Грандиозный финал великой трилогии. «Возвращению короля» — 20!
В декабре 2001 года режиссер Питер Джексон собрал Братство Кольца и пригласил зрителей в удивительный мир Средиземья. Еще через год он показал огромные армии двух крепостей, снабдил хоббитов невероятным компьютерным провожатым и снял, пожалуй, лучшую ночную баталию за все время существования кинематографа. В конце 2003 года Джексон должен был поднять планку качества еще один раз и выпустить на экраны заключительную часть «Властелина колец». Сегодня исполнятся 20 лет со дня начала широкого кинопроката «Возвращения короля».
Основной производственный этап саги прошел с 11 октября 1999-го по 22 декабря 2000-го. После этого съемочная команда на протяжении трех лет собиралась на пару месяцев для создания дополнительных сцен к каждой части трилогии. Некоторые из этих фрагментов попали в театральные версии фильмов, а другие были припасены для еще более эпичных режиссерских вариантов. Главная сложность при досъемках «Возвращения короля» заключалась в том, что к 2003 году многие декорации убрали на склад.
Ради студии Disney Анджелина Джоли дважды примеряла образ волшебницы Малефисенты. Похоже, актриса готова сделать это и в третий раз: в недавнем интервью она подтвердила, что появится в новой части «Малефисенты». Представители Мышиного дома эту информацию пока не комментируют.
Первые звоночки о том, что «Малефисента» обзаведется триквелом появились еще в прошлом году, но тогда проект находился на ранних стадиях разработки. Официальной информации о фильме и его режиссере нет до сих пор, однако ранее в списке претендентов фигурировали имена Гильермо дель Торо и Жауме Кольет-Серры.
Warner Bros. сведет на экране сразу двух обладательниц «Оскара»: голливудский гигант опередил конкурентов в борьбе за права на сценарий боевика «Мод против Мод» (Maude v Maude).
Сюжет картины придумал Скотт Мосье («Великий Человек-паук»). Детали сценария не раскрываются, но до инсайдеров дошли сведения, что зрителей ждет залихватский экшен о противостоянии женских версий Джеймса Бонда и Джейсона Борна.
Если бы в Голливуде не было Анджелины Джоли, ее нужно было бы придумать. Скандалистка, бисексуалка, разлучница; но вместе с тем невероятно талантливая актриса, мать шестерых детей, Посол доброй воли ООН и самая сексуальная женщина всех времен и народов — целая эпоха современного шоу-бизнеса. Родившись в семье актеров (ее отец — лауреат «Оскара» Джон Войт, а мать — канадка Маршелин Бертран), ее судьба, казалось, была предрешена с самого начала, но для того, чтобы стать знаменитой, сначала ей пришлось перебороть саму себя.
Родители Энджи разошлись, когда ей был всего год. Матери пришлось забрать девочку вместе с братом и уехать из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк. Того переезда Анджелина, может, и не помнит, а вот обида на отца у нее сохранилась надолго. В 2002 она окончательно решила порвать соотношения с ним и отказаться от своей второй фамилии — Войт. После этого она стала просто Анджелиной Джоли. Отец, в свою очередь, в одном из интервью заявил, что у его дочери «большие психические проблемы».
Неполная семья не могла не отразиться на характере будущей звезды. Хотя тогда в то, что она может прославиться, не верила, в первую очередь, сама Анджелина. Это сейчас она — икона, эталон, предмет обожания и объект любви. Тогда это был дикий, тощий ребенок, в черной одежде и с красными волосами. Когда девочке исполнилось 11, ее семья снова вернулась в Лос-Анджелес, где Энджи поступила в киношколу Ли Страсберга (в свое врем оттуда вышли такие величины, как Аль Пачино, Роберт Де Ниро, Дастин Хоффман). Анджелина также пыталась стать моделью, но безуспешно: ее нестандартный внешний вид не оставлял шансов.
К пободным ударам по самооценке трудно подготовиться, тем более, что в таком сложном возрасте всегда кажется, что жизнь — это одна большая мука. Сильно переживая все свои неудачи, Энджи страдает депрессией, начинает коллекционировать ножи и наносить себе порезы на тело. Потом, в интервью, она объясняла это тем, что только так могла почувствовать себя живым существом. В то же время появляются и первые татуировки.
К счастью, к 16 годам садо-мазо игры закончились. У Анджелины наконец-то начала проклевываться карьера. Сначала была работа моделью в Штатах и Европе, несколько музыкальных клипов (у Ленни Кравица, Rolling Stones и Мита Лофа), пять экспериментальных фильмов брата, и «Киборг 2» — первый «большой» фильм Джоли. Конечно, особой славы он не принес, а у самой актрисы ее экранный образ вызвал отвращение, но тогда-то на нее и обратили внимание. Тем более, что это был уже далеко не гадкий утенок…
Но по-настоящему Анджелину заметили после фильма «Хакеры». Образ Кислоты — так звали ее персонаж – можно назвать тогдашним отражением Энджи: дерзкая, волевая и… безумно сексуальная. Там же она познакомилась со своим первым мужем, актером Джоном Ли Миллером. Повстречавшись какое-то время, они решили пожениться, причем свадьба удалась «на славу»: молодожены пришли в черных джинсах и белых майках. На спине у Джоли красовалось имя будущего супруга, которое она написала… собственной кровью. Действительно, а почему бы и не пожертвовать собой ради любимого? Кстати, во время следующего брака она тоже напишет имя мужа на себе — сделает татуировку специально для Билли Боба Торнтона. К сожалению, потом ее придется сводить…
Первую награду за свою работу Джоли получает за телевизионный фильм «Джордж Уоллес», где играет вторую жену губернатора штата Алабама Джорджа Уоллеса. За эту роль она получает свой первый Золотой Глобус. Закрепить успех ей удается в картине «Джиа».
Это именно та роль, которую многие актеры ждут годами, но Джоли упорно не хотела играть в этом фильме. «Джиа» — биографическая лента о популярной в 70-х модели Джии Каранджи, которая стала одной из первых женщин в США, заразившихся СПИДом. Анджелина боялась, что эта роль будет для нее пророческой, потому что они с Джией были очень похожи — обе были печально известны пристрастием к наркотикам, бисексуальностью и скандальным поведением. В итоге Джоли согласилась играть, а фильм стал для нее скорее счастливым билетом, нежели проклятием: второй Золотой глобус, восторженные критики и всемирное признание таланта. К сожалению, этот фильм был снят только для телевидения, поэтому Энджи не смогла претендовать на «Оскар» (хотя имела бы реальные шансы взять статуэтку). Ситуацию исправил фильм «Прерванная жизнь».
Благодаря этой картине Джоли стала одной из первых актрис, которые получили 3 Золотых глобуса подряд. Но самое главное — это, конечно же, «Оскар» за роль второго плана. В «Прерванной жизни»Анджелина играет Лису Роу, пациентку психиатрической клиники, весьма агрессивную социопатку. Этот фильм вообще-то обставляли как возвращение Вайноны Райдер, но игра Энджи слкгка нарушила планы.
После такого успеха, конечно, можно было и расслабиться. Анджелина снимается в летнем боевике «Угнать за 60 секунд», где особой актерской игры не требовалось — достаточно было медленно двигаться, томно смотреть и сексуально водить машину (будем откровенными, этим приемом владеют далеко не все женщины).
Оставалось только одно — создать такой образ в кино, который всегда будет вспоминаться при одном упоминании твоего имени. Такая возможность представилась уже в следующем году, когда на экраны вышел фильм «Лара Крофт: Расхитительница гробниц». Во многом благодаря Анджелине он стал самой успешной экранизацией компьютерной игры, а сама актриса с тех пор ассоциируется с короткими шортами, длинными ногами, мощным хуком и двумя огромными пистолетами в нежных руках. Точное попадание, и этот образ окончательно «уходит в народ», а Джоли становится культурным феноменом.
Во время съемок «Лары Крофт», Анджелина сделала первую попытку помириться с отцом, который тоже играл одну из ролей в этом фильме. Но, окончательно разругавшись, они отложили решение семейного конфликта еще на несколько лет. Джоли продолжала обвинять его в том, что именно он и его измены развалили семью, и впоследствии запретила видеться с внуками и присутствовать на семейных праздниках.
По большому счету, к тому моменту Джоли добилась всего, о чем только можно было мечтать. Может, осознание этого, а может, увеличивающееся количество приемных детей повлияли на качество фильмов, в которых она снималась? Особого восторга ни у критиков, ни у зрителей не вызвали ни «За гранью», ни «Жизнь или что-то вроде этого», а особенно сиквел «Лара Крофт: Колыбель жизни», который совершенно провалился в прокате. Анджелину четыре раза номинировали на «Золотую малину», но, к счастью, ни разу этой «награды» она не получила. Впрочем, больше пользы миру в то время (да и сейчас) принесла ее благотворительная деятельность. Получив звание Посла доброй воли ООН, она объехала весь земной шар с гуманитарной помощью, и даже побывала в России на Северном Кавказе. Джоли стала не просто актрисой, а весьма влиятельной персоной в мире — в 2005 она была приглашена для доклада на Всемирный экономический форум в Давосе, а журнал Timeв 2007 включил ее в список 100 самых влиятельных людей на планете.
Вернуть былые формы удалось после фильма «Мистер и миссис Смит». Взрывная во всех смыслах пара Джоли и Брэда Питта стала одним из самых ярких событий того киносезона: двое самых красивых актера планеты в кадре, два самых красивых актера планеты бьют друг друга ногами, два самых красивых актера планеты составили самую красивую пару планеты! Кажется, придумать чего-то лучше просто невозможно. Пострадавшей стороной здесь, конечно же, оказалась Дженнифер Энистон, но об этом в другой раз. Невероятно близкой и такой родной стала Анджелина после съемок у Тимура Бекмамбетова в «Особо опасен» — и снова этот образ настоящей американской женщины, которая и по поезду идущему пробежит, и пулю зубами словит.
Совершенно иной Джоли оказалась в фильме Клинта Иствуда«Подмена». Здесь она играет мать, у которой похитили ребенка. Через несколько дней малыша возвращают, но оказывается, что это — подмена, а настоящий мальчик стал жертвой серийного убийцы. Эту роль она не могла не пропустить через себя, и как итог, получила номинацию на «Оскар».
Вот именно здесь хотелось бы поставить многоточие (а какие еще знаки должны быть после «Солт» и «Туриста»?). Все время кажется, что Анджелина Джоли, стала так популярна потому, что она — настоящая, со всеми полагающимися комплексами, ошибками и недостатками. В одном из интервью Энджи рассказала, что стесняется сниматься обнаженной — спасают разве что татуировки, не раз признавалась, что на самом деле у нее было не так много партнеров, как ей приписывают в СМИ, после свадьбы с Брэдом Питтом она вообще крайне редко появляется в желтой прессе. Но самое главное: она наконец помирилась с отцом. Осталось только получить «Оскара» за главную роль — кто знает, — может, «Клеопатра» станет еще одним «звездным часом» для Джоли. Хотя, какой там «звездный час», если в нашем случае это «звездная жизнь»?
Грандиозный финал великой трилогии. «Возвращению короля» — 20!
В декабре 2001 года режиссер Питер Джексон собрал Братство Кольца и пригласил зрителей в удивительный мир Средиземья. Еще через год он показал огромные армии двух крепостей, снабдил хоббитов невероятным компьютерным провожатым и снял, пожалуй, лучшую ночную баталию за все время существования кинематографа. В конце 2003 года Джексон должен был поднять планку качества еще один раз и выпустить на экраны заключительную часть «Властелина колец». Сегодня исполнятся 20 лет со дня начала широкого кинопроката «Возвращения короля».
Основной производственный этап саги прошел с 11 октября 1999-го по 22 декабря 2000-го. После этого съемочная команда на протяжении трех лет собиралась на пару месяцев для создания дополнительных сцен к каждой части трилогии. Некоторые из этих фрагментов попали в театральные версии фильмов, а другие были припасены для еще более эпичных режиссерских вариантов. Главная сложность при досъемках «Возвращения короля» заключалась в том, что к 2003 году многие декорации убрали на склад.
Когда Джексону потребовалось переработать сцену на Роковой горе, он не стал собирать заново даже часть вулкана. Поскольку Энди Серкис работал в костюме для захвата движений, фрагменты с Голлумом сняли прямо у постановщика дома. Питер создал в гостиной небольшую полосу препятствий, а эксперты Weta записали на компьютер все нужные данные с датчиков Серкиса. Цифровому отделу компании осталось лишь совместить захваченные движения с отснятыми ранее сценами. Остальные досъемки прошли на одной из веллингтонских парковок. Из-за многообразия сцен она превратилась в настоящий калейдоскоп Средиземья: всего за пару минут участники съемочной группы могли побывать в Шире, Рохане, Мордоре и Минас Тирите.
Белый город
Поклонники творчества Дж.Р.Р. Толкина с нетерпением ждали премьеры триквела, ведь он сулил долгожданное путешествие в столицу Гондора. Минас Тирит уже мелькал в предыдущих частях трилогии, но тогда Джексон не стал показывать его главные достопримечательности. Режиссер не подвел фанатов Профессора: как и в случае с «Братством Кольца» и «Двумя крепостями», Джексон ориентировался в первую очередь на иллюстрации Алана Ли и Джона Хоу. Авторы рисунков ко множеству книг о Средиземье охотно отозвались на предложение поучаствовать в создании кинотрилогии и оказали неоценимую помощь художникам Weta.
На основе изображений Ли и Хоу неподалеку от Веллингтона построили декорации ключевых локаций Минас Тирита. Чтобы сэкономить время и средства, команда проекта возвела город прямо поверх уже ненужной к тому времени Хельмовой Пади. Результат поражал воображение. Декорации были настолько большими, что в них можно было заблудиться.
Величие «Властелина колец» во многом обеспечило то, что авторы трилогии были фантастически внимательны к мелочам. Дизайн Минас Тирита был вдохновлен сразу несколькими средневековыми городами. При следующем просмотре «Возвращения короля» читатели LostFilm.INFO могут обратить внимание, что некоторые здания украшают специальные знаки гильдий. Все, как могло бы быть в реальном городе Средневековья. В подобном месте также вполне могли быть проблемы с крысами. Ни один зритель не задался бы этим вопросом во время просмотра, но для правдоподобности авторы фильма создали на одной из улочек Минас Тирита лавку крысолова. Чтобы она выглядела максимально аутентично, над входом повесили фальшивые чучела пойманных грызунов.
Поскольку речь шла о штурме города силами зла, эксперты Weta построили сразу два варианта массивных восьмиметровых ворот. Первый использовался для сцен в начале нападения, ну а по второму как следует прошлись Грондом.
Чтобы сократить время на переезды, часть декорации для интерьерных сцен построили на закрытой веллингтонской фабрике. Декораторы могли бы сэкономить время, возведя троны короля и наместника из каких-нибудь легких для обработки материалов, но они решили подчеркнуть величие главного зала Минас Тирита и изготовили кресла из камня. Немало сил ушло и на создание доспехов гондорской армии. При дизайне брони художники ориентировались на гравюры с изображениями итальянских и немецких солдат XVI века. Работа костюмеров и кузнецов заслуживает всех возможных наград: даже пряжки на ремнях воинов были выполнены вручную, а не сделаны на конвейере.
Для общих видов Минас Тирита уже по традиции использовались невероятно детализированные миниатюры студии Weta. Читатели наших предыдущихстатей о создании «Властелина колец» помнят, что эти модели носили такое название исключительно из-за соотношения с реальными размерами крепостей. На самом деле одна из использовавшихся миниатюр города достигала семи метров в высоту и 6,5 м в диаметре.
Королевские дары
Тронный зал Минас Тирита был настолько огромен, что создателям фильма не хватило места в обычном съемочном павильоне. В итоге им пришлось арендовать портовый склад. Когда строители возвели зал, стало понятно, что даже этого места недостаточно. Между стеной склада и декорациями остался лишь узкий проход, в который уже не входили осветительные приборы. К счастью, работа над трилогией объединила, кажется, всю Новую Зеландию. Владельцы склада разрешили испортить свое имущество и дали прорезать дыры в стенах, чтобы авторы фильма повесили освещение снаружи здания. Благодаря такому красивому жесту тронный зал в фильме выглядит огромным и хорошо освещенным.
В сценарии не было ни одной сцены, в которой наместник Гондора обнажает свой меч. Тем не менее создатели фильма в очередной раз проявили уникальное внимание в мелочам. Они могли бы изготовить только роскошную рукоять, но выковали весь клинок целиком. Джон Ноубл признался, что наличие настоящего меча на поясе помогло еще лучше вжиться в образ Денетора. Оружие также стало прекрасным подарком по случаю завершения съемок. Мечи своих персонажей также забрали домой Иэн МакКеллен, Вигго Мортенсен и исполнители ролей хоббитов. Лив Тайлер получила в дар одно из роскошных платьев Арвен, а Элайджа Вуд и Энди Серкис — кольца всевластия. Любопытно, что в течение долгого времени оба актера думали, что являются единственными владельцами того самого золотого колечка. В действительности Питер Джексон распорядился изготовить для исполнителей ролей Фродо и Голлума две одинаковые копии ценного реквизита.
По улицам слона возили
Эпичный размах сражения на Пелленорских полях усилили мумакилы. Напоминающих слонов исполинов создали благодаря достигшей невероятных высот компьютерной графике. В один прекрасный день в офис Weta заглянул Джексон, который сказал, что для некоторых сцен ему потребуется полноразмерный поверженный мумак. Сотрудники Weta в шоке переглянулись, но руководитель студии Ричард Тэйлор пожал плечами и сказал: «Сделаем». Работа началась с создания стоящей на четырех ногах полуметровой пластилиновой модели. Придя на очередную инспекцию в художественный отдел, Тейлор неожиданно поднял мумака и к ужасу присутствующих бросил того на пол. Пластилин сложился именно так, как если бы речь шла о падении реального слона. Получив правдоподобную модель погибшего гиганта, эксперты Weta начали изготавливать полномасштабный макет.
На работу ушло шесть недель. Итоговый вариант оказался настолько огромным, что его пришлось разделить на несколько частей. К тому времени жители Веллингтона уже привыкли к кинематографическим чудесам, но даже для них стало сюрпризом, когда по улицам города проехали 15 грузовиков с бивнями, телом и ушами мумака. После сборки модели в нее воткнули 600 стрел и копий. Когда на съемки приехал Джексон, он то ли в шутку, то ли всерьез заявил: «Я думал, туша окажется еще больше». На тот момент это была крупнейшая единица реквизита в мировой киноистории. Благодаря операторским трюкам и разным углам съемки эту модель использовали как в общих батальных сценах, так и в поединке Эовин с Королем-чародеем.
Бестиарий Профессора
Изначально в фильме использовалась другая модель шлема предводителя назгулов. Просмотрев отснятый материал, Джексон заметил, что дизайн Короля-чародея напоминает Саурона. Зрителям могло показаться, что на Пеленнорские поля прибыл сам Темный властелин. Эксперты Weta тут же предложили несколько новых вариантов дизайна. Режиссер остановил выбор на шлеме, центральный шип которого напоминал пику.
По ходу работы также сменился внешний вид Глашатая Саурона. В шлеме имелась прорезь только для рта, поэтому Брюс Спенс не видел, куда направлять лошадь. Та оказалась не рада встрече с другими четвероногими актерами и начала брыкаться. К счастью, дело не закончилось травмами: во время нескольких напряженных дублей Спенс каждый раз чудом удерживался в седле.
При монтаже фильма Джексону захотелось сделать Глашатая еще более страшным. Режиссер хотел обработать изображение на компьютере и показать рот злодея не горизонтальным, а вертикальным. Питер посмотрел тестовый материал и выдал другую идею: уста антагониста остались в прежнем положении, но увеличились в два раза. Так персонаж стал выглядеть куда более жутким.
В битве у Черных врат Арагорн должен был сразиться с самим Сауроном. Эти сцены даже отсняли, но в итоге Джексон решил, что поклонники Толкина сочтут подобную баталию перебором. Режиссер не стал лишать Арагорна заслуженной минуты славы: эксперты по CGI нарисовали поверх Саурона могучего тролля. Переработке также подвергли сцену сражения Фродо и Голлума. В первом варианте казалось, что хоббит столкнул соперника вниз предумышленно. Фрагмент пересняли так, чтобы ни у кого не возникло сомнений, что герои свалились с уступа в борьбе.
Джеймс Кэмерон однажды сказал, что съемки кино — это лучшая терапия. С этими словами наверняка согласится Питер Джексон. Режиссер с раннего детства страдает арахнофобией. Питеру пришлось взглянуть страху в глаза, когда он начал работать над сценами с Шелоб. Художники Weta создали так много вариантов зловещей морды паучихи, что у Джексона буквально разбегались глаза. Режиссер не смог выбрать лучшую иллюстрацию. Вместо этого он привел в офис Weta своих детей и попросил указать на самую страшную картинку.
Прощание со Средиземьем
Сцена отплытия Фродо в Валинор далась актерам нелегко. Четверка хоббитов расплакалась на самом деле. Когда Джексон приступил к монтажу, он обнаружили, что костюм Сэма отличается от той одежды, в которой Шон Эстин появился в предыдущем фрагменте. Сцену пришлось переработать во время досъемок. Актеры вновь разыграли трогательное прощание с Фродо. Только они разошлись по своим трейлерам, как со съемочной площадки пришла печальная новость — пленка с только что снятой сценой оказалось испорченной. Напряженный эмоциональный фрагмент пришлось переигрывать в третий раз.
От многочисленных дублей также настрадались актеры, участвовавшие в работе над сценой атаки Рохана. В массовку позвали почти две сотни всадников со всех уголков Новой Зеландии. Остальных воинов должны были добавить с помощью компьютерной графики. Всего в фильме оказалось около полутора тысяч сцен с CGI. Это в два раза больше, чем было в «Двух крепостях». Столь значительное увеличение CG-персонажей вполне объяснимо. Если в битве за Хельмову Падь участвовали 10 тыс. орков, то на Пеленнорские поля прибыли уже 200 тыс. воинов Саурона. Джексон хотел добиться идеального кадра во фрагменте, когда роханцы срываются с места и начинают атаку.
Режиссеру потребовалось несколько десятков дублей, в перерыве между которыми всей армии Теодена приходилось возвращаться на стартовые позиции. С учетом съемок с разных камер у Питера получилось 2,5 часа только одной этой сцены. В финальную версию фильма попали лишь 1,5 минуты самого впечатляющего материала. Успех «Возвращения короля» в очередной раз поднял вопрос о необходимости вручения «Оскара» за постановку трюков. Сцена конной атаки стала одним из лучших примеров выдающейся каскадерской работы. Кони неслись на полной скорости, поэтому изображавшие орков трюкачи подвергали себя реальной опасности и должны были реагировать на происходящее в долю секунды.
Монтаж фильма оказался столь же сложен, как и сами съемки. Джексон проявил прозорливость и сразу решил, что монтировать все три части трилогии будут разные люди. При работе над первым фильмом ему помогал Джон Гилберт, сиквел создавался под контролем Майкла Хортона, а при создании «Возвращения короля» Питер смог рассчитывать на своего старого друга и постоянного коллаборатора Джэми Селкирка. Постпродакшен начался еще в ноябре 2002-го. Через несколько месяцев создатели фильма подготовили черновую версию фильма длительностью в 4,5 часа. Студия настояла на сокращении хронометража. В результате к декабрю 2003 года Джексон остановился на варианте с продолжительностью в 3 часа 21 минуту.
Режиссеру пришлось пожертвовать сразу несколькими важными сценами. Так, из театральной версии фильма пропал фрагмент с Саруманом. Кристофер Ли остался разочарован тем, что судьба его персонажа решилась за кадром, и всерьез обиделся на Джексона. К счастью, конфликт удалось погасить. Сначала Питер использовал сцену в режиссерской версии триквела, а затем и вовсе окончательно помирился с Ли, пригласив последнего в актерский состав «Хоббита».
Из-за разницы в росте персонажей многие фрагменты с хоббитами снимались на синем экране и добавлялись в кадр на постпродакшене. Именно так произошло со сценой коронации Арагорна. Основная работа шла с участием высоких персонажей. Четверку хоббитов, перед которой кланяются благодарные жители Гондора, снимали немного позже. Работа на синем фоне не требовала присутствия остальных звезд трилогии, но Вигго Мортенсен все-таки заглянул на съемки этой сцены. Исполнитель роли Арагорна встал за кадром, надел на голову бумажную корону и лично поклонился перед четверкой актеров, сыгравших отважных полуросликов.
Спасибо, Новая Зеландия
Джексон хотел, чтобы заключительный фильм трилогии вышел идеальным. Неудивительно, что последние рабочие месяцы превратились в напряженную гонку со временем. До финальной сдачи картины оставалось пять недель, а экспертам Weta нужно было закончить столько же сцен с компьютерной графикой, сколько было во всем первом фильме. Чтобы ускорить обработку кадров, компании пришлось делать пристройку к основному зданию и размещать там дополнительные процессоры. Из-за сложного монтажа практически до самой премьеры также кипела работа над сведением звука и записью саундтрека. Сдачу картины в нужный срок обеспечили невидимые и редко воспеваемые герои кинематографа: закадровой команде проекта пришлось на несколько месяцев забыть о семьях, личных делах и выходных днях. Цейтнот был настолько сильным, что Джексон отправил пленку в тираж, так и не успев посмотреть фильм от начала до конца. Режиссеру, как и миллионам обычных зрителей, пришлось ждать выхода «Возвращения короля» в кинотеатрах.
Чтобы отблагодарить жителей Новой Зеландии за помощь в работе над трилогией, студия New Line провела мировую премьеру в Веллингтоне. Она состоялась 1 декабря 2003 года. Здание кинотеатра Embassy Theatre украсила громадная фигура предводителя назгулов, а на улицы города вывалили десятки тысяч людей. По самым скромным подсчетам, встречать команду «Властелина колец» в тот день вышел каждый четвертый житель Веллингтона. Стало понятно, что ажиотаж вокруг «Возвращения короля» просто огромен.
Через пару недель блокбастер начал широкий прокат. В конце февраля 2004 года он стал вторым в истории фильмом после «Титаника», которому покорился миллиард долларов в международном бокс-офисе. Итоговые сборы триквела составили $1,147 млрд. Если принять во внимание доходы от продаж фильмов на DVD и релиза подарочных режиссерских изданий, трилогия принесла New Line Cinema более $6 млрд при $300-миллионных вложениях в производство.
Волшебный вечер
Благодаря успеху двух предыдущих частей студия смогла увеличить бюджет на оскаровскую кампанию фильма. Нельзя сказать, что сезон раздачи наград складывался для триквела идеально. На счету «Возвращения короля» оказались весьма скромные четыре номинации на «Золотой глобус», а Национальный совет кинокритиков и вовсе допустил какое-то святотатство, не включив фэнтезийный блокбастер в десятку лучших картин года. Момент истины настал 27 января 2004 года, когда своих номинантов представила Американская академия кинематографических искусств и наук. Авторы трилогии смогли выдохнуть: лента оказалась представлена в 11 категориях. Несмотря на это, продюсеры расстроились из-за отсутствия хотя бы одной актерской номинации. New Line активно продвигала кандидатуры Вигго Мортенсена и Иэна МакКеллена, но академики заполнили списки в категориях для актеров первого и второго плана другими именами.
29 февраля команда «Возвращения короля» прибыла в кинотеатр Kodak на 76-ю ежегодную церемонию вручения премии «Оскар». «Мы и так были в восторге, а нас еще и посадили неподалеку от Принса, — вспоминает Доминик Монаган. — Он сидел на один ряд впереди нас. Во время одной из первых рекламных пауз прямо мимо меня прошла Анджелина Джоли. Я сказал Шону Эстину: "Боже, какая она красивая". Он ответил: "Подойди, поговори с ней". А я говорю: "Нет. Ты с ума сошел?"».
«В тот вечер я познакомился с Одри Тоту, — добавил Элайджа Вуд. — Мы с ней пообщались за кулисами. Кажется, она не поняла ни слова из того, что я говорил». Пока актеры заводили приятные знакомства, команда блокбастера начала выигрывать первые технические награды. «Я испытывал огромную радость каждый раз, когда после вскрытия конверта назывались знакомые мне имена, — признался Питер Джексон — Это было прекрасно, но с каждой новой победой напряжение нарастало».
«Некоторые называют церемонии вручения "Оскара" скучными, — сказал Моганан. — К черту таких людей. Мы выиграли 14 статуэток! Ну, ладно-ладно. Не 14, а 11. Но мне точно должны были дать награды за лучшую прическу и самый стильный костюм». «Возвращение короля» набрало такой крейсерский ход, что поднявшиеся за «Оскаром» за лучший иностранный фильм года продюсеры «Нашествия варваров» выдали лучшую шутку вечера: «Нам сказочно повезло, что "Властелин колец" не был заявлен в нашей категории».
«Я был особенно рад, когда Питер получил приз за лучшую режиссуру, — сказал Элайджа Вуд. — Фильм стал плодом работы тысяч людей, но важнейшую роль в его реализации сыграло уникальное видение Джексона. Мы больше всего хотели, чтобы он выиграл именно в категории для режиссеров».
После 3 часов и 40 минут постоянного напряжения и искренней радости от побед дело дошло до финального приза вечера — «Оскара» за лучший фильм года. К тому времени любители статистики уже поняли, что дело может закончиться повторением кинорекорда «Титаника» и «Бен-Гура», собравших по 11 наград в рамках одной церемонии. На сцену поднялся легендарный Стивен Спилберг. Было бы великой несправедливостью, если бы в конверте с именем победителя оказалось какое-то другое название. К счастью для всех поклонников фэнтези, «Возвращение короля» закончило идеальный вечер одиннадцатью из одиннадцати возможных статуэток. Предыдущий рекорд по числу побед в каждой из заявленных номинаций принадлежал «Жижи» и «Последнему императору», выигравшим по девять призов.
«После завершения церемонии мы сходили на вечеринку, организованную фанатским сообществом The One Ring, — вспоминает Иэн МакКеллен. — Потом нас ждали еще несколько мероприятий. Шампанское лилось рекой. Это был прекрасный подарок всей киноиндустрии Новой Зеландии, которая смогла выиграть на той церемонии столько же "Оскаров", сколько все вместе взятые голливудские фильмы. В чем заключается главный секрет "Властелина колец"? Кто-то скажет, что дело в уникальном размахе, объединившем 25 тысяч людей по обе стороны камеры. Другие отметят сочетание традиционного повествования с передовыми технологиями. Третьи назовут в первую очередь красоты Новой Зеландии. Мой ответ прост. В свое время Дж.Р.Р. Толкин создал по-настоящему удивительный мир. Питер Джексон помог поверить в его существование».
История на века
В ноябре 1995 года Джексон позвонил своему агенту и попросил узнать, кому принадлежат права на экранизацию «Властелина колец». Так началась многолетняя история создания одной из величайших трилогий в истории кинематографа. Джексон не был бы Джексоном, если бы даже после триумфа на «Оскаре — 2004» не снял одну дополнительную сцену для расширенной версии фильма. В театральном варианте «Возвращения короля» Арагорн, Гимли и Леголас пробираются сквозь падающие черепа. Джексон решил усилить сцену. Мечтавшим о заслуженном отдыхе экспертам Weta пришлось на пару дней отложить отпуска и изготовить несколько дополнительных копий черепов. На основных съемках использовалось сотни полномасштабным макетов для сцен с участием актеров, а также 80 тыс. мелких черепов для съемки дальним планом. На сей раз Джексону потребовалось всего несколько лишних моделей для возникшей в его голове дополнительной сцены. После окончания досъемок он пошутил, что стал первым режиссером в истории, который работает над уже выигравшей «Оскар» картиной.
После нескольких лет работы, 17 выигранных «Оскаров», 70 тыс. пошитых костюмов, десятков слепленных миниатюр, построенного на натуре Шира, изобретения революционных компьютерных эффектов и блестящего выступления в международном прокате путешествие в Средиземье было закончено. Каждый поклонник «Властелина колец» просто обязан хотя бы раз досмотреть до конца финальные титры «Возвращения короля», чтобы отдать дань уважения тем тысячам людей, которые тратили свои силы, нервы, талант и безграничную фантазию на создание этих картин — от рисковавших жизнями каскадеров до работников кухни, которые вставали в 4 утра, чтобы накормить ораву актеров, статистов и участников съемочной группы. Выдающаяся работа окупила себя. Новая Зеландия стала желанным местом для съемок, кинокарьеры звезд трилогии пошли в гору, а студия Weta превратилась в одного из мировых лидеров в области спецэффектов, костюмов и грима.
Еще на премьере первой части франшизы Джон Рис-Дэвис сказал: «Когда через 20 лет зрители начнут оглядываться назад и вспоминать "Властелина колец", они будут говорить: "Это один из десяти величайших кинематографических опытов в моей жизни"». Слова оказались пророческими. Двадцать лет пролетели как один день, а трилогия Джексона не утратила ни толики своего величия. У каждого поклонника «Властелина колец» наверняка связано с этими фильмами множество ярких, светлых и теплых воспоминаний. И они обязательно будут множиться при каждом новом просмотре трилогии. Кто знает, возможно, мы больше никогда не увидим картин такого масштаба и проработки.
Бюджеты блокбастеров растут, но с каждым годом становится все сложнее и сложнее представить, что студии вернутся к строительству миниатюр, съемкам на натуре, практическим трюкам, ювелирной ручной работе и поиску талантливых художников со всего света. В этой связи «Властелина колец» можно назвать памятником не только своего времени, но и всего настоящего и искреннего кинематографа в целом. Трилогия Джексона — это действительно история на века, десять часов чистейшей экранной магии и лучшее напоминание о том, что даже в самые темные времена нужно хранить в сердце надежду, смелость и доброту....подробнее
07.12.2023
Малефисента вернется в триквеле
Ради студии Disney Анджелина Джоли дважды примеряла образ волшебницы Малефисенты. Похоже, актриса готова сделать это и в третий раз: в недавнем интервью она подтвердила, что появится в новой части «Малефисенты». Представители Мышиного дома эту информацию пока не комментируют.
Первые звоночки о том, что «Малефисента» обзаведется триквелом появились еще в прошлом году, но тогда проект находился на ранних стадиях разработки. Официальной информации о фильме и его режиссере нет до сих пор, однако ранее в списке претендентов фигурировали имена Гильермо дель Торо и Жауме Кольет-Серры.
Судя по словам Джоли, «Малефисента 3» может стать последним ее фильмом перед продолжительной паузой в съемках. А ведь поклонники Marvel ждут, что она вернется в продолжении «Вечных», но, похоже, боссам студии придется поуговаривать актрису, если они хотят видеть ее в своей супергеройской вселенной.
Источник: Comic Book Movie...подробнее
19.04.2023
Джоли и Берри дадут прикурить бондиане
Warner Bros. сведет на экране сразу двух обладательниц «Оскара»: голливудский гигант опередил конкурентов в борьбе за права на сценарий боевика «Мод против Мод» (Maude v Maude).
Сюжет картины придумал Скотт Мосье («Великий Человек-паук»). Детали сценария не раскрываются, но до инсайдеров дошли сведения, что зрителей ждет залихватский экшен о противостоянии женских версий Джеймса Бонда и Джейсона Борна.
Текст привлек внимание Анджелины Джоли и Холли Берри. Обе звезды имеют внушительный опыт съемок в боевиках, поэтому в очередь за проектом выстроилось несколько крупных кинокомпаний. Самое интересное предложение Мосье сделало руководство WB.
Постановкой боевика займется Розанна Лян («Воздушный бой»).
Источник: Deadline...подробнее