения. То есть, принимая решение о походе в кино, они руководствуются другими соображениями. А значит, битва за этих зрителей между российскими и зарубежными картинами проходит в чистой конкурентной борьбе. Попробуйте угадать, на чьей стороне явный перевес — производителей отечественного или зарубежного кино?
«Современное кинопроизводство в России не настроено на создание фильмов, которые были бы конкурентоспособными по сравнению с наиболее востребованной зрителями голливудской продукцией, — комментирует ситуацию генеральный директор Movie Research Олег Иванов. — Большинство наших картин только провоцируют дальнейшую зрительскую апатию в отношении отечественного кино. Перелом может произойти только тогда, когда режиссеры и продюсеры повернутся к зрителям лицом и смогут отвечать их интересам и чаяниям».
Лишь 11% респондентов отдают безусловное предпочтение отечественным картинам. Таким образом, только 1 из 10 человек составляет гарантированную аудиторию, являясь столпом и представляя основу потенциальной аудитории российского кино. Именно они, вместе с 29% опрошенных (которые затрудняются ответить, пойдут они в кино или нет), несут на себе ответственную миссию спасителей отечественного кинематографа.
Наиболее лояльно настроены к российскому кино респонденты старше 45 лет. Среди них в три раза ниже доля редко и никогда не смотрящих российское кино, чем среди молодой аудитории, и почти в 1,5 раза выше число отдающих предпочтение российским фильмам. Это означает, что за последние 20 лет отечественное кино не смогло вырастить своего зрителя ни среди молодежи, ни среди людей среднего возраста. По-настоящему лояльными к бренду «сделано в России» остаются люди, выросшие на советских фильмах.
Подводя итоги, отметим, что, несмотря на заигрывания как с молодежной, так и с интеллектуальной аудиторией, отечественное кино продолжает оставаться оторванным от массового зрителя и решительно неуспешным в кассовом плане. Увы, не помогают и значительные вливания госсредств. При создании и финансировании российского кино давно пора переходить к принятой во всем мире практике, которая вовсе не является секретной.