Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
27.04.2011 23:55

Рецензия на фильм Алехандро Иньярриту «Бьютифул»

Две великие загадки – Красота и Смерть волнуют множество умов, в том числе и кинематографические. «Красотой спасется мир» – с таким постулатом Достоевский потребовал от человечества вчувствования в мироздание. Христианский мир воспел Воскресение Спасителя «Смертию смерть поправ». Простые смертные, то есть мы с вами, в нашем неспешном быту задаемся такими вопросами не часто – все больше, когда по каким-либо причинам сталкиваемся с необратимыми фактами. Или когда читаем книги и смотрим фильмы, в которых подобные философские понятия становятся «ведущими».

У каждой страны есть свой кинематографист, который ведет постоянный диалог со зрителем на вечные темы. В случае Мексики – это, безусловно, Алехандро Гонсалес Иньярриту. Его трилогия Сука любовь, 21 грамм и Вавилон - кинематографическое пронзительное размышление режиссера о смерти – дало глоток свежего воздуха в мейнстриме современного кино. Иньярриту не заперся в андеграунде, поплевывая на простого зрителя с колокольни камерного авторского кино. И не стал говорить языком черной комедии, смахивая с помощью едкой сатиры и чернухи «невидимые слезы миру». Он рассказал простые истории доступным языком. О том, что все мы плаваем в кипящем «бульоне» из квантонов – то есть во Вселенной. И плаваем не случайно. Вкус, чувство меры и изобразительное мастерство позволило стать Иньярриту режиссером «красивого кино» - не картинкой (хотя она не уступает испанским полотнам Альмодовара), а героями, понятными и близкими нам.

Его последняя на данный момент картина Бьютифул была номинирована на «Оскар» в категориях «Лучшая мужская роль» и «Лучший фильм на иностранном языке», и на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. И видит кинематографический бог, Бьютифул был более достойным победы, чем британский говорящий король. По словам Иньярриту, он хотел снять «фильм-отражение нашего краткого и скромного пребывания в этой жизни». Режиссер сам написал сценарий и пригласил на главную роль известного испанского актера Хавьера Бардема. Но большинство персонажей картины сыграли непрофессиональные актеры! Иньярриту вышел на уровень художественной документалистики и таким образом позволил зрителю взглянуть на себя в зеркало. Так судьба сенегальской эмигрантки Диарьяту Дафф, которая работала в парикмахерской недалеко от Барселоны, практически полностью совпала с участью ее героини Иге.

Если в предыдущих картинах Иньярриту действие развивалось фрагментарно, со множеством пересекающихся сюжетных линий, на разных языках и в разных странах, то Бьютифул – это путешествие по закоулкам окраин Барселоны, где нет текучих дворцов Гауди. Изнаночный неоткрыточный мир Барселоны с ее нелегальными эмигрантами, трущобами, страшной нищетой и безысходностью оказался удивительно (при всех климатических несоответствиях) похож на российский. Наверное, он похож на каждый «окраинный мир» в любой стране. Демонстрируя другую реальность мировой столицы, режиссер намекает зрителю и на иную реальность в жизни вообще.
Бьютифул – не только история больного раком отца-одиночки, который воспитывает двоих детей и обладает даром слышать голоса мертвых. Она о способности в мире повседневного привычного ЗЛА любить и радоваться каждому дню, несмотря на неизбежность этого ЗЛА и смерти. Уксабаль живет в таком мире. Его бывшая жена – наркоманка с психическими отклонениями, которую лишили родительских прав. Сам Уксабаль помогает африканцам и китайцам найти поденную работу, что постоянно приводит к нежелательным столкновениям с полицией. И жить ему осталось два месяца, а для детей необходим опекун...

Проводник из мира мертвых в мир живых, Уксабаль передает последние слова и мысли умерших их родным. И он для Иньярриту просветленный человек, блаженный, кто достигает высшей степени смирения. Узнав о болезни, герой продолжает жить в привычном для себя ритме: обедает и ужинает с детьми, пытается наладить отношения с бывшей женой, ищет работу для эмигрантов, теряет и находит друзей… «Побеспокоится обо всем Веселенная», – слова старой учительницы объясняют простую философию отношения к жизни. Иньярриту демонстрирует ее на экране, приближая зрителя к притче.

«Мне хотелось, чтобы это было кино о жизни и о том, что происходит, когда она подходит к концу», - так Иньярриту прокомментировал замысел картины. Сложный характер Уксабаля, который начинает свою одиссею к «реке забвения», был воплощен Бардемом с такой жизненной достоверностью, как будто актер отдавал свою жизнь по капле на протяжении всего фильма. За эту роль Бардем удостоился главного приза в Каннах. «Возможно, Куросава был прав, когда говорил, что наши помыслы о трансцендентном - всего-навсего иллюзии», - Иньярриту оговаривается и продолжает варить «космический бульон». Спасибо ему за это!
Рубрика: Рецензия
Теги: пост, рецензия
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
3
Темный рыцарь
The Dark Knight (9.00)
4
Крестный отец 2
The Godfather: Part II (9.00)
5
Хороший, плохой, злой
Il buono, il brutto, il cattivo. (9.00)
6
Криминальное чтиво
Pulp Fiction (8.90)
7
Властелин колец: Возвращение короля
The Lord of the Rings: The Return of the King (8.90)
8
Список Шиндлера
Schindler's List (8.90)
11
Начало
Inception (8.80)
12
Властелин колец: Братство Кольца
The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring (8.80)
весь топ