Программа документального кино: Петербург 90-х для британцев
В среду, 13 июля, в петербургском Доме кино британский режиссер Кевин Сим представил свой фильм «Петербург!». Картина 1992 года закрывала программу документального кино II Международного Санкт-Петербургского кинофорума в секции «География кино. Северный свет».
Предваряя показ киноленты, режиссер отметил, что очень рад вернуться в город на Неве. А также встретиться с некоторыми героями своей ленты, в частности с его «экскурсоводом» по Питеру, которая сопровождала съемочную группу «Ленфильма» и английского режиссера в течение восьми месяцев.
Кевин Сим выразил надежду, что его взгляд на Петербург образца 1991-1992 года не отпугнет сегодняшних зрителей, а позволит нам посмотреть на город трех революций объективно, отстраненным взглядом.
«Петербург!» создавался специально для британцев, и каждую неделю в 90-е новый репортаж отправлялся в Лондон для показа в проекте «Письма из России». В каждом из них – своя история, портрет, боль, надежды и страхи. Своя правда. У всех героев, как у одного, вера в то, что наступает лучшее время.
Смешанные чувства испытываешь, когда смотришь на то холодное, голодное, бесцветное время, в котором переплелись языки и умы многих народов. Нарождающееся казачество (в Петербурге!) провозглашает себя остовом нации в 21-м веке, бывшие КГБ-шники уже успели «перекраситься» в демократические цвета и занять места повыше, чтобы руководить либерализацией (цен в том числе), «на манежах и аренах мильон меняют по рублю» Кашпировский и Чумак, православные батюшки охотно закусывают на банкетах, а брачные агентства предлагают богатый ассортимент заграничных женихов. И на фоне гремящих по улицам с вечными очередями трамваев российский историк Феликс Разумовский размышляет (для британцев - поясняет), «кто есть русский человек» и почему из трех заветных дорожек он непременно выберет «прямо пойти - убиту быть»...
Сразу признаемся, некоторых зрителей (особенно пожилых) картина все же напугала. Не знаем, что они ожидали увидеть в документальной ленте образца 90-х, однако возмущению во время просмотра не было предела. Остальная часть зрительского зала встретила финальные титры прохладными аплодисментами. Что лишний раз подтверждает, что «тема 90-х» не просто саднит - сложно (а скорее, не хочется) узнавать себя в многих персонажах картины.
Пожалуй, немногие смогли признаться себе, что 20 лет – срок небольшой, и мы по большому счету не готовы признать (что-то) и признаться (в чем-то). Легче махнуть рукой и, подобно героям ленты, выразить твердолобую уверенность, что все хорошее только впереди.
Кевин Сим в очередной раз продемонстрировал свой гений фотографической точности документалиста. Под музыку Каравайчука он медленно вплыл в город в 1991-м, и его корабль поднял волну, накрывшую нас спустя 20 лет.