«Итальянская мозаика» в калейдоскопе петербургского кинофейерверка
LostFilm.INFO продолжает подробный рассказ о фильмах ретроспективной программы II Санкт-Петербургского Международного Кинофорума, проходящего в эти дни в Северной столице. Сегодня с удовольствием представляем секцию «Итальянская мозаика».
От ретроспективных показов ожидают, прежде всего, концепции. Трудно выбрать что-то одно. Основная идея ретроспективы — показать итальянское кино по ту сторону неореализма. Еще до того, как сильная социальная подоплека неореализма стала исчерпываться, многие крупные режиссеры обратились к комедийной теме в ее социальном аспекте. Родился коммерчески успешный гибрид социальной комедии, очень далекий от современного варианта плоских коммерческих фильмов.
Такой срез позволил и авторскому кино высказаться на тему современной социальной реальности, поэтому наряду с крупными старыми именами мы видим, как это выглядит у Нанни Моретти и Маттео Гарроне.
Посмотрев все фильмы вместе, российский зритель откроет для себя жизнь страны, как будто он побывал в Италии в частных домах и увидел жизнь изнутри.
Напоминаем, что Кинофрум продлится еще три дня. В течение этого времени петербуржцы и гости этого города еще имеют возможность посмотреть фильмы, входящие в эту и другие программы киносмотра.
Четыре великих итальянских актрисы рассказывают и заново играют эпизоды, произошедшие с ними в реальной жизни. В «Прологе» (реж. Джанни Франчьолини) итальянские девушки пытаются победить на конкурсе красоты. В первом эпизоде Алида Валли, уже известная актриса навещает праздник «простых смертных». В эпизоде, снятом Росселини, Ингрид Бергман рассказывает на еще ломаном итальянском свою жестокую войну с петухом соседки. Луиджи Дзампа снимает портрет Изы Миранды с кратким и пронзительным эпизодом из ее жизни. Завершает картину восхитительный эпизод Лукино Висконти, где неудержимый темперамент Анны Маньяни вырывается наружу по вроде пустяковому, но особенному поводу.
Краткие и очень емкие зарисовки Италии шестидесятых, передающие с юморизмом разные ситуации итальянской жизни. В эпизоде «Монстр» два монструозных (один косой, второй кособокий) карабинера-полицейских арестовывают монстра-убийцу, перерезавшего всю свою семью, но теряющегося на их фоне. Уго Тоньяцци и Витторио Гассман соревнуются в роскошной интерпретации колоритных итальянских персонажей.
Пять разных ситуаций: корыстная красавица выходит замуж, еще одна красотка открывает новую черту итальянского мужчины шестидесятых: машина важнее и интереснее женщины, а незадачливый среднестатистический гражданин, попросив обычную справку, попадает в невероятную карусель новой бюрократии...
Победитель Каннского фестиваля в номинации «Лучший режиссер». Фильм сплетает три истории-эпизода в Риме, на Эольских островах и в римской больнице. Зеркало коллективных итальянских драм: смерть Пазолини, болезнь самого режиссера и отпускная страда летом — дают портрет Италии начала девяностых...
Фильм снят по книге «Тот боулинг на Тибре», своеобразная мозаика любовных тем, красоты итальянской реальности как изящного фона и лирической ностальгии. В конце ХХ века Италия чувствует себя частью Европы и последние эпизоды перетекают в реальность Парижа и французской провинции с помощью немецкого режиссера...
Отличающийся ленью и инертностью бывший юрист, а ныне художник-постановщик Сальватор опаздывает со сдачей своей работы для готовящегося спектакля. Неожиданно в квартире, которая служит студией для Сальватора, появляется ее хозяйка, бывшая актриса Розелла. Она каждый день болтается в студии, пока Сальватор заигрывает со своей ассистенткой Моникой, которая по ночам работает в баре и не особенно заботится о своей дочке. Однажды в студию заходит режиссер спектакля и обнаруживает, что большой макет Земли, над которым работал новоиспеченный сценограф, не только еще не закончен, но и слишком велик, чтобы вытащить его из квартиры. В этот день беспечная идиллия художника заканчивается...
Один из самых памятных и ценных примеров итальянской комедии, в этом фильме она пересекается с другими жанрами, далеко не комедийными, так как рассказывает историю длиной в 30 лет. Джанни, Антонио и Никола, бывшие партизаны, возвращаются каждый в родной город. Затем их судьбы снова пересекаются. Их свяжет любовь к одной женщине, Лучане, и именно через эту любовь показаны три десятилетия истории страны, от послевоенных надежд на лучшее будущее до жестоких разочарований. Названием фильм обязан хиту 20-х годов в исполнении тогда молодого Витторио де Сика, который скончался месяц спустя съемок фильма: ему авторы посвятили картину в заключительных титрах.