LostFilm.INFO представляет документальный фильм участника 33-го Московского международного кинофестиваля программы документального кино, в рамках секции «Свободная мысль» — «Положение среди звезд» голландского режиссера Леонарда Ретеля Хельмриха.
«Положение среди звезд» — завершающий фильм документальной трилогии, начатой картинами «Око дня» и «Очертания луны». Режиссер Леонард Ретель Хельмрих продолжает исследовать положение общества в современной Индонезии. Противоречия, разрывающие страну: борьбу между христианским и мусульманским мирами и между различными слоями общества — режиссер снова показывает на примере жизни одного семейства, живущего в Джакарте. Бабушка Румиджа воплощает собой прошлое страны, в то время как ее внучка Тари и сыновья Бакти и Дви, исповедующие ислам, символизируют ее настоящее — со всеми его противоречиями, проблемами и все возрастающим влиянием глобализации на традиционное общество. Фильм удостоился специального приза жюри на кинофестивале «Санденс», а также приза «За лучший полнометражный документальный фильм» на фестивале документального кино в Амстердаме.
Голландец Леонард Ретель Хельмрих получил международное признание за картину «Око дня» (2001); «Очертания луны» (2004) продолжили историю об индонезийской семье Сьямсуддин, а «Положение среди звезд» завершает эту трилогию. Кратко дав обзор кадров предыдущих частей (бабушка Румиджа в очереди, она же провожает внучку в город — навсегда), режиссер начинает фильм сценой мерцающих огоньков; постепенно экран заливает свет, и можно различить высокую траву, на которой подрагивает роса.
По сюжету в деревню, где Румиджа прожила всю жизнь, приезжают ее дети и увозят в город, чтобы она присматривала за внучкой, которая заканчивает школу. Румиджа прощается с соседкой, такой же пожилой как она. Та плачет и надеется на будущую встречу. Путешествие в Джакарту, из деревни в город, резко очерчивает проблематику фильма — есть в нем жесткий социальный заряд, этакое сопротивление. В этом смысле картина Хельмриха острая не только социально, но и политически. Румидже (как и нам) предстоит обозреть быт семьи Бакти, бедный район, в которой эта семья выживает, столкнуться с религиозными противоречиями.
Но публицистика все же не главное. Для Хельмриха важнее отношения семьи, за которой он наблюдал, считай, десятилетие. Они его и не замечают. В начале картины подвижность камеры немного сбивает с толку, кажется, будто для режиссера статичный кадр подобен смерти. Эти «красоты» к середине фильма сходят на нет (или мы слишком увлечены происходящим?). Полному вовлечению мешает постановочность некоторых кадров, хотя кто знает, насколько они поставлены? С одной стороны, документалист — наблюдатель, на которого семья вовсе не обращает внимания, с другой — активный свидетель событий, еще один член семьи, смело вторгающийся в жизнь Румиджи. Это она героиня. Старушка, всю жизнь прожившая в деревне. «Мы неудачники, — говорит она Бакти. — Но Тари должна учиться в колледже». — «Но у нас нет таких денег!» — возражает ей сын. Румиджа молчит. На следующий день она поведет Тари в банк и заложит свой дом для того, чтобы внучка училась. Девочка уже успела выпросить у бабушки новую «Нокию», девочка любит быструю езду, девочка отказывается ехать на выпускной на повозке с разукрашенным ослом. «Это национальный обычай, Тари», — говорит бабушка. «Я не из деревни, я городская!» — кричит Тари, и приходится вызывать такси.
В конце картины Румиджа вернется домой. Она привезет подружке газовую плитку с баллоном, чтобы той не приходилось каждый раз ходить за дровами. Ночью они идут в поле. Смотрят на звезды. «В городе так много света, что звезд не увидишь». Они поют песни, которые пели в детстве. Когда камера упирается в звездное небо, вспоминаешь начало (многочисленные росинки в темноте) и видишь титр «Положение среди звезд». Кем бы ты ни был...
Хельмриху удалось собрать богатый материал. Богатство человеческой жизни — разве не это дело документалиста? Мы только надеемся, что когда-нибудь доступной станет вся трилогия, и мы наконец узнаем историю семьи Съямсуддин полностью.